Необходимо разъяснить порядок включения в список нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и определить, что заявление имеет характер заявителя

• г. Псков

Должны ли органы опеки и специализированное учебное заведение для детей-сирот разъяснить порядок включения в список нуждающимся в жилом помещении как относящимся к детям-сиротам и что это носит заявительный характер?

Ответы на вопрос (3):

Здравствуйте. Да, заявительный характер. Разъяснить обязаны

Спросить
Пожаловаться

Уважаемый Алексей! С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. о внесении изменений в ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Жилые помещения детям должны предоставляться из специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, после чего эти жилые помещения закрепляются за нанимателями на условиях бессрочного договора социального найма.

До 2013 года жилые помещения детям – сиротам предоставлялись сразу по договорам социального найма во внеочередном порядке. Промежуточное закрепление жилья на условиях специализированного найма позволило решить целый ряд вопросов с повышением гарантий жилищного обеспечения детей-сирот:

- установление отдельного от иных льготников порядка обеспечения жильем,

- закрепление на уровне закона единого правила для субъектов РФ о формирования списка детей-сирот, нуждающихся в жилищном обеспечении, основанного на заблаговременном выявлении льготников и планировании средств для приобретения специализированных жилых помещений в государственный жилищный фонд субъекта РФ,

- конретизация на уровне закона оснований нуждаемости детей-сирот в предоставлении жилья, исходя из сложившихся в правоприменительной практике за годы действия ЖК РСФСР 1983 г., ЖК РФ, ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» критериев признания нуждающимися (установления невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении) с учетом жизненных обстоятельств, в которых могут оказаться дети-сироты,

- направленность на ликвидацию государственной задолженности по жилищному обеспечению перед лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые не были обеспечены жильем до 1.01.2013 г., независимо от возраста таких лиц,

- исключение риска утраты нанимателем права пользования жилым помещением на период социальной адаптации ребенка-сироты во взрослой жизни. Именно поэтому договор специализированного найма жилого помещения призван обеспечивать промежуточное звено в решении жилищного вопроса таких граждан. Договор специализированного найма исключает приватизацию жилого помещения, не допускает выселение нанимателя из жилого помещения по любым основаниям, гарантирует государственное сопровождение нанимателя в течение срока договора специализированного найма (введение элемента постинтернатного сопровождения детей-сирот, хотя система постинтернатного сопровождения детей-сирот не создана).

Следует отметить, что новый ФЗ № 15-ФЗ, вступивший в силу с 1.01.2013 г. был принят 29.02.2012 г. еще до утверждения Указом Президента РФ № 761 от 1.06.2012 г. Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. При этом нововведения полностью вписались в указанную Стратегию.

В качестве мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в Стратегии предусмотрено совершенствование законодательства РФ в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

В таком совершенствовании уже нуждается новый механизм жилищного обеспечения детей-сирот, реализаций которого началась с 1.01.2013г.

Несмотря на целый ряд важных и эффективных правовых гарантий, установленных с принятием ФЗ № 15-ФЗ, новый порядок не учел все необходимые моменты и не устранил коллизии, которые в рамках предыдущего подхода, разрешались с учетом практики ВС РФ и КС РФ. Несовершенства нового закона ФЗ № 15-ФЗ оказалось возможным усмотреть при перестройке законодательства субъектов РФ с учетом нового порядка и в результате мониторинга первой практики применения нового закона.

Главный недостаток (упущение) нового порядка жилищного обеспечения детей-сирот состоит в том, что законодатель не закрепил возможность применения норм о социальном найме к специализированному найму, за исключением тех ограничений, которые были обусловлены целью перехода на систему специализированного найма (запрет на приватизацию и отчуждение жилого помещения).

Основные упущения сводятся к следующему:

- не установлен срок, в течение которого дети по наступлении предусмотренных в законе обстоятельств, имеют право на получение жилья. Ранее в ст. 57 ЖК РФ предусматривался внеочередной порядок предоставления жилого помещений, и даже несмотря на это формировалась задолженность по жилищному обеспечению. С 1.01.2013 г. действует особой порядок целевого предоставления жилья из специализированного жилищного фонда, который, по смыслу правовой гарантии, подразумевает немедленное предоставление жилья при наступлении установленных обстоятельств. Однако отсутствие закрепленного в законе срока вносит серьезную неопределенность в реализацию жилищной гарантии и позволяет органам власти злоупотреблять своими обеспечительными функциями;

- до 1.01.2013 г., когда жилые помещения предоставлялись детям-сиротам из фонда социального использования, согласно правовым подходам ВС РФ сложилось правило обеспечения жильем из расчета всех членов семьи ребенка – сироты. При переходе с 1.01.2013 г. на новый порядок жилищного обеспечения правоприменительный подход был неоправданно скорректирован в связи с изменение категории жилищного фонда на фонд, предназначенный специально для детей-сирот. Согласно Определению КС РФ от 24.01.2013 г. № 120-О новый порядок жилищного обеспечения предполагает предоставление жилого помещения только льготнику из расчета нормы предоставления на него. При этом совершенно не учитывается, что в ФЗ № 15-ФЗ смысл нового подхода к жилищному обеспечению детей-сирот заключается в промежуточном предоставлении жилья, как специализированного (благодаря ограниченному режиму использования помещения), с закреплением в дальнейшем этого же жилого помещения на условиях социального найма. Таким образом, конченая цель гарантии, как и прежде, обеспечение постоянным жильем детей-сирот. Напротив, получается, что ФЗ № 15-ФЗ, который был направлен на повышение правовых гарантий в области жилищного обеспечения детей-сирот, привел к ущемлению их прав в части размера предоставляемого жилья и обеспечения всей семьи ребенка – сироты жилым помещением. Такое конституционное истолкование нового подхода противоречит сложившейся до 1.01.2013 г. практики ВС РФ (Определение от 11.05.2011 г. по делу № 43-Г11-9), а также констатирует ущемление в новом законе правовых гарантий детей-сирот по сравнению с ранее действовавшей редакций ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ, что само по себе не может соответствовать Конституции РФ. При этом такой подход вдвойне циничен в отношении детей, итак оставшихся без попечения родителей, и в обеспечении жильем вынужденных оставаться одинокими гражданами. В то время как иные льготные категории граждан обеспечиваются постоянным жильем с учетом членов своей семьи. Кончено корень возникшей коллизии находится в тексте ФЗ № 15-ФЗ, в котором прямо не регламентирована норма предоставления жилья (сначала по договору специализированного найма, затем социального);

- не закреплены аналогичные социальному найму положения о плате за жилое помещение и возможности освобождения малоимущих нанимателей от платы за наем, а также установления размера платы как в социальном найме;

- хотя в ФЗ № 15-ФЗ и предписывается единый механизм формирования списка льготников, регламентация этого вопроса отнесена к законодательству субъектов РФ. Практика учета детей-сирот в субъектах РФ до 1.01.2013 г. складывалась неодинаково, а упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников не всегда учитывались как уважительное основание для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение. Поэтому правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий список, должно найти закрепление на уровне федерального закона и одинаково реализовываться в региональном законодательстве;

- некорректно сформулированы некоторые основания нуждаемости (невозможности проживания в жилом помещении), в частности связанные с проживанием в жилом помещении родителей, лишенных родительских прав. Невозможность вселения ребенка в ранее закрепленное за ним жилое помещения обусловлена судебным отказом в принудительном обмене жилого помещения, что вступает в противоречие с положением ст. 91 ЖК РФ о выселении из жилого помещения (а не обмене) лиц, лишенных родительских прав (при этом учитывая, что норма о выселении практически не применяется). Кроме того, принудительный обмен невозможен, если жилое помещение находится в собственности, а не на праве найма;

- отсутствуют основания нуждаемости аналогичные уже закрепленным в законе, в частности проживание в жилом помещении усыновителей, если усыновление отменено судом (это основание несколько отличается от проживания в жилом помещении родителей, лишенных родительских прав) и требуется установление прекращения права пользования помещением усыновителя или признание ребенка не приобретшим право пользования;

- необходимо установление основания нуждаемости при проживании ребенка-сироты в жилом помещении в общежитии или ведомственном жилищном фонде, статус которых не является определенным согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (если указанные жилые помещения не переданы в ведение органов местного самоуправления, но находились в домах, принадлежавших государственными или муниципальным предприятиям либо учреждениям),

- не решен вопрос об учете жилых помещений, находящихся в пользовании или собственности детей-сирот на территории иностранного государства в целях установления нуждаемости в предоставлении жилья на территории РФ. Отсутствие требуемой регламентации приводит к ущемлению прав детей-сирот, имеющих жилье за пределами РФ, и получающим на этом основании отказ в предоставлении жилья на территории РФ. В то время как порядок проверки качества такого жилья отсутствует, а ребенок вынуждается к переезду за пределы РФ, не получая, как гражданин РФ, жилье на территории РФ.

Следует отметить, что ряд из отмеченных дополнений включен в Законопроект № 141318-6 о внесении изменений в ст. 1 ФЗ № 15-ФЗ, подготовленный еще в сентябре 2012 г., до начала реализации нового порядка жилищного обеспечения детей-сирот.

Однако указанный законопроект остается без движения при том, что направлен на совершенствование столь важного механизма жилищного обеспечения детей-сирот и позволит избежать развития негативной практики в субъектах РФ, предотвратит ущемление прав детей-сирот в связи с некоторыми упущениями ФЗ № 15-ФЗ.

Спросить
Пожаловаться

ДА, они обязаны это сделать.

УДАЧИ ВАМ

Спросить
Пожаловаться

Я Сирота, За мной было закреплено бесхозное жилье, как мне восстановить право на включение меня в список детей сирот нуждающихся с жилом помещении?

Я сирота, с помощью суда добился включения в список детей сирот для однократного предоставления благоустроенного жилья. Если органы опеки не подадут апелляцию, то через какое время положена квартира?

Кто по закону должен оповещать учебное заведение о том, что ребенок-сирота потерял статус сироты, так как его забрала мама? (Детский дом, орган опеки и попечительства, или мама) и должен ли?, либо учебное заведение должно запрашивать эту информацию сама?

Чем отличается учет детей сирот в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и включение в список детей сирот качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения? Что из них первично.

Я являюсь сиротой в 2015 г был суд.

О включении меня в список детей сирот нуждающимся в благоустроеном жилом помещении суд вынес решение обязать министерство иущественых отношений города Омска Предоставить мне благоустроенный жилое помещение специализированный жило Хонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии порядка предоставления жилых помещений детям сиротам.

Далее мне был передан судебный лист. С ним я обратился к судебным пристовам. В августе начали судебное дело производство. Где были указаны сроки в отношении должника на 5 дней. Для добровольного исполнения требований. Прошло уже много месяцев а судебные приставы кормят завтраками, якобы позвоните в 2016 году мы вам скажет дадут вам квартиру или нет.

Я считаю это не законным подскажите как написать жалобу в прокуратуру и как быть?

Мне 23 года, я стаю в очереди на специализированное жилье для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в этой очереди я 800. в этом году я заканчивая средне специальное учебное заведение. Вопрос: должны ли мне выдать жилье по окончании учебного заведения? И пожалуйста с сылкой на закон. Живу в Иркутске.

Мне 22 года и я сирота. Учусь в Томске, сама из другого региона. Подавала документы на включению в список детям сиротам нуждающимся в жилом помещении в г.Томске. Все документы были предоставлены, но в итоге комиссия отклонила запрос ссылаясь на не подтверждения факта проживания. У самой нету возможности проживать в квартире где прописана т.к жилье съемное, временно живу в общежитии. Правомерен ли такой отказ?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

В 23 года я подавала заявление на включении меня в список на получение жилого помещения как сирота. Мне отказали так как мне 23 года. Сейчас я узнала что С 1 сентября 2019 года новый порядок формирования списков детей-сирот для обеспечения жильем.

https://informatio.ru/news/society/posobiya/s_1_senty..

Могу ли я сейчас попость в этот список и получить жилье?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение