Недавно вышло Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв.

• г. Москва

Недавно вышло Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213, которое определяет особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТРУДОВЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопрос: если трудовым кодексом не предусмотрено начисление средней заработной платы в отношении некоторых выплат, то соответственно, она не будет начисляться?

К примеру: согласно статье 170 ТК:

«Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время».

В отличие от статьи 170 ТК РФ прежняя редакция, а именно статья 111 КЗоТ содержала перечень случаев выполнения государственных или общественных обязанностей, за КОТОРЫМИ СОХРАНЯЛСЯ СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК.

К таким случаям, в частности, относятся:

- явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Как быть? От этого зависит учет расходов на оплату труда (ст.255 п.6)!?

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

В соответствии с действующим законодательством, а именно статьей 255 НК РФ, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В частности, к расходам на оплату труда в целях 25 Главы НК РФ относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Исходя из изложенного следует, что законодатель установил единый размер компенсационных выплат, принимаемый для целей налогообложения прибыли, а именно в виде среднего заработка работника при выполнении им государственных и (или) общественных обязанностей, если расходы, связанные с содержанием работника предусмотрены нормами законодательства РФ, в том числе и Трудовым кодексом, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом согласно статье 170 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей»:

«Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения».

В отличие от статьи 170 ТК РФ прежняя редакция, а именно статья 111 КЗоТ содержала перечень случаев выполнения государственных или общественных обязанностей, за которыми сохранялся средний заработок.

К таким случаям, в частности, относятся:

- явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Таким образом, ранее действовавшая статья 111 КЗоТ РФ, гарантировавшая работнику сохранение среднего заработка на время выполнения государственных или общественных обязанностей, с принятием нового ТК РФ свою практическую силу полностью утратила.

Однако в Российской Федерации действуют и другие законодательные акты, предусматривающие сохранение среднего заработка по месту основной работы работникам, привлекаемым к исполнению государственных обязанностей и (или) общественных обязанностей, которые, по нашему мнению, должны учитываться при учете расходов на оплату труда на основании 25 Главы НК РФ.

В частности, согласно пункту 2 Постановления СМ РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 "Об утверждении инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (с изменениями от 2 марта 1993 г.).

«2. За лицом, вызываемым в качестве свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика и понятого в соответствии со статьей 106 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, статьей 89 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, статьей 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, прокуратуру или в суд. Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы».

Согласно пункту 4 статьи 107 АПК РФ:

«4. За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».

Согласно статье 11 Закона РФ от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации":

«2. За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством».

Что касается лиц, участвующих в судебных заседаниях в качестве общественных обвинителей и общественных защитников, то нормы, позволяющие сохранить средний заработок за работником, действующим законодательствам, не предусмотрены.

Соответственно из всех перечисленных примеров, только в данном случае налогоплательщик не имеет право включить в расходы на оплату труда затраты в виде среднего заработка в целях исчисления налога на прибыль, если иное не будет предусмотрено в трудовом (коллективном) договоре.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Уважаемая Оксана, Вы правильно понимаете, что согласно ст.170 ТК РФ в обязанности работодателя входит лишь гарантия сохранения за работником места работы на период выполнения государственных или общественных обязанностей.Компенсацию потерь работника в заработке осуществляют государственные или общественные органы, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей в соответствии с отдельными нормативными актами в каждом конкретном случае. В тех случаях, когда законом, на основании которого работник привлекается к выполнению государственных или общественных обязанностей предусмотрено сохранение среднего заработка он исчисляется в порядке , установленном постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213.

Спросить

Москва - онлайн услуги юристов