Преподаватель отказался выставить зачет из-за одной недостаточно хорошей работи - как добиться бесплатной пересдачи?
Я по причине крайне плохого самочувствия пропустила часть пар по одной из дисциплин в вузе. В медучреждения я не обращалась, приводила себя в норму своими силами. Но все работы, которые пропустила, сделала самостоятельно, принесла преподавателю, и он довольно хорошо их оценил. Но при этом отказался выставлять мне зачет, обосновывая это отсутствием у меня одной из аттестационных работ, хотя по количеству баллов я опережаю многих, кто зачет получил. К тому же, эту работу я предоставила, преподаватель просто счел ее недостаточно хорошей. Но дело не в этом. Пересдача - только платная. Мол, нужно заплатить, пройти какие-то курсы и только тогда мне поставят зачет. Возможности пересдать бесплатно - нет, преподаватель категоричен. Сказал, что обращаться в деканат - бесполезно, вы ничего не добьетесь. И эта схема работает уже не первый год.
Финансово я не могу позволить себе платную пересдачу, т.к. это выливается в сумму, превышающую три тысячи рублей. Могу ли я как-то добиться пересдачи этого зачета бесплатно?
обращайтесь письменно в деканат и требуйте бесплатной пересдачи, если они откажут в отдел образования и прокуратуру
Спросить, было назначено 4 пересдачи (по 2,обычная пересдача и пересдача с комиссией) , я сдала на 4 пересдаче, на первые 2 не явилась без уважительной причины, в списках на отчисление после них себя не увидела, но когда я уже сдала зачет, увидела что я отчислена, приказ вышел после сдачи зачёта, говорят, что 2 попытки уже было и без уважительной причины я пропустила зачёт, но деканат выдавал мне ведомости на пересдачу и после 2 х комиссий меня не было в списках, не понимаю...
Надо смотреть как оформляли все документы. Если действительно все так как вы говорите, то можно оспорить в суде отчисление. Но с учетом положений локальных актов ВУЗа. изучите порядок, который там указан. Относительно оснований отчисления, относительно уведомления, ознакомления с результатами и пр.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
СпроситьОспаривайте отчисление в суде. Из изложенного сложно понять основание для отчисления. Если причина отчисления только в этом зачете, то суд иск удовлетворит с большой вероятностью. Отчисленного студента к сдаче зачет не допусти ли бы. Возможно это не единственная академическая задолженность за Вами.
Ст.131,132 ГПК РФ,
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"СпроситьСтатья 61. Прекращение образовательных отношений
1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
За неуспеваемость имели право отчислить, все основания для отчисления и порядок устанавливаются локальными актами образовательного учреждения. То,что Вас не ознакомили с приказом-нарушение, но это само по себе не может явиться основанием для Вашего восстановления.
Можете оспорить отчисление в суде.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"СпроситьСтатья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Добрый день.
По порядку:
1. Определенные нарушения налицо.
2. Вам необходимо подавать административное исковое заявление в порядке статьи 125 КАС РФ.
3. Чтобы помочь более компетентно необходимо ознакомиться с документами. Если ваше учебное заведение их не предоставит, тогда ходатайствовать перед судом об их истребовании.
СпроситьОтвет отключен модератором
Эти вопросы регулируются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внутренними локальными актами вашего университета и Установом. Вам нужно ознакомиться с этими документами внимательно либо нанять адвоката, который сможет это сделать. В любом ВУЗе есть положение о зачетах и экзаменах, регулирующее отношения, связанные с промежуточной аттестацией и в каждом ВУЗе свои особенности. Без ознакомления с этим документами ответить на ваш вопрос однозначно невозможно.
СпроситьВы,конечно имеете право обжаловать данное решение деканата в судебном порядке, но прежде чем кидаться в омут с головой, лучше ознакомиться с положениями данного учебного заведения и судебной практикой, хотя терять и нечего, но в суд надо все равно грамотно писать. Ниже обзор судебной практики, пригодится.
Обзор судебной практики по делам о незаконном отчислении обучающихся
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе порядок и основания отчисления и восстановления обучающихся. Существует три требования, предъявляемых к локальным нормативным актам такого рода. Во-первых, они должны соответствовать законодательству, входить в компетенцию организации и быть приняты с соблюдением установленного порядка. Вероятно, предполагается, порядок, установленный законодательством (уровень принятия решения, орган, принимающий решение, срок, наличие обязательных консультаций и др.) или уставом образовательной организации. Во-вторых, они не могут ухудшать положение обучающихся образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании. В-третьих, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. В случае нарушения указанных требований акты не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Отчисление является формой прекращения образовательных отношений по инициативе образовательной организации (ч. 2 ст. 61 Закона), в том числе в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана (далее - неуспеваемость).
Минобрнауки РФ в 2015 году разъяснило, что следует понимать под неуспеваемостью (см. Письмо от 15 сентября 2015 г. № АК-2655/05). Не выполнившими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана признаются обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности (часть 11 статьи 58 Закона).
Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
При этом, даже если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации. Такому обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются организацией.
Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность. Таким образом, указанные два раза представляют собой повторное проведение промежуточной аттестации или, иными словами, проведение промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности.
Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности).
Рассмотрим ряд случаев, в которых локальный нормативный акт образовательной организации об отчислении был оспорен в суде.
До судов, как правило, доходят только дела об отчислении студентов, а родители школьников предпочитают решать вопрос об отчислении в административном порядке. Хотя бывают и исключения. В таких случаях дела об отчислении несовершеннолетних школьников рассматриваются как нарушение конституционного права на образование. Образовательная организация не только обязуется восстановить школьника на прежнем месте обучения, но и привлекается к административной ответственности в виде штрафа, на основании ч. 1 ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Так, например, поступил мировой судья района Сокольники г. Москвы. Его решение было впоследствии подтверждено Московским городским судом. Впервые в российской судебной практике договор об оказании образовательных услуг был признан договором административного характера, а не гражданским договором. Поэтому все ссылки образовательной организации на Гражданский кодекс РФ были отвергнуты судом, поскольку значение для дела имели только факты, подтверждающие нарушение административного порядка заключения и расторжения публичного договора.
Напомним детали данного дела. В Постановлении Московского городского суда от 24 августа 2015 г. № 4 а-2129/15 частная гимназия признана судом виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ – нарушение права на образование в виде незаконного отчисления – с присуждением штрафа в размере 100 000 рублей. Нарушение состояло в том, что в противоречии с уставом гимназии решение об отчислении было принято в одностороннем порядке генеральным директором гимназии с последующим утверждением попечительского совета, а не педагогическим советом, как того требует устав. Руководство гимназии полагало, что право на образование нарушено не было, так как гарантии реализации данного права обеспечиваются только органами государственной власти и органами местного самоуправления, тогда как гимназия является частной организацией и оказывает платные образовательные услуги в рамках гражданско-правовых отношений. Суд опроверг данные утверждения и постановил, что возникновение, изменение и прекращение отношений, связанных с оказанием как бесплатных, так и платных образовательных услуг, относится к сфере регулирования законодательства об образовании, содержащего нормы административного права. В связи с этим ссылки заявителя на нормы ГК РФ, предусматривающие основания изменения и расторжения гражданско-правового договора, нельзя принять во внимание, так как к отношениям, возникшим на основании договора об образовании, содержащего элементы административно-правового договора, они не могут быть применены.
Еще одна категория дела, в которых оспаривается незаконность отчисления школьников, связана с отказом в приеме в 10 класс. Практика не принимать школьников в 10 класс по причине несоблюдения порядка приема в 10 класс, установленного в образовательной организации, отсутствия мест или по причине неудовлетворительного уровня знаний вызывает особую обеспокоенность. Представляется, что такой подход судов к решению вопроса о приеме в 10 класс может повлечь нарушение конституционного права на обязательное полное общее образование.
Так, например, в Постановлении Самарского областного суда от 18 мая 2015 г. № 4 а-325/2015 Директор гимназии была признана невиновной в ограничении права девятиклассника на образование. Как постановил суд, поскольку родители окончившего 9-й класс и получившего аттестат об основном общем образовании школьника своевременно не обратились с заявлением о зачислении его в 10-й класс, который приказом директора был укомплектован, отчисление заявителя из образовательной организации не повлекло нарушения или незаконного ограничения прав и свобод обучающегося в сфере образования. Суд указал, что при получении основного общего образования и завершении освоения основных образовательных программ порядок перевода учащихся на следующий уровень среднего общего образования законодательством РФ об образовании не определен и в соответствии с ч. 9 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам. Учитывая изложенное, привлечение к административной ответственности директора гимназии суд признал незаконным, поскольку в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Другой пример отказа в приеме в 10-й класс – из Комсомольска-на-Амуре. В Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 13 марта 2015 г. по делу № 33-1577/2015 суд признал законным отказ в приеме в 10-й класс по причине низкой успеваемости. Ребенок истца принял решение продолжить обучение в школе с целью получения общего среднего образования и обратился с заявлением о приеме в 10 класс, в чем ему было отказано по причине низкого образовательного рейтинга. Суд подтвердил правомерность решения директора школы, указав, что отбирая учащихся в профильные классы, директор руководствовался установленной в учреждении шкалой оценок. Программа обучения в 10-х классах была рассчитана только для обучения по профильным предметам, общеобразовательных 10 классов в школе не имелось, в связи с чем продолжить обучение по общеобразовательной программе ребенок истца не имел возможности.
Таким образом, практика показывает, что суды все чаще признают законным отказ в приеме в 10-й класс, несмотря на то, что все 11 классов общего образования являются обязательными, в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона.
Перейдем к рассмотрению дел об отчислении студентов вузов. По общему правилу, студенты, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из образовательной организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (ч. 11 ст. 58 Закона).
Первый вопрос, который возникает при прочтении вышеуказанной статьи 58, – что относится к понятию «академической задолженности». Несмотря на разъяснения Минобрнауки, приведенные в начале обзора, на практике все еще возникают вопросы к этому термину. Так, например, Алтайский краевой суд рассмотрел вопрос о том, является ли пропуск лекционных занятий академической задолженностью. В Апелляционном определении от 1 июля 2015 г. № 33-5923-2015 суд пришел к выводу о том, что уважительный пропуск лекционных занятий свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении учебного плана, но не может служить основанием для досрочного прекращения образовательных отношений.
Тем временем, требует уточнения понятие «уважительной причины» для пропуска занятий. Например, в Апелляционном определение Московского городского суда от 22 декабря 2014 г. по делу № 33-37960 суд отменил приказ об отчислении студента, поскольку, вопреки требованиям законодательства и локальных актов Университета, отчисление проведено в период госпитализации студента. Мера дисциплинарного взыскания в виде отчисления принята без предварительного письменного объяснения и во время болезни студента. При этом, как указал суд, сам по себе факт не информирования руководства Университета об уважительности причин отсутствия на занятиях не может повлечь отчисление тяжело больного студента, которому на период болезни предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья.
Аналогичное дело было рассмотрено в Апелляционном определении Воронежского областного суда от 9 октября 2014 г. № 33-5431. Суд отменил приказ об отчислении студента академии по состоянию здоровья, поскольку, в подтверждение состояния здоровья были предоставлены некорректные документы. Согласно локальному нормативному акту образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося и академии, например, по состоянию здоровья обучающегося на основании справки врачебной комиссии. При этом, к материалам дела вместо заключения врачебной комиссии приобщено сообщение главного врача. Суд не принял данный документ в качестве подтверждения состояния здоровья, влекущего отчисление, и восстановил истца в числе студентов академии.
В то же время, неучастие в учебном процессе без уважительных причин, как и следует ожидать, признается судами в качестве достаточного основания для отчисления. Например, в деле, рассмотренном в Апелляционном определении Московского городского суда от 20 ноября 2014 г. по делу № 33-43376, приказ об отчислении из университета признан законным, поскольку истец без наличия надлежащего основания не участвовал в учебном процессе, что явилось основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде отчисления. Как следует из материалов дела, на основании заявления отчисленного студента и в результате недобросовестных действий последнего, ему был предоставлен академический отпуск без наличия для этого установленных оснований, что студент подтвердил в заседании судебной коллегии, указав, что данный отпуск ему был необходим из-за финансовых трудностей. В связи с фиктивным отпуском и без наличия надлежащего основания студент не участвовал в учебном процессе, что явилось основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде отчисления. Установленный порядок применения взыскания был соблюден должным образом, обжалуемые приказы вынесены в установленном порядке компетентным лицом в пределах имевшихся полномочий.
Аналогичным образом Хабаровский краевой суд пришел к заключению, что истица не предоставила доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших исполнению установленных уставом учреждения и законом обязанностей добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 33-5718/2015). В частности, при наличии у истицы академической задолженности по 10 предметам, она обратилась с заявлением о продлении срока сдачи экзаменационной сессии, представив медицинскую справку. Распоряжением директора Института летняя экзаменационная сессия была продлена, однако истица не приступила к ликвидации образовавшейся академической задолженности. Взять у нее письменное объяснение по факту пропуска занятий и образования академической задолженности не представилось возможным в связи с тем, что она не посещала институт. На этом основании суд признал отчисление законным.
Не следует забывать, что суды имеют тенденцию к проверке подлинности медицинских справок, используемых студентами как обоснования уважительных причин пропуска занятий или неликвидации академической задолженности. Например, Мосгорсуд признал отчисление законным, поскольку дисциплинарное взыскание в виде отчисления было наложено на истца за представление поддельных документов. Несмотря на то, что медицинская справка содержала подлинные печати медицинского учреждения, подписи соответствующих должностных лиц, а также соответствовала форме, суд проверил ее подлинность непосредственно в медицинском учреждении и получил ответ о том, что данная справка не выдавалась (Апелляционное определение Московского городского суда от 12 февраля 2015 г. по делу № 33-4539/2015).
Большое количество успешных дел об оспаривании отчисления связано с тем, что образовательная организация не создала надлежащие условия для ликвидации академической задолженности. Отчисленные в такой ситуации студенты, как правило, подлежали восстановлению, как показывают следующие примеры.
Например, в Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 2 июня 2015 г. по делу № 33-5044/2015 приказ об отчислении студента был признан судом незаконным, поскольку студенту не было предоставлено достаточно времени на сдачу экзаменов и зачетов. Фактически, истцу не были предоставлены надлежащие условия для сдачи зачетов и экзаменов: по истечении срока ликвидации академической разницы график ликвидации академической задолженности составлен не был, комиссия для повторной сдачи задолженностей не создавалась, несмотря на то, что истцом принимались все возможные меры по ликвидации академической разницы и академической задолженности.
Аналогичное решение было принято Московским городским судом. В Апелляционном определении от 4 февраля 2015 г. по делу № 33-3458/2015 суд признал незаконным приказ об отчислении из университета «за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы», поскольку до даты отчисления из университета ответчиком истцу не были созданы условия для ликвидации академической задолженности. В частности, из материалов дела следует, что истец пять раз обращался к декану факультета с заявлением о предоставлении ему допуска для ликвидации академической задолженности, а в случае отказа просил предоставить мотивированный ответ. Однако мотивированного отказа в предоставлении допуска для ликвидации академической задолженности университетом дано не было.
В другом аналогичном решении Московский городской суд усмотрел несоблюдение университетом обязанности по предоставлению студенту доступа к ликвидации академической задолженности в том, что на неоднократные обращения истицы по поводу предоставления допуска для ликвидации задолженности университет ответа не дал, а графика отработок, который был доведен до сведения студентов, суду представлено не было (Апелляционное определение от 4 февраля 2015 г. по делу № 33-3457/2015).
При этом, имеет значение дата, на которую назначена ликвидация академической задолженности. Например, в Апелляционном определении Костромского областного суда от 9 июля 2014 г. по делу № 33-1078 суд удовлетворил требование об отмене приказа об отчислении из университета и восстановлении в списках студентов, взыскании компенсации морального вреда удовлетворено, поскольку доказано, что истцу до его отчисления из университета ответчиком не были созданы условия для ликвидации академической задолженности. Согласно законодательству об образовании обучающийся имеет право на две попытки ликвидации академической задолженности (пересдачи экзамена), при этом образовательное учреждение обязано создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и осуществлять контроль за своевременностью ее ликвидации. Вместе с тем, в рассматриваемом случае вторую попытку пересдачи университет предоставил истцу уже после даты его отчисления.
В ряде случаев отчисленным студентам удалось доказать в суде, что приказ об отчислении был принят с нарушением порядка его принятия или не уполномоченным на то лицом. В качестве примера приведем два судебных решения.
В Апелляционном определении Саратовского областного суда от 1 октября 2014 г. по делу № 33-5507 суд признал приказ об отчислении незаконным, поскольку университетом нарушен порядок отчисления, в частности, порядок привлечения к дисциплинарному взысканию. Как следует из материалов дела, студент был отчислен за курение в общежитии. Приказ об отчислении признан незаконным, поскольку суд исходил из того, что наложенное на истца дисциплинарное взыскание не соответствует тяжести совершенного им нарушения, мера дисциплинарного взыскания применена без учета предшествующего поведения истца и отсутствия у него дисциплинарных взысканий, без учета мнения обучающихся. Например, суд отметил, что протокол заседания учебно-стипендиальной комиссии юридического факультета датирован днем издания приказа и из него не следует, что подписание приказа об отчислении следовало за заседанием учебно-стипендиальной комиссии. Кроме того, истец не был уведомлен о рассмотрении вопроса о возможном применении к нему меры воздействия в виде отчисления, отсутствует голосование по данному вопросу. В локальных нормативных актах ответчика отсутствует понятие грубого нарушения, в связи с чем при решении вопроса об отчислении из состава студентов, ответчик должен учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, предшествующее поведение обучающегося. Как установлено судом, отчисленный студент ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, не допускал каких-либо нарушений локальных нормативных актов университета, отчисление из состава студентов за нарушение Правил внутреннего распорядка студенческого общежития не предусмотрено, запрет на курение в комнатах в общежитии, введен в действие после совершения вышеуказанного дисциплинарного проступка.
Второй пример касается принятия приказа об отчислении уполномоченным на то лицом. В деле, рассмотренном в Апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 25 июня 2015 г. по делу № 33-9331/2015, cтудентка была отчислена из филиала университета за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом, правилами внутреннего распорядка университета и правилами проживания в общежитии университета, иными локальными актами университета. Вместе с тем, приказ об отчислении признан незаконным, поскольку он принят не уполномоченным на то лицом, а именно, в нарушение требований локальных нормативных актов, студентка отчислена не приказом ректора по представлению руководителя филиала, а приказом директора филиала.
Для контраста, рассмотрим примеры безуспешного оспаривания студентами приказов об отчислении. Наибольшая часть таких дел связана с выполнением образовательной организацией условия о предоставления студенту возможности ликвидировать академическую задолженность, которой студент либо не воспользовался, либо воспользовался безуспешно.
Так, например, в деле студента Омской государственной медицинской академии отчисление было признано законным, поскольку производилось трижды, студент имел академическую задолженность и систематически нарушал правила внутреннего распорядка (Апелляционное определение Омского областного суда от 17 декабря 2014 г. по делу № 33-8206/2014).
В Ростовской области суд не принял во внимание доводы отчисленного студента о признании незаконным и отмене приказа об отчислении из университета, поскольку было установлено, что студенту была предоставлена возможность пересдать три академические задолженности, возникшие после третьей сессии. Не сумев ликвидировать академическую задолженность в установленные сроки, студент был правомерно отчислен из университета, как не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и учебного процесса (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 2 декабря 2014 г. по делу № 33-16089/2014).
Также, в Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 26 февраля 2014 г. по делу № 33-2213/14 отчисление признано правомерным, поскольку учебный план за спорный период в нарушение положений действующего законодательства и устава учебного заведения истцом не выполнен, предоставленная ему возможность погасить академическую задолженность не использована.
Таким образом, неиспользование студентом возможности ликвидации академической задолженности, предоставленной университетом, ведет к признанию приказа об отчислении правомерным. При этом необходимо в установленном порядке уведомить студента об отчислении.
В Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 2 февраля 2015 г. № 33-382/2015 суд рассмотрел вопрос о том, кто конкретно должен уведомить студента об отчислении. Отчисленный студент оспаривал незаконное бездействие ректора учебного заведения, выразившегося в непредставлении приказа об отчислении, копий документов, послуживших основанием для отчисления. Вместе с тем, указанная информация была предоставлена ему отделом кадров обучающихся, поскольку положения устава учебного заведения не предусматривали полномочия ректора по ознакомлению студентов с соответствующими приказами.
В Апелляционном определении Иркутского областного суда от 11 февраля 2016 г. по делу № 33-1502/2016 суд рассмотрел спор о надлежащем уведомлении студента об отчислении. Между сторонами был заключен договор на оказание платных образовательных услуг. Истец отчислен из образовательного учреждения за невыполнение учебного плана. При этом он утверждает, что не был уведомлен об отчислении. Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что занятость истца на работе уважительной причиной наличия академической задолженности признана быть не может. Поскольку академическая задолженность в установленный и согласованный с ним срок ликвидирована не была, ответчик принял решение уведомить истца об отчислении из ВУЗа, запросив у него письменное объяснение причин невыполнения учебного плана и документы, подтверждающие уважительную причину. Названное уведомление было вручено истцу лично. Согласно его собственноручной расписке на тексте уведомления, все объяснения были им даны ранее. Директором ВУЗа был издан приказ о его отчислении за невыполнение учебного плана. При этом, суд отметил, что в данном случае отчисление не относится к дисциплинарным взысканиям, применяемым к обучающимся, а является предусмотренным законом и договором об оказании платных образовательных услуг основанием досрочного расторжения договора. Таким образом, основания для признания недействительным оспариваемого истцом приказа об отчислении у суда первой инстанции отсутствовали.
Иная характеристика отчисления является не единственной особенностью обучения на основании договора об оказании платных образовательных услуг. Как правило, расторжение договора влечет за собой споры о возврате неиспользованных средств, уплаченных за обучение. Например, Верховный суд Республики Башкортостан рассмотрел в Апелляционное определении от 29 октября 2015 г. по делу № 33-18976/2015 вопрос о взыскании аванса за обучение в рамках защиты прав потребителя. По обстоятельствам дела, между сторонами был заключен договор на оказание образовательных услуг. Истец внес плату за обучение, но, добровольно отказавшись от обучения, просил вернуть уплаченные авансом денежные средства, в чем ему было отказано. Суд постановил, что истец, вступая в договорные отношения с ответчиком, рассчитывал на оказание ему образовательных услуг, поэтому плата за услугу, которая ему не была оказана, должна быть возвращена, за исключением фактически понесенных исполнителем расходов.
Интерес представляет необычная аргументация аналогичного дела, рассмотренного Мосгорсудом. В Апелляционном определении Московского городского суда от 26 ноября 2015 г. по делу № 33-44446/2015 истец утверждал, что локальные нормативные акты, на основании которых он был зачислен, являются дискриминационными и плата за обучение, установленная ректором вуза для иностранных студентов из стран СНГ, нарушает нормы закона, провозглашающие, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех. Вместе с тем, суд отказал в удовлетворении требований, поскольку истец не смог предоставить доказательств того, что ему был предоставлен доступ к образованию на иных условиях, чем для граждан РФ. Истец добровольно заключил договор на оказание услуг по подготовке по основной образовательной программе высшего профессионального образования, согласившись с его условиями, а также с условиями стоимости обучения. По этой причине суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
15 октября 2016 г.
Смирнова М. В.
Кандидат юридических наук, LLM
Научный сотрудник Университета Манчестера
Старший научный сотрудник Федерального центра
образовательного законодательства.
СпроситьОтвет отключен модератором
Меня хотят отчислить из университета, задолженность - два зачета одного преподавателя. Было всего 2 официальных пересдачи (без комиссии, хотя формально она должна была быть) Преподаватель всячески пытался завалить и поставил незачет. В деканате говорят, что назначать 3 пересдачу не будут. И что преподаватель не мог себя вести непредвзято. Подскажите, вполне ли это законно и как быть в данной ситуации?
---Здравствуйте, никто не пересдаёт больше 2 раз, преподаватель не обязан с вами дополнительно работать по той же пересдаче. Поэтому вполне могут отчислить. Удачи Вам, и всего хорошего.
СпроситьДобрый вечер! Требуйте комиссионный сдачи, напишите заявление на предвзятость преподавателя, пусть назначают комиссию и сдавайте зачет ей.
СпроситьЗдравствуйте. Увы, но данный вопрос Вы можете решить либо - внутри образовательной организации, либо - путем направления жалобы в министерство образования и Рособрнадзор.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.
СпроситьДоброго времени суток, Анна! Первые 2 раза экзамен сдают преподавателю, на 3 раз комиссии, обычно из 3 человек. Если комиссия ставит 2, то могут отчислить. Успехов Вам!
СпроситьЗдравствуйте! В данном случае преподаватель не обязан с вами дополнительно работать по той же пересдаче по данному обстоятельству
СпроситьУ меня такая проблема, я обучаюсь на втором курсе в Ижгту на заочном отделении. У меня произошел конфликт с преподавателем правоведения. Суть конфликта в том что преподаватель относиться халатно к своим обязанностям и наплевательски к студентам. Дальше постараюсь вкратце рассказать что к чему.
Первое занятие по данному предмету у нас было на первом курсе, было две лекции. Обе лекции по факту были посвящены не подготовке к экзамену, который должен был пройти на следующей сессии, а обсуждению разнообразных тем которых не всегда касались правоведения в принципе. Преподаватель тогда ссылалась на то что мол за две лекции подать целый курс просто невозможно. Задания для подготовки к экзамену она нам не дала никакого, а так же никаких материалов для подготовки. На лекции она упоминала о том что у нее есть свой учебник, но никакой целевой установки на то что готовьтесь к экзамену по нему не было. Соответственно на следующую сессию мы ушли без задания.
Экзамен она решила провести устный, проходил он следующим образом, человек выходит к доске и отвечает на три вопроса из области правоведения. Если не отвечаешь правильно хотя-бы на один из трех, экзамен не сдан. Все это больше напоминало какое-то ток шоу. Экзамен этот не сдал никто тогда. Мы договорились о пересдаче, в назначенный день часть группы пришла на пересдача, преподаватель же не явился, доверив другом преподавателю из своей кафедры дать нам письменное задание и потом собрать работы. Я на пересдачу ходил, на все поставленные вопросы я ответил. (Их всего было три). Пересдача проходила осенью 2018 года. Спустя три месяца, на зимней сессии мы решили узнать результаты. У нескольких человек оценка стояла, лично у меня нет. Несколько оценок было у студентов которых на пересдаче вообще не было и ребята не могли понять откуда оценка взялась.
Когда мы обратились к заведующему нашей кафедры, он предложил, организовать пересдачу, ссылаясь на то что мол если мы ходили на пересдачу, то это не значит что мы сдали. Пересдача была назначена на дату после окончания зимней сессии (их у нас три в году). На нее пришла часть группы, несколько человек получило оценку, несколько неудовлетвор., части из тех чтобы были, было проставлено неявку.
Сегодня я обратился к данном преподавателю с вопросом о том какая моя оценка за работу которую я писал на первой пересдаче, почему она не проставлена. Преподаватель оценку не назвала, работу эту возможно она просто потеряла. Начала предлагать придти снова на пересдачу, и снова в дату когда сессия уже закончиться, а я ввиду проживания в другом регионе не могу на ней находиться.
Вся суть этой писанины сведена вот к чему, я хочу написать жалобу на данного преподователя, прошу обьяснить к кому с ней можно обратиться и помочь ее составить. Так как данное поведение преподователя считаю как минимум неприемлемым. Данный преподаватель сегодня даже не был в состоянии показать мне мою работы, которую я писал на пересдаче и обьяснить, как так у меня оценки нет, а у товарища который с меня списывал, оценка стоит, при том отлично, и это с учетом того что работа у него выполнена не полностью.
Жалобу согласно ст.30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нужно подавать ректору учебного заведения. Если мер не примет, то в Управление образованием, чтобы приняли меры в отношении ректора, который не в состоянии организовать учебный процесс и наладить дисциплину труда (ст.192-193 Трудового кодекса РФ), вследствие чего преподаватели могут позволить себе так относиться к своим обязанностям: давать материал не по программе, по своему усмотрению устанавливать порядок сдачи экзамена (возможно в нарушение локального нормативного акта), а также терять результаты пересдачи экзамена.
СпроситьПодавайте жалобу ректору учебного заведения и в Министерство образования. Не примут меры - в прокуратуру.
Ст.30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
СпроситьПодавайте жалобу непосредственно ректору учебного заведения Согласно Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Ждите ответа на ваше обращение.
СпроситьКакой странный вуз.
Группу студентов переводят на следующий курс с массовой задолженностью.
Студенческие работы теряются.
На официальном сайте вуза не работают разделы "Задать вопрос", "Права студентов".
Может к вузовскому психологу обратиться раз уж есть такая должность в вузе? Пусть помогает разрешить конфликт преподавателя и студентов.
Моё мнение: написать жалобу в адрес завкафедрой по поводу утерянной студенческой работы.
А можно сюда В Студком https://studcom.istu.ru/contact Они как раз просят жалобы направлять по качеству образования.
Почему обжаловать именно утерю студенческой работы? А потому что это самый безопасный прием, причем по жалобе д.б. проверены многие - деканат (дата приема студенческой работы и её движение по этапам), преподаватель (результат проверки работы и знаний), завкафедрой (обеспечение соблюдения требований преподавателями кафедры и др.)
СпроситьМожете обратиться с жалобой о проведении проверки по данным фактам в отдел образования и в прокуратуру - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Далее в суде оспорить.
СпроситьЗаочная (контрактная) форма обучения. Вуз государственный. Экзаменационная сессия.
Сданы все дисциплины, за исключением одной (есть зачёт, но нет экзамена) вопрос: с первого раза не сдал, на 1 й пересдаче не сдал - в праве ли мне деканат назначать платную пересдачу?! если да то как назначается цена за эту пересдачу? (чем это регламентируется? Должна ли быть привязка к стоимости работы одного часа преподавателя? Просто цену 5.000 р я считаю не обоснованной вообще ничем, и разве в оплаченные деньги за обучение в семестр не входят таковые расходы?) заранее благодарен.
Здравствуйте!
Вы учитесь на платной основе и производите оплату за обучение, но это не является основанием устанавливать плату за сдачу или пересдачу экзаменов. Задайте этот вопрос в деканате или руководству вуза, пусть Вам укажут статью Устава ВУЗа или положение Вашего договора о дополнительной оплате за пересдачу, маловероятно, что такие положения в Вашем договоре или Уставе есть, т.к. это незаконно.
С уважением, юрист Григорьева Е.Р.
СпроситьСтолкнулся с предвзятым отношением преподавателя. В вузах сейчас рейтинговая система, т.е. зачет/экзамен это только 40 баллов (3 или зачет от 50). На зачете, преподаватель говорил, то я все правильно ответил, но не давал толком говорить, перебивал и спрашивал то, чего нет в билете. На пересдаче у меня было высокое давление, преподаватель предоставил недостоверную информацию о сдаче другому преподавателю, и как результат, я приехал сдавать зачет после скорой, а зачета не было. От стрессов постоянн скачет давление. Вся проблема была в том, что преподавателю не понравилось, что я работаю и иногда пропускал ее пары. Завтра зачет с комиссией. Независимо от сдачи, как грамотно написать жалобу на преподавателя?
Помогите разобраться с такой ситуацией. Я обучалась на курсе очного отделения на бюджете. Всегда все сдавала без всяких проблем, но в этот раз получилась такая ситуация: Был у нас зачет по я бы не сказала, что профильному предмету на который в учебном плане отведено всего лишь 76 часов. Мы его не сдали по причине не защищенных лаб. работ, ну не в этом суть. Суть в том, что пересдачи как выяснилось были в зимние каникулы и после них назначались несколько раз, о чем никто из нс не был в курсе, т.к. когда заходили в деканат узнать когда они буду нам говорили мы не в курсе. В итоге за 2 недели или того еще меньше мы узнали, когда все таки пересдачи состоятся и соответственно начали сдавать, но преподаватель уже пошел на принцип, жаловался нашему новому зам. директора и в итоге мы пришли на очередную пересдачу и вот сюрприз мы сдаем ее с комиссией. Комиссия состояла из преподавателя. Который читал данный предмет, еще один преподаватель, который читает схожий предмет и другой преподаватель, который к данному предмету вообще не имеет никакого отношения. При этом один преподаватель принимал свой предмет на пересдаче, объяснял как делать лаб. работы по его предмету, в общем все это не очень то было похоже на зачет с комиссией. При этом заходили постоянно другие преподаватели, которые смеялись над данной ситуацией. Преподаватель. Когда раздавал задания нам сказал писать все кратко в общих чертах и быстро, мы так и сделали. Сели сдавать и тут понеслось куча вопросов, а почему вы так плохо подготовились, вы очень мало написали и т.д. Заданий было 5, из них на 3 я ответила точно. Уж на зачет точно хватило бы. В итоге мы не сдали, никаких актов составлено не было, мы просто подписали свои листочки и ушли. Подошли к зам. директора она отвернулась сразу и в след бросила считайте себя отчисленными. И это все. Последняя пересдача, если рассматривать период пересдач была 28.04.2013 приказа об отчислении до сих пор нет, хотя на сколько я знаю они обязаны эего предоставить в течении месяца. Все остальное у меня сдано и экзамены и курсовая и зачеты, остался только этот. Все ли законно с их стороны? Есть ли смысл обращаться в рособрнадзор?
если вы уверены, что преподаватель не прав и вы знаете предмет, то конечно нужно жаловаться на плохую организацию учебного процесса, что вам не предоставляют информацию о приеме задолженностей. Придет комиссия и разберется. Однако должен заметить, что обычно такие проблемы у отстающих студентов, которые свою лень и незнания перекладывают на плечи преподов. Кто нибудь бы из вас (отстающих) остановился и хоть раз подумал о себе критически - у вас по всей жизни виноваты не вы, а другие. Вывод - жалуйтесь, разберутся.
СпроситьЯ студентка, у меня остался один долг по предмету. Мне дали три попытки пересдач.
На всех пересдача меня завалили. Я знаю этот предмет хорошо. Я написала жалобу на преподаватели. Мне дали четвертую попытку. На четвертой пересдачи были камеры. Имеют ли право для нас устанавливал камеры? Могут нарушать мой права? Я с камерами себя чуствовала не с той тарелки.
Вообще должна собираться комиссия из нескольких преподавателей кафедры и заведующим. А камеры ставят для того, чтобы доказать не предвзятость по отношению к вам и чтоб доказать, что процесс экзаменации проходит без организационных нарушений.
СпроситьЯ студентка, у меня остался один долг по предмету. Мне дали три попытки пересдач. На всех пересдача меня завалили. Я знаю этот предмет хорошо. Я написала жалобу на преподаватели. Мне дали четвертую попытку. На четвертой пересдачи были камеры. Имеют ли право для нас устанавливал камеры?
Конечно имеют право устанавливать. Это не запрещено, в Ваших же интересах. Никакой закон в данном случае не нарушен. Они же не скрытые.
СпроситьУ меня такая ситуация: я учусь на бюджете в медицинском колледже на 1 курсе, после первого семестра по экзамену у меня стоял автомат, а по остальным предметам зачёты, кроме единственной дисциплины анатомии. Обучение проходило в дистанционном режиме, поэтому я просмотрела все свои работы в портале и обнаружила, что преподаватель по данной дисциплине не проверил мои работы, которые я отправляла ему в заявленный им же срок, возможно эту случилось из-за большого количества работ, но я обратилась напрямую к преподавателю, на что он пообщал проверить работы и поставить зачёт, после некоторого времени я обнаружила, что преподаватель так и не просмотрел мои работы (это отмечается в портале с датой и временем отправки и проверки), поэтому я снова обратилась к преподавателю, на что он сказал, что все вопросы будут решены в рабочие дни (на тот момент были новогодние праздники). Я переслала свои работы ещё раз этому же преподавателю в портал, написала письмо с обращением, уведомила его лично, тк уже составляли ведомости на получение стипендии бюджетникам, но преподаватель меня проигнорировал. Я обратилась в деканат, на что они мне сказали, что ведомости переписываться не будут, то есть стипендию я не буду получать, а для получения зачёта мне нужно искать преподавателя. Что мне делать. Почему из-за некомпетентного преподавателя, который не проверяет работы вовремя, я теперь не буду получать стипендию следующие пять месяцев.