Обжалование сокращения на работе - оспаривание решения на основе квалификации и вероятность проведения аттестации
199₽ VIP

• г. Ростов-на-Дону

Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. Сокращается единица техника по учету складской группы службы МТС. По данной специальности работают 2 человека. Первая имеет среднее специальное образование программиста. Отдаю должное-человек в своей профессии грамотный. Вела на предприятии систему 1 С бухгалтерия, УПП. Вторая имеет высшее экономическое образование, работала ведущим экономистом. С программой 1 С работать не приходилось. Программу 1 С УПП освоила в ходе работы при помощи коллеги-программиста. У обеих стаж работы в должности техника по учету чуть больше года. Под сокращение попала первая с формулировкой имеющая более низкую квалификацию, т.е. преимущество у второй, как имеющей высшее образование. Хотя должностная инструкция техника по учету не предъявляет требования по наличию высшего образования для этой работы. С сокращением коллега не согласна и оспаривает в суде. В исковом заявлении требует провести аттестацию обеих техников по учету. Какова вероятность того, что суд обяжет работодателя такую аттестацию провести? Есть ли четкие требования закона о необходимости проведения аттестации кандидатов на сокращение? Спасибо. С уважением, Ольга.

Ответы на вопрос (4):

Суд не может обязать провести аттестацию.

Это право работодателя согласно ст. 22 ТК РФ.

Есть требование о рассмотрении работодателем вопроса о своих работниках, кого увольнять.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Суд не обяжет провести аттестацию. По аттестации -работодатель вправе принимать решение а может и этого не делать. (ст. 8 ТК РФ). Положения об аттестации может не быть в принципе.

Считаю, что вероятность - НОЛЬ.

Спросить
Пожаловаться

Согласно статье 179 ТК РФ преимущественное право предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. А при равном показателе производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается семейным, лицам , в семье которых нет других с самостоятельным заработком, инвалидам боевых действий и пр. Никакой аттестации (проверки знаний и умений на соответствие) работодатель в период проведения мероприятий по сокращению проводить не обязан, да и с учетом положения ст. Ч.1 ст. 179 ТК РФ аттестация не позволяет определить такой показатель как производительности труда работника.

Согласно определению , данному ст. 195.1 ТК РФ , квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Решение о преимущественном праве оставления на работе принимает комиссия, состав которой по определению не должен быть менее 3-х человек. Прямого указания на создание комиссии ТК РФ не содержит. Однако в случае предоставления доказательств определения такого права в силу закона в суде работодателю придется предоставить соответствующие подтверждающие документы.

Определения понятию производительности труда в отличие от квалификации ТК РФ не дает. По общепринятому мнению основным критерием является количество выполняемой работы за единицу времени (объем работы, быстрота выполняемой работы, предоставления услуг без ущерба к качеству и т.п). Все это комиссия и должна исследовать и оценить перед принятием решения. Для суда достаточно такого документа как решение комиссии по определению права оставления на работе.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте Ольга!

Требования к квалификации изложены в ЕКС по данной должности. Уровень образования учитывается только если он указан в квалификационных требованиях. Есть определение Верховного суда РФ в котором говорится что наличие у уборщицы высшего образования по профессии бухгалтер, не является преимущественным правом на оставление на работе, так как для этой работы высшее образование не требуется.Если вы пишите что даже в должностной не указано, что требуется высшее, то отбор на увольнение неправомерен (нарушение ст. 179 ТК РФ). Там критерии четко указаны, их можно расширять с закреплением в Коллективном договоре. Ссылки на аттестацию в ст. 179 ТК РФ нет!

Спросить
Пожаловаться

Меня уволили по п.2 части первой статьи 81 ТК РФ из организации занимающейся установкой приборов учета и учетом потребления электроэнергии с должности техник. Стаж работы в должноти техник 6 лет, но названия организации менялось несколько раз. Образование средне-техническое квалификация "горный техник-электромеханик" в настоящее время учусь заочно, 5 курс университета по специальности "электроснабжение". На момент сокращения в данной должности работало 4 человека. У остальных работников занимающих данную должность имелось высшее профессиональное образование (у одного по специальности "электроснабжение", у второго "экономика и управление" и у третьего " инженер-технолог пищевой промышленности). По должностной инструкции данную должность может занимать человек со средне-техническим образованием и стажем работы не менее 2 х лет. Но комиссия исходила из того что данная должность не требует специального образования и предприятие переименовывалось чуть более года назад считали, что у всех работников стаж 1 год и для определения квалификации работника исходила из наличия у него образования (начального, среднего, высшего профессионального. Правомерны ли действия комиссии?

В нашей школе планируется сокращение одного заместителя директора по УВР. по трудовому законодательству преимущество имеет человек, имеющий наиболее высокую квалификацию. Будет ли высшее педагогическое образование преимуществом, если у коллеги педобразования нет вообще? Спасибо.

Я попала под сокращение штата. Хотела бы узнать, нас в отделе 3 человека, начальник бюро, ведущий специалист и специалист. Мою должность специалиста сокращают. Но у меня есть высшее экономическое образование и опыта работы больше, и соответствует должностной инструкции в которой написано что должен занимать специалист с высшем образованием, должность ведущего специалиста занимает человек с образованием 9 классов школы, тоесть он не соответствует должностной инструкции. Согласно статье 179 тк, при сокращении у меня есть прирогатива так как я обладаю большей квалификацией. Имеет ли право работодатель меня увольнять?

На какую из должностей можно взять сотрудника без образования или неоконченное высшее?

Возможные наименования должностей: Младший программист, Техник-программист

Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование, Повышение квалификации

Требования к опыту практической работы: -

Особые условия допуска к работе: -

Возможные наименования должностей: Программист

Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование, Повышение квалификации

Требования к опыту практической работы: Практическая работа в области разработки программного обеспечения не менее 6 месяцев

Особые условия допуска к работе: -

Возможные наименования должностей: Старший программист, Инженер-программист

Требования к образованию и обучению: Высшее образование, Повышение квалификации

Требования к опыту практической работы: Практическая работа в области разработки программного обеспечения не менее 1 года

Особые условия допуска к работе: -

Возможные наименования должностей: Ведущий программист, Ведущий инженер-программист

Требования к образованию и обучению: Высшее образование, Повышение квалификации

Требования к опыту практической работы: Практическая работа в области разработки программного обеспечения не менее 3 лет

Особые условия допуска к работе: -

Я пенсионерка. Продолжаю работать. Работаю на муниципальной должности, являюсь председателем профсоюза. В нашем отделе работает 4 человека, кроме меня работает еще одна пенсионерка, Стаж работы на этом месте почти 10 лет. В отдел я пришла первая, образование по профилю среднее профессиональное, у другой коллеги-пенсионерки тоже ср. профессиональное, у двух коллег, молодых по возрасту высшее, но не профильное образование, приняты на работу чуть более 6 месяцев. Все мы ведущие специалисты. Говорят, что их приняли, для того, чтобы сократить нас двух пенсионеров. Кто подлежит сокращению в первую очередь, если все таки будет? Спасибо.

В апреле 2016 года меня уволили с муниципальной службы. Причиной увольнения явилось представление прокуратуры, в котором указано, что на должность муниципальной службы-начальника отдела я была назначена с нарушением установленных Федеральным законом от 02.03.2007 г № 25 –ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» правил заключения трудового договора.

В том числе, было указано на то, что я не соответствовала квалификационным требованиям к должности муниципальной службы начальника отдела в части отсутствия необходимого стажа работы по специальности (направлению подготовки). Я подала в суд, но суд первой инстанции и апелляционный суд отказал мне в удовлетворении исковых требований, основываясь на следующих выводах:

Во-первых, суд посчитал, что на момент заключения трудового договора у меня не было пятилетнего стажа работы по специальности диплома, так как «стаж работы по специальности» исчисляется (вырабатывается) исключительно после получения диплома высшего учебного заведения;

Во-вторых, в период нахождения в должности заместителя директора по дошкольному воспитанию (руководителя дошкольного образовательного учреждения) я должная была иметь высшее образование, что является обязательным квалификационным требованием к указанной должности;

В соответствии со ст. 6 Закона Приморского края от 04.06.2007 г. № 82-КЗ « О муниципальной службе в Приморском крае», в число типовых квалификационных требований к должностям муниципальной службы высшей, главной и ведущих групп должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования; гражданам, претендующим на замещение главной должности муниципальной службы-не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности (в редакции от 29.04.2013 г. № 193-КЗ, действовавшей на момент заключения трудового договора).

Статьей № 2 квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Дальнегорского городского округа, установленной решением Думы Дальнегорского городского округа от 10.08.2009 г. № 1079 (действовавшей на момент проведения конкурса) установлены следующие квалификационные требования к уровню образования и стажу главной группы должностей:

1.Образование: наличие высшего профессионального образования по специальности в зависимости от направления деятельности, установленных должностной инструкцией;

2. Стаж: стаж муниципальной (государственной) службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.

На момент проведения 13 августа 2013 года конкурса на замещение должности муниципальной службы я имела диплом о высшем профессиональном образовании по направлению (специальности) «Педагогика» специализации «Управление дошкольным образованием», что соответствовало первому квалификационному требованию.

Так как, первое квалификационное требование к конкурсу устанавливало наличие высшего профессионального образования по специальности в зависимости от направления деятельности, установленной должностной инструкцией, конкурсная комиссия, при расчете «стажа по специальности», учитывала период моей работы в должности заместителя директора по дошкольному воспитанию (руководителя дошкольного учреждения), так как оба направления относятся к руководящей деятельности.

Между тем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сделал вывод о прямой зависимости исчисления «стажа работы по специальности» от даты получения диплома о высшем образовании.

В данном случае, в квалификационных требованиях к стажу главной группы должностей муниципальной службы нет указаний на обязательное наличие требуемого стажа работы по специальности после получения высшего образования, так как это отражено для ведущих должностей муниципальной службы установленных ч.3 п.7 ст.6 Закона Приморского края от 04.06.2013 г. № 82-КЗ « О муниципальной службе в Приморском крае» (для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течении трех лет со дня выдачи диплома – не менее одного года стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности).

Кроме того, суд при принятии решения ссылался письмо от 07.10.2014 г. № 18-1/13-702 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), который дает разъяснения о требованиях к стажу работы по специальности, направлению подготовки необходимому для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Как следует из указанного письма в стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) включаются те периоды трудовой деятельности после получения документа об образовании и о квалификации, которые соответствуют конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в данном документе и необходимой для замещения должности гражданской службы в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности).

Суд не учел того обстоятельства, что на момент проведения конкурса и заключения трудового договора, данная норма закона отсутствовала. Она просто не существовала.

При толковании понятия «стаж работы по специальности» в конкретной ситуации необходимо использовать положения Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2003 (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 сен¬тября 2003 г. № 276-ст), где под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

Таким образом, знания и навыки, полученные мною на базе средне профессионального образования и 15 летнего стажа работы воспитателем дошкольного учреждения, обеспечили мне возможность профессионально на протяжении восьми лет решать задачи руководства дошкольным учреждением. Более того, работая в должности, я проходила обучение (по заочной форме) в ВУЗЕ и непосредственно в процессе трудовой деятельности. И считаю, что стаж работы в должности заместителя директора по дошкольному воспитанию до получения диплома о высшем образовании безусловно засчитывается в стаж работы по специальности указанной в дипломе, поскольку специализация диплома о высшем образовании (управление дошкольным учреждением) полностью совпадала с занимаемой мною должностью (руководитель дошкольного учреждения), а получение высшего профессионального образования проходило на базе имеющегося среднего профессионального педагогического образования непрерывно в процессе трудовой деятельности.

Ведь высшее образование и стаж по полученной специальности можно получить двумя путями:

1. Очное обучение, а затем наработка стажа (опыта) работы

2. Заочное образование без отрыва от работы на базе средне специального образования и с непосредственным применением полученных знаний на практике. Такой стаж работы должен быть более ценен и значим.

Вторым основанием для отказа в исковых требованиях послужило отсутствие высшего образования в период занятия мною должности заместителя директора по дошкольному воспитанию (руководителя дошкольного учреждения).

Из записи в трудовой книжке следует, что в период с 13.06.2002 г. по 12.08.2010 г. (7 лет и 10 месяцев) я занимала должность заместителя директора по дошкольному воспитания (руководителя дошкольного учреждения) в муниципальном учреждении « Средняя общеобразовательная школа» имея среднее специальное педагогическое образование,

Диплом о среднем специальном педагогическом образовании позволял мне работать в данной должности, так как изменения в законодательстве, регулирующие требования о наличии высшего образования (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный № 18638), появились после моего перевода на должность воспитателя, то есть 26 августа 2010 года.

До вступления в силу указанного документа при определении требований к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих руководствовались Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 г № 787 (ред. от 20.12.2003 г) 2 о порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Пунктом 6 данного Положения установлено, что квалификационные характеристики должностей заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определялись на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей.

Пунктом 7 данного Положения установлено, что соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяются аттестационной комиссией организации.

И самое главное, пунктом 8 данного Положения установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе» требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же,как и лица, имеющие специальную подготовку.

Таким образом, занимать должность заместителя директора по дошкольному воспитанию я могла на основании ранее полученной специальной подготовки (средне специальное педагогическое образование) и дважды проходившей аттестации на соответствие занимаемой должности.

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н утвердил Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел « квалификационные характеристики должностей работников образования». Данным разделом в требованиях к квалификации заместителя руководителя образовательного учреждения вводятся требования о наличии обязательного высшего образования.

Данный приказ вступил в силу 31.10.2010 года и не может являться основой для предъявления требований о наличии высшего образования до его введения в действие, так как закон обратной силы не имеет. Ранее к квалификации данной категории работников образования требования к направлению подготовки, то есть к профилю полученного образования, не предъявлялись.

Поскольку в период нахождения в должности заместителя директора по дошкольному воспитанию с 13.06.2002 г. по 12.08.2010 г. обязательных квалификационных требований о наличии высшего образования установлено не было, следовательно, конкурсная комиссия правильно засчитала данный период работы в «стаж работы по специальности», требуемый для замещения главной должности муниципальной службы, а следовательно, правила заключения трудового договора со мной нарушены небыли, в связи с чем, мое увольнение являлось незаконным, но суд решил мне в исковых требованиях отказать, на что я буду подавать кассационную жалобу.

Скажите, в чем я ошибаюсь в своих выводах и прав ли суд, вынося решение не в мою пользу.

В чем логика? Имея стаж по специальности 8 лет (при наличии средне специального педагогического образования и отсутствия требований законодательства об обязательном наличии высшего образования) я по логике суда должна после получения диплома о высшем образовании еще наработать стаж по специальности не менее 5 лет (как будто 8 лет записи в трудовой ничего не значат)?

Имеет ли наличие высшего образования (непрофильного) и наличие смежной профессии преимущество более высокой квалификации при сокращении предпенсионера? Если сокращаются не все аналогичные должеости?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

При сокращении штатной единицы замдиректора по УВР, будет ли иметь преимущество замдиректора имеющий высшее педобразование, у коллеги педобразования нет спасибо.

Хотелось бы получить Вашу консультацию по сложившейся ситуации. В школе будет сокращение штата сотрудников. Я имею высшее образование, вторую квалификационную категорию и 19-тилетний стаж работы. Моя коллега - средне-специальное образование, первую категорию и меньший, чем уменя, стаж работы.

Кто будет пользоваться преимуществом при сокращении?

На предприятии сокращение. Под сокращение подводят меня-мотивация по возрасту. Мне 56 лет работаю приемосдатчиком груза и багажа с апреля 1991 г. по настоящее время. За все время работы взысканий, нареканий, выговоров, больничных листов не нет. Имею поощрения за свой труд-грамоты, благодарности, ценные подарки, часы начальника дороги, медаль. Ставки две, одна из них сокращается. Второй приемосдатчик в возрасте 38 лет, стаж работы по специальности 7,5 лет, никаких поощрений не имеет. Замужем, имеет одного ребенка в возрасте 12 лет. Преимущество-имеет сертификат позволяющий работать с опасными грузами, высшее непрофильное /заочное/ образование-экономист сельхоз. Предприятия. Специальность приемосдатчика не предусматривает наличия высшего образования.

.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение