Оформление покупки жилья в ипотеку и участие в государственной программе - проблемы совместной собственности и налоговых вычетов.
₽ VIP

• г. Ставрополь

Наша семья (я, жена и несовершеннолетняя дочь) оформляет покупку квартиры в ипотеку. Основной доход в семье получаю я.

Наша семья участвует в государственной программе "Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае" и рассчитывает на получение субсидии, когда дойдёт очередь.

Ипотечный кредит "Молодая семья" мы оформляем в Сбербанке.

Для участия в этих программах собственниками приобретаемой квартиры должны быть все члены нашей семьи (я, жена и дочь).

Предварительные договоры по покупке-продаже квартиры агентство, услугами которого мы пользуемся, оформляет таким образом, что каждый из членов нашей семьи получит по 1/3 доли квартиры в праве собственности.

Но т.к. у моей жены практически нет в настоящее время доходов, наша семья (по ст. 220 НК РФ) при таком подходе получит налоговые вычеты только за 1/3 стоимости квартиры.

Вопрос заключается в том, препятствует ли что-либо в наших условиях оформить квартиру таким образом, чтобы она находилась в общей совместной собственности всех членов нашей семьи (без указания долей)?

В этом случае жена сможет написать заявление, передав право получения всех налоговых вычетов по квартире мне.

Но не потерям ли мы в этом случае права участвовать в государственной программе поддержки семьи и не повлияет ли это на возможность получения кредита "Молодая семья" в Сбербанке?

Заранее большое спасибо за любую помощь!

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Можете. И прав не потеряете - Правила предусматривают оформление именно в общую собственность, не обязательно в долевую.

Единственно что - сам налоговый вычет по жилью, приобретенному за счет субсидии, не предоставляется.

НК РФ.

"Статья 220. Имущественные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

2) в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов:

на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома, квартиры, комнаты в общую совместную собственность).

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 настоящего Кодекса".

Правила

предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы

(утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285)

(с изменениями от 11 августа, 29 декабря 2007 г., 10 апреля, 7 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.)

"47. Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом молодая семья заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения".

Письмо УФНС России по г. Москве от 24 декабря 2008 г. N 18-14/4/120477

"Вопрос: В 2003 году семья получила жилищную субсидию на покупку квартиры по программе "Молодой семье - доступное жилье". В 2007 году квартира была оформлена в собственность. Каков порядок получения имущественного налогового вычета в данном случае?

Ответ: Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Об этом сказано в пункте 1 Правил.

Согласно пункту 2 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, которое не является ценной бумагой.

То есть свидетельство удостоверяет право на получение субсидии молодой семьей в целом, а не кем-либо из членов молодой семьи.

Таким образом, согласно Правилам субсидия предоставляется молодой семье в целом, а не какому-либо одному ее члену и доход в виде субсидии, определяемый для целей налогообложения, получает каждый из членов семьи в соответствующей части.

На основании пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В пункте 3 статьи 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень компенсационных выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ.

Субсидии молодым семьям на часть стоимости приобретенного или построенного жилья до 1 января 2008 года не входили в данный перечень выплат, освобождаемых от налогообложения.

С 1 января 2008 года в пункте 36 статьи 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения сумм выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Таким образом, жилищная субсидия, предоставленная за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ гражданам, в том числе молодым семьям на приобретение жилого помещения, до 1 января 2008 года не относилась к выплатам, освобождаемым от налогообложения.

До 1 января 2008 года согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ при исчислении суммы НДФЛ налогоплательщик мог получить имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1000000 руб., а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Данная норма применяется и в тех случаях, когда оплата указанных расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Согласно действовавшему на момент получения жилищной субсидии законодательству физическое лицо обязано представить налоговую декларацию по НДФЛ по доходам, полученным в 2003 году в виде субсидии, а также исчислить и уплатить налог на доходы не позднее 30 апреля 2004 года.

Кроме того, до 1 января 2008 года физическое лицо вправе при определении налоговой базы по НДФЛ уменьшить доход, полученный как в виде жилищной субсидии, так и в виде иных доходов, облагаемых по ставке 13%, на сумму имущественного налогового вычета, предусмотренного в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения, касающиеся распространения норм пункта 36 статьи 217 НК РФ на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Положения пункта 36 статьи 217 Налогового кодекса РФ об освобождении от налогообложения НДФЛ указанных субсидий вводятся одновременно с исключением возможности получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ в случае, если оплата таких расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Об этом сказано в подпункте "в" пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ.

Таким образом, с 1 января 2008 года вместо механизма вычета расходов, произведенных налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, применяется другой. Данный механизм представляет собой освобождение доходов налогоплательщика в виде сумм указанных субсидий от налогообложения НДФЛ.

Одновременное освобождение от уплаты налога и получение имущественного налогового вычета при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилья в НК РФ не предусмотрено.

В случае если стоимость квартиры превысила размер выделенной субсидии и разница была уплачена из собственных средств, то на эту сумму физическому лицу может быть предоставлен вычет, предусмотренный в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме налогоплательщик представляет договор о приобретении квартиры, доли (долей) или прав на квартиру, акт о передаче квартиры, доли (долей) налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.

Кроме того, представляются платежные документы, которые оформлены в установленном порядке и подтверждают факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче по окончании налогового периода налоговой декларации в налоговый орган по месту налогового учета с приложением копий перечисленных документов, а также справки (справок) по форме 2-НДФЛ, подтверждающей суммы полученного дохода и удержанного НДФЛ за отчетный налоговый период.

Заместитель руководителя

Управления ФНС России по г. Москве

советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса Е.А. Останина"

Спросить