Как справиться с требованием о плате за неоказанную услугу отопления в многоквартирном жилом доме?

• г. Петровск

С февраля 2010 г. в моей квартире на 4-м этаже 5-ти этажного дома при наличии всех необходимых документов по известным всем причинам / низкая температура, отключение отопления в ночное время и пр./ установлено автономное отопление. До сих пор оплата производилась только по счетчику. Мною получена информация, что согласно предписанию №9 от 11.02.2016 г. Госжилинспекции Саратовской области и представлению Петровской межрайпрокуратуры от 18.02.2016 г. об устранении нарушений жилищного законодательства РФ с 01.02.2016 г. во всех МКЖД будет начисляться плата за комм. Услугу отопление в соответствии с требованиями п.42/1/ Правил №354 от 06.05.2011 г., т.е. при расчете учитывать площадь всех жилых помещений, включая площадь квартир с индивидуальным отоплением. Это же оплата неоказанной услуги. Вечный вопрос: что ДЕЛАТЬ? На каком основании я должна оплачивать непредставленную услугу? Правомерно ли это требование?

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

Услуга оказывается. Качество услуги - отдельный вопрос. Если все собственники в доме установят индивидуальные приборы учета - тогда можно вести речь о неправомерности.

Спросить

Услуга не оказывается, тк монтаж автономного отопления произведен со всеми разрешающими документами с отключением от общедомовой системы отопления еще в феврале 2010 года, а предъявлять счета на оплату услуги отопление РСО стала с февраля 2016 года без заключения соответствующего договора. Я не являюсь потребителем, тк нет точек соприкосновения моей автономной системы отопления с общедомовой. Как мне известно, Закон обратной силы не имеет.

Спросить

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

24 июня 2016 года

Дело №А 57-2881/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2016 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении

протокола секретарем судебного заседания Лагода A.M., рассмотрев в предварительном

судебном заседании дело по заявлению

ТСЖ «Вишневое»

к Государственной жилищной инспекции Саратовской области,

Гандаеву Адатяту Исмаил Оглы,

Адамовой Наталье Васильевне,

Адамову Вячеславу Васильевичу,

ООО «Энергосбытовая компания»,

Смирновой Ирине Александровне

об отмене предписания №194 от 29.12.2015 г. о выполнении работ по устранению выявленных

нарушений при начислении платы за коммунальные услуги,

2 А 57-2881/2016

при участии в судебном заседании:

от ТСЖ «Вишневое» - Новиков В.Н., по доверенности б/н от 30.10.2015, срок действия 1 год,

личность установлена по паспорту;

от Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Воробьева Л.В.,

по доверенности № 215-П от 20.05.2015, срок действия 1 год, личность установлена по

служ. Уд. № 018;

от Гандаева Адалята Исмаил Оглы - не явился, извещен;

от Адамовой Натальи Васильевны - не явился, извещен;

от Адамова Вячеслава Васильевича - не явился, извещен;

от ООО «Энергосбытовая компания» - не явился, извещен;

от Смирновой Ирины Александровны - не явился, извещен.

В судебном заседании присутствует:

Государственный инспектор Сало Ольга Владимировна, личность установлена по служ. Уд. №

060, главный специалист-эксперт;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ТСЖ «Вишневое» с заявлением

об отмене предписания №194 от 29.12.2015 г. о выполнении работ по устранению

выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела, на основании обращения жителя дома 19 по ул.

Саперная, поступившего из Комитета ЖКХ и распоряжения от 05 мая 2015 № 565/1 проведена

проверка и 8 июня 2015 составлен акт № 518 и выдано предписание от 08 июня 2015 № 111.

В ходе проверки было установлено, что по договору поставки тепловой энергии от 01

декабря 2014 года № 295 Д исполнителем коммунальной услуги отопление является ТСЖ

«Вишневое». ООО «Энергосбыт» на основании агентского договора от 01 декабря 2014 года №

34 производит начисление платы за отопление. В ходе проверки с ноября 2014 года по январь

2015 года было установлено, что начисление платы производилось без учета площади нежилого

помещения 311,9 кв.м., оборудованного автономным отоплением.

3 А 57-2881/2016

В ходе проверки исполнения предписания № 111 было утановлено, что предписание не

исполнено, о чем был составлен акт от 08 сентября 2015 года и выдано повторное

предписание от 08 сентября № 159.

29 декабря 2015 года было установлено что предписание № 159 не исполнено, о чем

был составлен акт от 29 декабря и выдано повторное предписание от 29 декабря 2015 года №

194.

Заявитель оспаривает законность предписания, которым ТСЖ «Вишневое»

предписано: произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление за период с

ноября 2014 года по январь 2015 года в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил «О

предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в

многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 г.

ТСЖ «Вишневое» с вынесенным предписанием не согласилось, считает его

незаконными, в связи с чем, обратилось в суд с заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат

удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в

арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых

актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные

полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой

акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному

правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и

иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,

создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической

деятельности.

Ненормативным правовым актом признаётся акт государственного органа, органа

местного самоуправления, содержащий властные положения, обязательные требования,

которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц, иные

правовые последствия для проверяемого лица.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О

защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой

проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в

процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований,

4 А 57-2881/2016

установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов

государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение

мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда

животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по

предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно статье 17 вышеуказанного Федерального закона в случае выявления при

проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем

обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми

актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа

муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий,

предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать

предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении

выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий

по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям,

окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц,

государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий,

предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений выдается только

тому лицу, которое допустило нарушения обязательных требований или требований,

установленных муниципальными правовыми актами.

Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны

исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного

разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.

По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица),

осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений

законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для

исполнения.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица),

осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения

граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях).

5 А 57-2881/2016

Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор,

должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо

(индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по

устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их

устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Предписание административного органа, целью которого является обязание лица

совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом

мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их

устранения.

Как установлено судом, на основании обращения жителя дома 19 по ул. Саперная,

поступившего из Комитета ЖКХ и распоряжения от 05 мая 2015 № 565/1 проведена проверка и 8

июня 2015 составлен акт № 518 и выдано предписание от 08 июня 2015 № 111.

В ходе проверки было установлено, что по договору поставки тепловой энергии от 01

декабря 2014 года № 295 Д исполнителем коммунальной услуги отопление является ТСЖ

«Вишневое». ООО «Энергосбыт» на основании агентского договора от 01 декабря 2014 года №

34 производит начисление платы за отопление. В ходе проверки с ноября 2014 года по январь

2015 года было установлено, что начисление платы производилось без учета площади нежилого

помещения 311,9 кв.м., оборудованного автономным отоплением.

В ходе проверки исполнения предписания № 111 было утановлено, что предписание не

исполнено, о чем был составлен акт от 08 сентября 2015 года и выдано повторное

предписание от 08 сентября № 159.

29 декабря 2015 года было установлено, что предписание № 159 не исполнено, о чем

был составлен акт от 29 декабря и выдано повторное предписание от 29 декабря 2015 года №

194, которым ТСЖ «Вишневое» предписано: произвести перерасчет платы по коммунальной

услуге отопление за период с ноября 2014 года по январь 2015 года в соответствии с

требованиями п. 42 (1) Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и

пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 г.

Предписание должностного лица, осуществляющего надзор, должно содержать только

законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по

устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в

силу закона. При этом такие нарушения должны быть доказанными, а требования,

установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении

которого выдано предписание. Предписание должно содержать чёткую формулировку

6 А 57-2881/2016

относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые

должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Содержащиеся в предписании требования должны исключать возможность двоякого

толкования; изложение должно быть кратким, ясным, последовательным, доступным для

понимания всеми лицами. Несоблюдение указанных требований влечет неисполнимость

вынесенного ненормативного правового акта.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов

государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся

соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными

жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных

требований, об устранении выявленных нарушений.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за

горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение,

газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение,

в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Порядок внесения платы определен статьей 155 ЖК РФ, согласно которой плата за

жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных

документов.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги

рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по

показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления

коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской

Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных

услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или

товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным

специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими

организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в

многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне

зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за

коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные

7 А 57-2881/2016

потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги,

потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который

оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не

все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими

(квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за

коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с

формулой 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного

(общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно пункту 3 приложения 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу

по отоплению в i-м необорудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором

учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который

оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не

все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими

(квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил

определяется по формуле 3:

Рi = Vд x Si / Sоб x Тт, где:

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии,

определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой

энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктами

42 (1) и 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем

(количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями

указанного пункта;

Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

При расчете размера платы за коммунальную услугу отопление значение общей площади

жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, согласно разъяснениям Министерства

регионального развития Российской Федерации (письмо от 22 ноября 2012 г. № 29433-ВК/19),

определяется на основании данных, содержащихся техническом паспорте многоквартирного

дома.

Пунктом 43 Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу,

предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома,

8 А 57-2881/2016

оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется исходя из показаний такого

прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу,

предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного

объема коммунального ресурса.

При этом в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации

собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего

имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель (собственник (наниматель) как

жилого, так и нежилого помещения) коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту

услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом)

помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Начисление платы за индивидуальный источник тепловой энергии на отопление

собственнику нежилого помещения согласно пункту 43 Правил не освобождает его от

обязанности от внесения платы за потребление тепловой энергии на общедомовые нужды.

Расчет по вышеуказанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по

теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и

общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса,

приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей

определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с

пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в

совокупной массе на единицу площади.

Как следует из материалов дела, 01.07.12 г. между ТСЖ "Вишневое" и ООО

"Энергосбыт" был заключен агентский договор от 01.12.14 г. Согласно п. 2.1.3 Договора ООО

«Энергосбыт» осуществляет в соответствии с действующим законодательством перерасчета по

лицевым счетам при не предоставлении или некачественном предоставлении услуг.

На основании вынесенного предписания №111 от 08.06.2015 г о выполнении работ по

устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги ТСЖ

«Вишневое» направило в адрес ООО "Энергосбыт" письмо №128 от 30.06.2015 г (вх.3307 от

10.07.2015 г) которым просило произвести перерасчет по коммунальной услуге "отопление" за

период с ноября 2014 г по январь 2015 г. по адресу ул. Саперная д. 19 с учетом площади нежилых

помещений - 286,9 кв.м.

В ответ на данное обращение ООО "Энергосбыт" сообщил об отсутствии законных

оснований для проведения перерасчета по коммунальной услуге "отопление" за период с ноября

9 А 57-2881/2016

2014 г по январь 2015 г. по адресу ул. Саперная д. 19 с учетом площади нежилых помещений

ввиду того, что нежилое помещение в указанном доме производится с применением

автономного газогового оборудования (письмо от 04.08.2015 г №1074).

В отчет на предписание №111 от 08.06.2015 г ТСЖ «Вишневое» направило письмо

№177 от 17.08.2015 г. о невозможности исполнения предписания, с приложением договора

поставки газа №46-5-101904/13 от 01.12.2013 г. на 11 листах.

Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в

соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК

РФ), которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается

исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям

приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,

утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,

установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления,

приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и

пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила,

обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом

собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным

потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями,

устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный

закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат

обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов

коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии,

электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры)

приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на

отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных

квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами

подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения,

утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в

надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам

10 А 57-2881/2016

теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой

теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого

здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры

в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях,

нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по

отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях

расходования на общедомовые нужды.

Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых

помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование ТСЖ «Вишневое»

об отмене предписания №194 от 29.12.2015 г. о выполнении работ по устранению

выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги не подлежит

удовлетворению.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на ТСЖ "Вишневое".

Приняв во внимание принадлежность Учреждения к бюджетным организациям, суд

считает возможным уменьшить сумму госпошлины, подлежащую взысканию с ТСЖ

"Вишневое", снизив размер взыскиваемой государственной пошлины до 200 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ТСЖ "Вишневое" требований - отказать.

Взыскать с ТСЖ "Вишневое" в доход федерального бюджета государственную

пошлину, снизив ее размер до 200 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272,

273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи

жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья А.В. Калинин.

Спросить