Здравствуйте!
Согласно разд. 4 Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 N 887, в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.
Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия. Аналогичное понятие грунтовой дороги дано в Приложении N 5 к Приказу Росстата от 29.07.2022 N 534 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и правонарушениями в сфере экономики".
Грунтовая дорога может быть временной (подразд. 12.1 ГЭСН 81-02-27-2022 "Сметные нормы на строительные работы. Сборник 27. Автомобильные дороги", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2021 N 1046/пр). Например, грунтовая дорога может быть создана для перевозки тяжелой и гусеничной техники в полосе отвода (п. 16 Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2020 N 565).
Поверхность грунтовой дороги покрыта природным грунтом или грунтом с добавками других материалов. Грунтовые дороги имеют дорожные одежды переходного типа по классификации СП 34.13330.2021 "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр) или не имеют одежды вообще.
В зависимости от свойств грунта дорога обладает различной степенью проезжаемости. Эффективным способом восстановления требуемой прочности дорожной одежды является фрезерование старого покрытия и основания с одновременным добавлением органических или неорганических вяжущих. Технология холодного восстановления дорожных одежд может быть использована и для повышения прочности грунтовых дорог, что позволит обеспечить проезжаемость в весенний период.
Ремонт дорожных одежд заключается в восстановлении профиля и усилении грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в необходимом объеме (п. п. 9.1.5, 9.3.1 СП 312.1325800.2017 "Свод правил. Дороги внутрихозяйственные. Правила эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.12.2017 N 1666/пр)).
Грунтовые дороги относятся к IVвс категории автомобильных дорог. Для покрытия верхнего слоя таких дорог используются грунт, укрепленный или улучшенный различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами), местные каменные материалы, грунты, укрепленные местными вяжущими (гранулированными доменными шлаками, активными золами уноса и т.д.) (Таблица 8.1 СП 99.13330.2016 "Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях. Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1029/пр) (далее - СП 99.13330.2016)).
2. Требования к грунтовой автомобильной дороге
Требования к проектированию, строительству и реконструкции грунтовой автомобильной дороги предусмотрены СП 99.13330.2016, СП 19.13330.2019 "Свод правил. Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 620/пр), СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) и ГОСТ Р 52399-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.01.2022 N 27-ст).
Если грунтовая дорога является внутрихозяйственной автомобильной дорогой, то разрешение на ее строительство и реконструкцию выдается органом местного самоуправления сельского поселения, на территории которого предполагается осуществлять указанные работы (п. 4.2 СП 99.13330.2016).
Согласно п. 4.3 СП 99.13330.2016 при проектировании сети внутрихозяйственных магистральных дорог должны быть учтены следующие требования:
- обеспечение круглогодичных транспортных связей с объектами сельскохозяйственной переработки, сельскохозяйственного производства и иного вида производства, а также с объектами социальной инфраструктуры (объекты торговли, культуры и т.п.);
- увязка проектируемой сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными, федеральными), вновь проектируемыми элементами инженерной инфраструктуры (линиями электропередач, радио- и телефонной сети, газо- и нефтепроводов, магистральных каналов и водопроводов и др.):
- минимальные капитальные вложения в строительство дорог и дорожных сооружений, снижение эксплуатационных расходов;
- минимальные транспортные расходы, повышение эффективности использования транспортных средств, своевременное выполнение транспортных работ;
- создание наилучших условий для правильной организации территории, рационального и полного использования сельскохозяйственных угодий.
Дорожные одежды грунтовых дорог следует проектировать с учетом технологических и санитарных условий, степени воздействия агрессивных сред, создаваемых сельскохозяйственным производством, необходимости (по условиям эксплуатации) обеспечения быстрой очистки проезжей части от грязи, а также других местных условий (п. 8.3 СП 99.13330.2016).
Выбор конкретного типа дорожной одежды и определение параметров ее конструктивных слоев следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов, учитывая санитарные требования, требования к ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите от воздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т.п.).
В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно - дорожная одежда" (п. 8.5 СП 99.13330.2016).
При расчете дорожных одежд на прочность учитывают перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.
За расчетную следует принимать максимальную осевую нагрузку от автомобилей, количество которых составляет не менее 10% общей интенсивности.
В том случае, когда трудно определить тип расчетного автомобиля на перспективный период, для грунтовых дорог (категории IVвс) следует принимать в качестве расчетной нагрузки нагрузку 60 кН (п. 8.9 СП 99.13330.2016).
Конструкции дорожных одежд грунтовых дорог назначают по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта (п. 8.10 СП 99.13330.2016).
Основные нормативные требования при устройстве дорожной одежды приведены в таблице 8.9 СП 99.13330.2016.
Технические требования к грунтам (стабилизированные, укрепленные неорганическими вяжущими, укрепленные вяжущими комплексным методом), применяемым в конструктивных слоях при строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, установлены ГОСТ Р 70452-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2022 N 1410-ст); ГОСТ Р 70453-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2022 N 1411-ст).
3. Является ли грунтовая автомобильная дорога
объектом недвижимости?
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Автомобильные дороги в силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ относятся к линейным объектам.
На основании указанных выше норм в Письме Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 сделан вывод, что к объектам капитального строительства относятся в том числе линейные объекты.
Соответственно, автомобильные дороги являются объектом капитального строительства.
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
В связи с этим вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации (Письмо Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2426).
При этом отмечается позиция судов по указанному вопросу, которая сводится к следующему.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ.
Замощение из щебня или гравия, других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, не обладая самостоятельными полезными свойствами, лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором находится. Такие объекты не являются сооружениями, а потому не могут быть отнесены к объектам недвижимости (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2023 N Ф08-12778/2022 по делу N А32-50887/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 24.04.2023 N 308-ЭС23-4447 отказано в передаче дела N А32-50887/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления), Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 N 15АП-5621/2021 по делу N А32-39606/2020).
Подъездная дорога является грунтовой, не имеет самостоятельного функционального значения, а создана исключительно в целях улучшения качества земельного участка (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 N 15АП-7477/2022 по делу N А32-14349/2021 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.11.2022 N Ф08-9877/2022 данное Постановление оставлено без изменения)).
Наличие дорожного полотна в виде щебеночно-гравийного покрытия является улучшением свойств земельного участка, на котором находится дорога, и его благоустройством, дорожное покрытие несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу; сам спорный объект не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, соответственно, не обладает признаками объекта недвижимого имущества (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2018 N Ф02-1738/2018 по делу N А33-28567/2016).
В Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2019 N 10-АПА19-3, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 N 11АП-15523/2022 по делу N А65-13073/2022 также указано, что грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.
В Письме Росреестра от 25.10.2023 N 14-07851/23 "По вопросу отнесения грунтовой дороги к объектам недвижимости" разъяснено следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ; государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, а в случаях, установленных федеральным законом, и иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества либо к объектам, не являющимся таковыми, действующее законодательство не содержит, равно как не наделяет полномочиями по разграничению движимых и недвижимых вещей какие-либо органы власти, организации.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ (Определение от 22.12.2015 N А27-18141/2014 по делу N 304-ЭС15-11476 (Определением Верховного Суда РФ от 11.03.2016 N 18-ПЭК16 по делу N А27-18141/2014 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ)) для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
В Определении Верховного Суда РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638 (Определением Верховного Суда РФ от 08.07.2016 N 259-ПЭК16 по делу N А35-8277/2014 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ) в числе прочего отмечено, что:
- вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ);
- при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Согласно имеющейся судебной практике (в частности, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016, Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N 304-ЭС16-18316, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью, грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.
Учитывая изложенное, определение объекта в качестве объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на который должны осуществляться в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, проводится органом регистрации прав при рассмотрении документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий, а также кадастровым инженером при заключении договора подряда на выполнение кадастровых работ, в том числе исходя из проектной и разрешительной документации такого объекта, если законодательством РФ предусмотрена подготовка и выдача такой документации.
Принимая во внимание изложенное выше, поскольку грунтовая дорога не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ, орган регистрации прав при рассмотрении документов вправе принять решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий на основании в том числе п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно разд. 4 Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 N 887, в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.
Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия. Аналогичное понятие грунтовой дороги дано в Приложении N 5 к Приказу Росстата от 29.07.2022 N 534 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и правонарушениями в сфере экономики".
Грунтовая дорога может быть временной (подразд. 12.1 ГЭСН 81-02-27-2022 "Сметные нормы на строительные работы. Сборник 27. Автомобильные дороги", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2021 N 1046/пр). Например, грунтовая дорога может быть создана для перевозки тяжелой и гусеничной техники в полосе отвода (п. 16 Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2020 N 565).
Поверхность грунтовой дороги покрыта природным грунтом или грунтом с добавками других материалов. Грунтовые дороги имеют дорожные одежды переходного типа по классификации СП 34.13330.2021 "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр) или не имеют одежды вообще.
В зависимости от свойств грунта дорога обладает различной степенью проезжаемости. Эффективным способом восстановления требуемой прочности дорожной одежды является фрезерование старого покрытия и основания с одновременным добавлением органических или неорганических вяжущих. Технология холодного восстановления дорожных одежд может быть использована и для повышения прочности грунтовых дорог, что позволит обеспечить проезжаемость в весенний период.
Ремонт дорожных одежд заключается в восстановлении профиля и усилении грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в необходимом объеме (п. п. 9.1.5, 9.3.1 СП 312.1325800.2017 "Свод правил. Дороги внутрихозяйственные. Правила эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.12.2017 N 1666/пр)).
Грунтовые дороги относятся к IVвс категории автомобильных дорог. Для покрытия верхнего слоя таких дорог используются грунт, укрепленный или улучшенный различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами), местные каменные материалы, грунты, укрепленные местными вяжущими (гранулированными доменными шлаками, активными золами уноса и т.д.) (Таблица 8.1 СП 99.13330.2016 "Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях. Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1029/пр) (далее - СП 99.13330.2016)).
2. Требования к грунтовой автомобильной дороге
Требования к проектированию, строительству и реконструкции грунтовой автомобильной дороги предусмотрены СП 99.13330.2016, СП 19.13330.2019 "Свод правил. Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 620/пр), СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) и ГОСТ Р 52399-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.01.2022 N 27-ст).
Если грунтовая дорога является внутрихозяйственной автомобильной дорогой, то разрешение на ее строительство и реконструкцию выдается органом местного самоуправления сельского поселения, на территории которого предполагается осуществлять указанные работы (п. 4.2 СП 99.13330.2016).
Согласно п. 4.3 СП 99.13330.2016 при проектировании сети внутрихозяйственных магистральных дорог должны быть учтены следующие требования:
- обеспечение круглогодичных транспортных связей с объектами сельскохозяйственной переработки, сельскохозяйственного производства и иного вида производства, а также с объектами социальной инфраструктуры (объекты торговли, культуры и т.п.);
- увязка проектируемой сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными, федеральными), вновь проектируемыми элементами инженерной инфраструктуры (линиями электропередач, радио- и телефонной сети, газо- и нефтепроводов, магистральных каналов и водопроводов и др.):
- минимальные капитальные вложения в строительство дорог и дорожных сооружений, снижение эксплуатационных расходов;
- минимальные транспортные расходы, повышение эффективности использования транспортных средств, своевременное выполнение транспортных работ;
- создание наилучших условий для правильной организации территории, рационального и полного использования сельскохозяйственных угодий.
Дорожные одежды грунтовых дорог следует проектировать с учетом технологических и санитарных условий, степени воздействия агрессивных сред, создаваемых сельскохозяйственным производством, необходимости (по условиям эксплуатации) обеспечения быстрой очистки проезжей части от грязи, а также других местных условий (п. 8.3 СП 99.13330.2016).
Выбор конкретного типа дорожной одежды и определение параметров ее конструктивных слоев следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов, учитывая санитарные требования, требования к ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите от воздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т.п.).
В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно - дорожная одежда" (п. 8.5 СП 99.13330.2016).
При расчете дорожных одежд на прочность учитывают перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.
За расчетную следует принимать максимальную осевую нагрузку от автомобилей, количество которых составляет не менее 10% общей интенсивности.
В том случае, когда трудно определить тип расчетного автомобиля на перспективный период, для грунтовых дорог (категории IVвс) следует принимать в качестве расчетной нагрузки нагрузку 60 кН (п. 8.9 СП 99.13330.2016).
Конструкции дорожных одежд грунтовых дорог назначают по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта (п. 8.10 СП 99.13330.2016).
Основные нормативные требования при устройстве дорожной одежды приведены в таблице 8.9 СП 99.13330.2016.
Технические требования к грунтам (стабилизированные, укрепленные неорганическими вяжущими, укрепленные вяжущими комплексным методом), применяемым в конструктивных слоях при строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, установлены ГОСТ Р 70452-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2022 N 1410-ст); ГОСТ Р 70453-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2022 N 1411-ст).
3. Является ли грунтовая автомобильная дорога
объектом недвижимости?
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Автомобильные дороги в силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ относятся к линейным объектам.
На основании указанных выше норм в Письме Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 сделан вывод, что к объектам капитального строительства относятся в том числе линейные объекты.
Соответственно, автомобильные дороги являются объектом капитального строительства.
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
В связи с этим вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации (Письмо Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2426).
При этом отмечается позиция судов по указанному вопросу, которая сводится к следующему.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ.
Замощение из щебня или гравия, других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, не обладая самостоятельными полезными свойствами, лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором находится. Такие объекты не являются сооружениями, а потому не могут быть отнесены к объектам недвижимости (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2023 N Ф08-12778/2022 по делу N А32-50887/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 24.04.2023 N 308-ЭС23-4447 отказано в передаче дела N А32-50887/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления), Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 N 15АП-5621/2021 по делу N А32-39606/2020).
Подъездная дорога является грунтовой, не имеет самостоятельного функционального значения, а создана исключительно в целях улучшения качества земельного участка (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 N 15АП-7477/2022 по делу N А32-14349/2021 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.11.2022 N Ф08-9877/2022 данное Постановление оставлено без изменения)).
Наличие дорожного полотна в виде щебеночно-гравийного покрытия является улучшением свойств земельного участка, на котором находится дорога, и его благоустройством, дорожное покрытие несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу; сам спорный объект не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, соответственно, не обладает признаками объекта недвижимого имущества (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2018 N Ф02-1738/2018 по делу N А33-28567/2016).
В Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2019 N 10-АПА19-3, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 N 11АП-15523/2022 по делу N А65-13073/2022 также указано, что грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.
В Письме Росреестра от 25.10.2023 N 14-07851/23 "По вопросу отнесения грунтовой дороги к объектам недвижимости" разъяснено следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ; государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, а в случаях, установленных федеральным законом, и иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества либо к объектам, не являющимся таковыми, действующее законодательство не содержит, равно как не наделяет полномочиями по разграничению движимых и недвижимых вещей какие-либо органы власти, организации.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ (Определение от 22.12.2015 N А27-18141/2014 по делу N 304-ЭС15-11476 (Определением Верховного Суда РФ от 11.03.2016 N 18-ПЭК16 по делу N А27-18141/2014 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ)) для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
В Определении Верховного Суда РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638 (Определением Верховного Суда РФ от 08.07.2016 N 259-ПЭК16 по делу N А35-8277/2014 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ) в числе прочего отмечено, что:
- вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ);
- при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Согласно имеющейся судебной практике (в частности, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016, Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N 304-ЭС16-18316, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью, грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.
Учитывая изложенное, определение объекта в качестве объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на который должны осуществляться в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, проводится органом регистрации прав при рассмотрении документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий, а также кадастровым инженером при заключении договора подряда на выполнение кадастровых работ, в том числе исходя из проектной и разрешительной документации такого объекта, если законодательством РФ предусмотрена подготовка и выдача такой документации.
Принимая во внимание изложенное выше, поскольку грунтовая дорога не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ, орган регистрации прав при рассмотрении документов вправе принять решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий на основании в том числе п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Источник: на основе материала
Л.В. Сперанской,Федеральная служба
по интеллектуальной собственности (Роспатент
В силу ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Автомобильные дороги являются важнейшим объектом современной инфраструктуры. Их состояние оказывает существенное влияние на качество жизни граждан и развитие экономической активности. До недавнего времени субъекты частного права предъявляли в основном требования о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам в результате дорожных происшествий.
В Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 7 апреля 2021 г., включено Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2020 г. N 11-КАД20-4-К6. Предметом разбирательства стали следующие обстоятельства.
Граждане З., М. и Г. обратились в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением к исполнительному комитету сельского поселения и исполнительному комитету муниципального района о признании их бездействия незаконным, возложении обязанности привести дорогу общего пользования в надлежащее состояние. По их мнению, бездействие выражалось в ненадлежащем содержании автомобильной дороги между двумя населенными пунктами сельского поселения - деревней и селом (последнее является административным центром сельского поселения) в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан, а также в необустройстве подъездов к жилым домам в деревне.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются жителями деревни, связанной с административным центром сельского поселения автомобильной дорогой. Она относится к категории местных дорог, никогда не ремонтировалась и не приводилась в состояние, соответствующее требованиям технических регламентов, в зимний период от снега не очищается, что создает для граждан затруднения в ее использовании. Обязанность по содержанию названной дороги лежит на муниципальных органах, однако ими не исполняется, в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителей.
Решением городского суда от 11 февраля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан, в удовлетворении административного иска отказано. Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 г. названные судебные постановления оставлены без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что в настоящее время к населенному пункту истцов имеется подъезд, который осуществляется через построенную в июле 2016 г. асфальтобетонную автодорогу. Указанная дорога не внесена в генеральный план муниципального района, но эксплуатируется жителями, следовательно, со стороны административных ответчиков бездействие, выразившееся в ненадлежащем содержании грунтовой автомобильной дороги, не допущено.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ пришла к выводу о необходимости ее частичного удовлетворения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В ст. 3 названного Закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 1 и 8 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
В ст. 10 названного Закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу ч. 6 ст. 8 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются в том числе органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ч. 1 ст. 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
С учетом положений ст. 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу Устава соответствующего сельского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что генеральный план сельского поселения содержит информацию о грунтовой дороге местного значения, на которую было указано истцами.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель исполнительного комитета сельского поселения признал, что все дороги, отображенные на генеральном плане сельского поселения, находятся на балансе поселения.
В письме исполнительного комитета сельского поселения сообщено, что указанная грунтовая дорога находится в ведении названного органа местного самоуправления. К письму приложен локальный ресурсный сметный расчет ответчика на содержание автомобильной дороги.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к выводу, что в материалах дела содержится достаточно данных, свидетельствующих о том, что грунтовая дорога находится в ведении исполнительного комитета сельского поселения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами нижестоящих судов о том, что в настоящее время к населенному пункту, в котором проживают истцы, имеется подъезд, который осуществляется через другую дорогу, построенную в июле 2016 г., асфальтобетонную автодорогу, а дорога, на которую ссылаются истцы, не внесена в генеральный план муниципального района, но эксплуатируется жителями населенного пункта. По мнению Судебной коллегии, такие выводы основаны на неправильном применении правовых норм, которые не освобождают фактического собственника (владельца) от обязанности содержать грунтовую автомобильную дорогу, включенную в генеральный план муниципального образования, в состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспортных средств, в соответствии с требованиями технических регламентов, ГОСТов и СНиПов, при наличии иной подъездной дороги.
Судебная коллегия отметила, что суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, техническое состояние грунтовой дороги не устанавливал, выполнение собственником (владельцем) грунтовой дороги обязанности по ее ремонту и содержанию не выяснял. Суды апелляционной и кассационной инстанций указанные нарушения не устранили. Вместе с тем установление фактических обстоятельств, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении грунтовой автомобильной дороги, имеет существенное значение для правильного разрешения заявленных требований. Судебная коллегия посчитала необходимым отменить судебные акты, передать дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Источник: Консультант Плюс Емельянцев В.П., ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.