И как сформулировать то, что платежи являются не прибылью, а доходом.

• г. Жуков

Из решения общего собрания ТСЖ: "мы имеем право поднять тариф для не членов ТСЖ на величину налогов. Платежи не членов ТСЖ не являются целевыми поступлениями и учитываются в составе доходов (реализации) ТСЖ и значит облагаются налогом на прибыль".

Можно ли оспаривая законность данного решения указать, что оно противоречит, в числе прочего, п.5 ст.3 НК РФ: "Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом".

И как сформулировать то, что платежи являются не прибылью, а доходом.

Спасибо за ответ.

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Не члены ТСЖ, но собственники помещений в многоквартирном доме, обязаны уплачивать те же платежи, которые установлены для членов ТСЖ. Коммунальные услуги-в соответствии с тарифами, установленными органами местного самоуправления; за содержание и ремонт ( и т.д.)-в размерах, установленных общим собранием членов ТСЖ.

Все эти платежи являются целевыми как для членов ТСЖ, так и для не членов ТСЖ и расходуются првлением ТСЖ на установленные цели, поэтому утверждение, что платежи не членов ТСЖ образуют "прибыль" (для целей налогообложения)-неправильны. Эти платежи установлены в ЖК РФ и обязанность их уплаты связана не с членством в ТСЖ, а с собственностью на помещения в доме.

ТСЖ-это некоммерческое юридическое лицо.

У ТСЖ может образовываться налогооблагаемая прибыль-тогда, когда ТСЖ осуществляет какие-то действия, выходящие за рамки сбора обязательных платежей с собственников помещений в доме (например, сдает в аренду общие помещения в доме, или на земельном участке, являющемся собственностью всех собственников помещений в доме, организует платную стоянку авто; или сдает в аренду часть этого земельного участка).

Судя по всему, решение вашего ТСЖ (в лице общего собрания) не соответствует действующему законодательству.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Поскольку вы в своем сообщении (хотя и кратком) остались недовольны и не согласны с мной, ниже привожу текст из статьи в журнале "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2009 г.

Как раз по вашему вопросу, почитайте, только внимательно-написано понятным языком

"Официальные разъяснения

Многих бухгалтеров ТСЖ смущают разъяснения Минфина, согласно которым все поступающие товариществу от собственников помещений средства формируют доходы.

Напомним, что в течение длительного времени финансисты давали разъяснения, в которых противопоставляли обязательные платежи и взносы членов ТСЖ членским и вступительным взносам некоммерческих организаций, поименованным в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. А поскольку перечень целевых поступлений закрытый и не включает обязательных платежей членов ТСЖ, оснований для освобождения их от налогообложения не имеется (письма Минфина РФ от 01.08.2005 N 03-03-04/4/28, УФНС по г. Москве от 07.12.2007 N 18-11/3/117051@). В связи с этим плата членов товарищества за содержание и ремонт жилого помещения, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина РФ от 17.02.2006 N 03-03-04/4/32, от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45, от 13.09.2007 N 03-11-04/2/224). В качестве еще одного довода назывался тот факт, что обязанность внесения обязательных платежей и взносов возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме. Следовательно, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются (письма Минфина РФ от 26.06.2006 N 03-11-04/2/128, от 05.05.2006 N 03-03-05/8, УФНС по г. Москве от 26.05.2008 N 20-12/050118).

Обязывая ТСЖ признавать выручку от реализации, чиновники великодушно разрешали уменьшать ее на расходы товарищества, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 05.05.2006 N 03-03-05/8). Например, в Письме от 27.11.2007 N 03-03-07/23 финансовое ведомство отметило: коммунальные платежи, например, такие, как плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п., одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимаются к вычету в составе расходов (т.к. должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и тем самым под налогообложение не попадают.

Кроме того, финансисты допускали использование посреднической схемы в деятельности товарищества. Если ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, т.е. только в части посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги (письма от 26.02.2007 N 03-07-15/24, от 05.05.2006 N 03-03-05/8).

Справедливости ради заметим, что в более поздних разъяснениях финансисты вообще перестали приводить какие-либо обоснования своей позиции и лишь постулировали, что средства ТСЖ состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества, а при определении налоговой базы не учитываются вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (письма от 28.07.2008 N 03-11-05/182, от 07.04.2008 N 03-11-04/2/68, от 14.02.2008 N 03-11-04/2/35, от 13.02.2008 N 03-11-04/2/32). Однако по-прежнему чиновники сообщают: в отношении других обязательных платежей следует отметить, что в соответствии с общеустановленным порядком данные платежи включаются в налоговую базу. При этом такие платежи, как, например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т. п., одновременно с отражением их в доходной части товарищества собственников жилья принимаются к вычету в составе расходов (т. к. должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и поэтому под налогообложение не подпадают (Письмо Минфина РФ от 20.03.2008 N 03-11-02/28*(1)).

Наводим критику

Следует признать, что рекомендации чиновников на практике не выдерживают никакой критики. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что действующее законодательство не дает оснований считать деятельность ТСЖ посреднической в том смысле, в котором посредничество понимается в ГК РФ. Дело в том, что ТСЖ всегда действует в интересах и по поручению своих членов (поручение выражается в утверждении перечня работ и услуг и сметы доходов и расходов), все его действия санкционируются общим собранием членов. Источником финансирования деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества являются средства собственников помещений. Кроме того, ввиду некоммерческого характера деятельности товарищества в рамках правоотношений с членами по поводу уставной деятельности у него не может возникать вознаграждения за возмездное оказание услуг (вознаграждение посредника). Смета ТСЖ не предусматривает его вознаграждение, она содержит доходы (платежи и взносы членов, покрывающие расходы, которые должно осуществить ТСЖ согласно уставу). Помимо сумм, которые ТСЖ уплачивает производителям (поставщикам) работ (услуг), смета предусматривает доходы, покрывающие затраты на содержание самого товарищества (заработная плата, затраты на приобретение основных средств и материалов, необходимых для ведения уставной деятельности, и т.д.). Считать их вознаграждением по посредническому договору оснований нет. Экономия средств по смете также не формирует финансовый результат товарищества, так как не может быть истрачена им по своему усмотрению - направления ее расходования определяются общим собранием собственников в соответствии с уставными целями ТСЖ. Поэтому, на наш взгляд, посреднический договор не может применяться в отношениях между ТСЖ и его членами, так как они основаны на членстве в некоммерческой организации.

Но даже и эти рассуждения не понадобятся ТСЖ, поскольку сложилась обширная арбитражная практика в пользу товариществ. Судьи в один голос отказывают налоговым инспекциям в доначислении налога на прибыль (и единого налога, уплачиваемого при применении УСНО) с сумм обязательных платежей членов ТСЖ. Арбитры руководствуются пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ и квалифицируют обязательные платежи собственников помещений как целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческой организации, относя обязательные платежи и взносы членов ТСЖ, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, к членским взносам (постановления ФАС ВСО от 10.09.2007 N А19-26596/06-Ф02-6060/07, ФАС ПО от 20.11.2007 N А55-18916/2006-31*(2), от 30.10.2007 N А55-408/2007-11, ФАС МО от 21.09.2007 N КА-А40/9504-07, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 N 09АП-10127/2008-АК). Некоторые суды даже не считают необходимым называть обязательные платежи членскими взносами, им достаточно, что это целевые поступления на ведение уставной деятельности некоммерческой организации, не подлежащие налогообложению на основании п. 2 ст. 251 НК РФ (постановления ФАС СЗО от 07.12.2007 N А56-12206/2007, ФАС СКО от 04.03.2008 N Ф08-774/08-268А).

Большинство судей не разграничивают обязательные платежи, связанные с оплатой содержания и ремонта общего имущества, и платежи, вносимые в оплату коммунальных услуг. Это цельный взнос, признаваемый целевым поступлением на ведение уставной деятельности ТСЖ. В то же время встречаются споры именно по коммунальным платежам. Но налоговым инспекторам здесь удача также не улыбается. Арбитры приходят к выводу, что ТСЖ не реализует коммунальные услуги, а осуществляет предусмотренную законом и уставом деятельность по обеспечению жильцов коммунальными услугами, фактически выступая посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Данная деятельность носит некоммерческий характер, и в отсутствие доказательств получения товариществом посреднического вознаграждения за сбор и перечисление коммунальных платежей нужно признать, что у ТСЖ не возникает экономической выгоды. Следовательно, нет дохода, объекта налогообложения и налоговой базы (Постановление ФАС ВСО от 12.07.2007 N А33-1733/07-Ф02-3750/07*(3)).

Тот факт, что ТСЖ в рамках своей уставной деятельности не оказывает услуги и не выполняет работы для собственников помещений, подтверждает также практика по спорам о применении ККТ. Налоговики привлекали товарищества к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Однако арбитры отменяли постановления о наложении штрафа (Определение ВАС РФ от 07.11.2007 N 14067/07, постановления ФАС ПО от 08.04.2008 N А12-18845/07-С22, от 07.09.2007 N А12-7330/07, ФАС СКО от 10.01.2008 N Ф08-8553/2007-3207А).

Поскольку обязательные платежи членов ТСЖ расцениваются как целевые поступления, не облагаемые налогом на прибыль, расходы, осуществляемые за их счет, также не учитываются при определении налоговой базы. При этом ТСЖ обязано вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, а также по окончании налогового периода представлять в налоговый орган по месту учета отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль). В случае использования подобных поступлений не по целевому назначению их суммы включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ) на дату, когда ТСЖ фактически использовало целевые средства не по целевому назначению (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ). Таким образом, несмотря на то что расходы, которые осуществляет товарищество, не учитываются при исчислении налога на прибыль, документы, подтверждающие такие расходы, необходимы - именно они докажут, что средства были использованы по целевому назначению. Известны случаи, когда налоговики при камеральной проверке декларации требовали представить пояснения с приложением документов, подтверждающих целевое использование доходов, не облагаемых налогом.

Справедливости ради нужно признать, что в последнее время встречается все меньше и меньше налоговых споров с участием ТСЖ и все реже они доходят до судов кассационной инстанции. Отсюда напрашивается только один вывод - налоговики трезво оценили свои судебные перспективы и товарищества могут чувствовать себя гораздо спокойнее. Впрочем, инспекторы стали более внимательны и находят новые основания для претензий. Они уже не спорят, что платежи, связанные с содержанием общего имущества, являются необлагаемыми, но пытаются доказать, что ТСЖ обслуживает также и частное имущество, что является реализацией услуг. Например, в деле, по которому было вынесено Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2008 N А12-15159/08-С65, инспекция доказывала, что ТСЖ осуществляло техническое обслуживание гаражных боксов. Однако товарищество подтвердило, что гаражные боксы, расположенные на придомовой территории, соединены с многоквартирным домом сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры. Содержание и ремонт инженерных сетей домов возможны только в едином блоке с гаражными боксами. Кроме того, доступа в сами гаражные боксы сотрудники ТСЖ не имели. Поэтому суд сделал вывод о том, что инспекция не представила доказательств, что товарищество осуществляет техническое обслуживание внутри каждого бокса, а не общедолевого имущества (проезды для автомашин внутри автостоянки, инженерное оборудование).

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7