Отказ в аренде земельного участка водоохранной зоны реки - как действовать в данной ситуации?
Имели участок в собственности с 2009 года в водоохранной зоне реки, ЛПХ,земли нас. пунктов.. Был по суду изъят у нас (неправильно оформленные документы сельсоветом). Участок возвращен в сельсовет. Мы написали заявление в Адм сельсовета с просьбой предоставить этот участок снова в аренду. Пришел отказ с объяснением, что зем участок расположен в зоне особо охраняемых природных территорий, для которых в соответствии со ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются. Что делать? Менять в заявлении разрешенное использование - ЛПХ на что то другое? Идти в суд? и вообще имеют ли право они отказать в аренде, если слева и справа от нас все участки у людей в собственности (в этой же зоне от реки). Спасибо заранее. Прошу ответить по e-mail inga8322847@gmail.com
у вас судебная перспектива - действия администрации можно оспорить в суд - ст. 218 КАС
обратитесь к юристу очно что б изучить судебную перспективу
СпроситьНаписал заявление в администрацию о предоставлении земельного участка в аренду под сенокошение, участок расположен в водоохранной зоне, на землях населенных пунктов, 20-25 метров от реки (протяженность реки от 10 до 50 км). Администрация отказала в предоставлении участка мотивиров это тем, что он расположен в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Есть ли шансы на получение данного участка.
Отказ незаконный!
Прилагаю в качестве образца судебный акт.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2011 г. N 17АП-3800/2011-ГК
Дело N А71-13256/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Паньковой Г.Л., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - Сычугов А.А., (паспорт, доверенность от 11.01.2011),
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Администрации муниципального образования "Завьяловский район",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 марта 2011 года
по делу N А71-13256/2010,
принятое судьей Буториной Г.П.,
по заявлению ООО "ЯНА" (ОГРН 1021801148709, ИНН 1831014043)
к Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
третьи лица: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике, Федеральное агентство водных ресурсов в лице Камского бассейнового водного управления
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ООО "ЯНА" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале с кадастровым номером 18:08:041001, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике, Федеральное агентство водных ресурсов в лице Камского бассейнового водного управления.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.03.2011 (резолютивная часть от 28.02.2011) заявленные требования удовлетворены частично, отказ Администрации муниципального образования "Завьяловский район" в предоставлении ООО "ЯНА" в аренду земельного участка, выраженный в письме от 20.08.2010 N 01-17/5355, признан незаконным, как не соответствующий действующему законодательству. В удовлетворении требования заявителя о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления земельного участка в аренду отказано.
Решение суда от 02.03.2011 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в части удовлетворения заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на острове и никогда не использовался для сенокошения. Размещение на этом земельном участке пасеки или осуществление сенокоса потребует проведение ряда мероприятий, которые могут повлечь исчезновение острова. Ответчик считает, что решение в обжалуемой части вынесено с нарушением норм материального и процессуального права и не основано на имеющихся доказательствах.
Заявитель, третьи лица возражений на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 13.07.2010 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровом квартале с кадастровым номером 18:08:041001 для целей использования - для сенокоса, с приложением выкопировки с указанием местоположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 20.08.2010 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Кама.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Яна", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
В силу данной нормы права органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям.
Отказывая заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, ответчик указал на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р. Кама, предоставление земельного участка в границах прибрежной полосы водного объекта для сельскохозяйственного использования является нецелесообразным.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).
В силу ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
С учетом изложенного, оснований для отказа в предоставлении в аренду для целей сенокошения земельного участка по причине его нахождения в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, у ответчика не имелось.
Ссылка ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок не пригоден для целей сенокошения, не подтверждена надлежащими доказательствами. Акт осмотра земельного участка от 10.08.2010 N 81, письма Администрации МО "Гольянское" от 10.12.2010, МУ "Завьяловское лесничество" от 09.12.2010 не содержат фактических обстоятельств, на основании которых сделаны выводы о невозможности осуществления сенокошения. Сведений о площади этого участка, занятой песком и кустарниками, суду не представлено.
Довод ответчика о том, что размещение сенокоса или пасеки потребует проведение мероприятий по расчистке от леса, кустарников, пней, которые могут повлечь исчезновение острова, подлежит отклонению.
В соответствии со п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).
Ссылка ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок используется, в том числе, для отдыха населения, также не может быть принята во внимание. Указанное обстоятельство не является препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для целей сенокошения.
При этом, использование береговой полосы как объекта общего пользования установлено законом (ст. 6 Водного кодекса РФ). В силу ч. 8 указанной статьи каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 02.03.2011 в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 марта 2011 года по делу N А71-13256/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА
СпроситьМожно ли перераспределить участки: 1 - в собственности, 2 - в аренде. Обратиться надо в сельсовет, а аренда заключена с районной администрацией. Оба участка находятся на территории сельсовета.
Продавец - арендатор зу (сроком на 5 лет), не пользуется землей и хочет нам переуступить права на участок. Имеются документы и разрешение на строительство от сельсовета (земли населенных пунктов, под лпх). в аренде около 2-х лет. мы хотим строить дом (ижс), но боимся не успеть построиться и зарегистрировать в бти (сразу зарегистрировать право собственности на дом и землю). продавцу в сельсовете пообещали продлить срок аренды, если придти написать заявление за 2 месяца до окончания срока. В случае, если мы приобретем этот участок, можем ли мы расчитывать на продление аренды? Какие подводные камни могут поджидать? Спасибо!
Посмотрите в договор - обычно об этом написано. Если не написано - просто обратитесь с таким вопросом в Администрацию (соответствующий отдел).
СпроситьМы хотел взять землю в аренду под сельхоз. Назначения. Мы узнали в районном сельхозуправлении, что есть свободный участок, который раньше уже был в аренде, но сейчас он свободен. Мы написали завление в местном сельсовете, но нам пришел отказ о предоставление аренды, основание, к участку прилегает водоем, поэтому он не подходит для сельхоз назначений. Подскажите нам пожалуйста как нам быть в этой ситуации.
у вас только один вариант - обжаловать отказ в предоставлении в судебном порядке, если земля с/х назначения. то она и должна по этому назначению быть использована
ст. 218 КАС
СпроситьПланирую подать заявление в Администрацию на оформление зем участка ЛПХ 6 соток с категорией земель насел пункты (кадастровый паспорт есть), на берегу реки. На участке пробурена за мой счет по договору скважина на воду в 2014 г (глубина 28 м), по договору возведено строение баня с фундаментом (недостроеная), забор профнастил.
Вопросы:1) На сколько лет имею право попросить аренду? 2)Какую цель аренды могу указать? 3)имею ли право просить в аренду без аукциона этот зем. участок, если мои строения не зарегистрированы в РОСРЕЕСТРЕ? 4) смогу ли зарегистрировать в Росреестре постройки после получения права на аренду зем участка?
ПРОШУ ПРИСЛАТЬ ОТВЕТ ПО e-mail: inga8322847@gmail.com
Купили участок в 2018 году, в выписке из ЕГРН написано "земли населённых пунктов", разрешённое использование "под ИЖС". В конце 2019 г. начали раздел участка на два отдельных участка. В конце 2019 года нам участок разделили. В начале 2020 года подали заявление на строительство на оба участка, получили отказ по обоим участкам. Мотивация такая "земли находятся в зоне н-ного сельсовета и с 2009 года числятся как сельхоз земли". На вопрос главному архитектору районной администрации "что делать и как нам быть", ответ был такой. "Ждите, вопрос решается". Только когда это произойдёт неизвестно. Как быть? Может через суд?
Можно обратиться в суд с обязанном устранить досушенные нарушения, если они присутствуют! И чтобы суд установил разумный срок!
СпроситьУ меня находится в долгосрочной аренде земельный участок 5.5 сотки. Участок находится в зоне охраняемых природных территорий природный заказник (зоологический). Дом стоящий на данном участке. Уже переведен в собственность. Сельская Администрация отказала в передаче участка в собственность. Имею ли я права оформить участок в собственность?
Если дом в собственности (зарегистрировано право собственности), идите в суд и признавайте право на землю в судебном порядке. Отказать могут, только если участок изъят из оборота или зарезервирован для государственных (муниципальных) нужд. Само по себе наличие ООПТ - не препятствие.
СпроситьВот такой вопрос: купили дом с земельным участком в 2012 году. Напротив нашего дома имеется также участок которым пользовались бывшие хозяева. Хотели оформить этот участок в собственность в сельсовете говорят что на этой земле есть постройки прежних хозяев и сельсовет не может дать разрешение для оформления земли. Законны ли их действия? Если земля от сельсовета значит данные постройки считаются незаконными?
Сельсовет прав. данная земля предоставлялась на каком то основании. Решайте вопрос с бывшими собственниками.
СпроситьОбратился в сельсовет с просьбой об аренде земельного участка под ЛПХ. а глава говорит;; Оформляй КФХ будет аренда земли. Под ЛПХ земли нет и не дам. прав ли он?
Добрый вечер. Если земля муниципальная Вы можете получить данные земельный участок только через торги. Хорошего приятного вечера вам.
Спросить