Как проходит аттестация на госслужбе при сокращении штатов - влияют ли должностные обязанности на выбор аттестуемых?
Хотелось бы понять как проходит внеочередная аттестация на госслужбе в случае сокращения штатов. В этом случае аттестуются только те, чьи места будут сокращены или все, кто относится к одной категории специалистов?
Например, в отделе из 5 человек 3 – главные специалисты, после сокращения должны остаться 2 специалиста. В данной ситуации имеет ли значение круг должностных обязанностей или нет? Будут ли аттестоваться все 3 главных специалистов или только тот, чью должность (вместе с должностными обязанностями) будут сокращать?
Заранее спасибо за ответ!
---Здравствуйте, это внутренние вопросы организации и руководитель с ответственными работниками сами разрабатывают инструкции. Удачи Вам, и всего хорошего.
СпроситьХотелось бы понять как проходит внеочередная аттестация на госслужбе в случае сокращения штатов. В этом случае аттестуются только те, чьи места будут сокращены или все, кто относится к одной категории специалистов?
:
Аттестация проводится в плановом порядке. Сокращение штата не является основанием для внеплановой аттестации.
СпроситьМеня увольняю с госслужбы, в связи с сокращением должности согласно п.8.2, ч.1 ст. 37, 79 ФЗ. Вручили уведомление о сокращении. Могу ли я досрочно расторгнуть контракт, не дожидаясь окончания 2 х месячного срока, согласно п.7 ст. 31, 79 ФЗ? В какой форме в таком случае я должен писать заявление? Какие выплаты мне полагаются?
В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.
До принятия Закона №57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).
Законом №57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона №79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 №822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.
В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.
Процедура, предшествующая увольнению
В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона №79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.
Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.
Так, ч. 1 ст. 31 Закона №79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами.
До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).
Обратите внимание, что Законом №79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).
Предоставление вакантной должности в ином государственном органе
Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.
Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.
Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.
📌 Реклама
Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р.
Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.
Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.
К сведению
Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.
Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.
Обратите внимание
Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.
Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.
Преимущественное право на замещение вакантной должности
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона №79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:
– квалификацию;
– уровень профессионального образования;
– результаты профессиональной служебной деятельности, –
и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона №79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом №79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.31, 33 и 38 Закона №79-ФЗ.
Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона №79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу №2-3240-33-1819).
Аттестация служащих
Частью 3 ст. 31 Закона №79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.
Согласно ч. 5 ст. 48 Закона №79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:
– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– направляется для получения дополнительного профессионального образования;
– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона №79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона №79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).
Процедура прекращения служебного контракта
В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона №79-ФЗ.
Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.
В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона №79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.
Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Обратите внимание
Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 №31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 №25-П, ст. 261 ТК РФ).
Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона №79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
К сведению
В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона №79-ФЗ).
СпроситьВ государственном органе произошло сокращение должностей государственной гражданской службы. В связи с этим была проведена внеочередная аттестация. Аттестационная комиссия приняла решение, что служащий С. не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы, и рекомендовала предложить ему иную должность. Приказом руководителя государственного органа его уволили в связи с несоответствием замещаемой должности гражданской службы. С. не согласился с решением руководителя и подал в суд, мотивируя свои требования тем, что ему не предлагалась другая должность гражданской службы, а увольнение гражданского служащего с гражданской службы по результатам аттестации возможно только при отказе служащего от предложенной для замещения иной должности. Представитель государственного органа в суде пояснил, что вакантные должности гражданской службы не были предложены, так как на их замещение были объявлены конкурсы. Какое решение должен принять суд? Обоснуйте свой ответ.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Кроме того согласно ч. 16, 27 ст. 48 ФЗ-79 16 в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;
3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из фактических обстоятельств: у вас решение комиссии, в котором прямо написано предложить иную должность и они имелись, раз объявлены конкурсы. Вы этого не сделали. Ваш работник имел приоритет на вакантные должности, то есть сначала надо было предложить их ему, а потом уже в случае отказа объявлять конкурс.
Думаю суд встанет на сторону работника и восстановит его, так как на мой взгляд процедура увольнения не соблюдена.
СпроситьДоктору технических наук, состоящему на государственной гражданской службе в должности начальника одного из отделов Министерства промышленности и торговли РФ, во время служебной командировки в США за особые достижения в науке было присвоено звание почетного профессора Массачусетского университета.
По возвращении в Россию ему под угрозой увольнения было предложено отказаться от присвоенного почетного звания, поскольку оно было получено без соответствующего письменного разрешения министра, и объявлен выговор.
Правомерны ли подобного рода решения федерального министра и как бы вы поступили на месте данного государственного служащего? Ответ обосновать, со ссылкой на нормы закона.
Думаю, что вы сумеете отстоять свои права в судебном порядке.
Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
(ст. 17, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004))
Полагаю, что если вы достигли таких высот в профессиональной деятельности, то сумеете в судебном порядке отстоять свое доброе имя.
Но рекомендую очно обратиться для юридической помощи к специалисту, поскольку правильно составленное заявление в суд - это более половины успеха.
Удачи.
СпроситьВ соответствии с решением аттестационной комиссии служащий М. был признан не соответствующим замещаемой должности гражданской службы. По истечении двух месяцев после проведения аттестации приказом руководителя структурного подразделения М. понижается в должности. М. обращается в суд с требованием о восстановлении его в прежней должности, с возмещением материального ущерба, возникшим в связи с незаконным, по его мнению, переводом, компенсации морального вреда. По результатам предыдущей аттестации он был признан соответствующим данной должности, по рекомендации аттестационной комиссии был включен в резерв на вышестоящую должность, в прошлом году прошел профессиональную переподготовку. В состав аттестационной комиссии, решением которой он признан не соответствующим должности гражданской службы, входил представитель органа по управлению государственной службой, который в настоящее время замещает его прежнюю должностью. Какое решение вынесет суд?
Добрый день!
В суд необходимо обращаться с заявлением о несогласии с результатами аттестации (ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" предусмотрено, что гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с данным Федеральным законом).
В противном случае если работодателем не нарушено требований Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110, велика вероятность что суд может встать на сторону работодателя.
СпроситьЯ госслужащая. Могу ли я отказаться от прохождения внеочередной аттестации в связи с сокращением, если я не претендую на замещение вакантных должностей и хочу уволиться по сокращению.
Нельзя дать корректный ответ. Сокращение и внеочередная аттестация - не взаимозависимые понятия, и отказ от такой аттестации - может повлечь увольнение по виновным основаниям.
СпроситьСлучаи предусмотрены локальными актами работодателя. Их нужно смотреть (ст. 8 ТК РФ)
В частности - положение об аттестации.
Также изучите свой трудовой договор и должностную инструкцию.
_
Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 8]
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
СпроситьСогласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
При этом аттестация проходит на основании приказа работодателя, этим приказом также определяется порядок ее проведения и состав комиссии.
Спросить---Альбина, требования к квалификации работников определяются в трудовом договоре, должностной инструкции и иных локальных НПА работодателя, а также в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, и тарифно-квалификационных справочниках по отраслям.
Аттестация работников имеет большое значение для работодателя. т.к. по ее результатам он может:
* оптимизировать использование трудовых ресурсов;
* оценить уровень квалификации каждого из работников;
* создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников;
* сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов;
* уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.
---также, аттестация может принести пользу и при проведении мероприятий по сокращению - в частности, для соблюдения требований ст. 179 ТК РФ в части, касающейся преимущественного права оставления на работе, поможет определить уровень квалификации того или иного работника.
СпроситьВ каких случаях проводится внеплановая переаттестация на соответствие занимаемой должности? Кто должен состоять в комиссии?
Уважаемая Альбина!! В силу того что нет закона или иного нормативного акта ,регулирующего порядок проведения аттестации ответ на ваш вопрос возможен только после изучения Положения об аттестации,которое принято в вашей организации.
Если в отношении вас планируется проведение аттестации то у вас есть право потребовать от работодателя предоставления Положения об аттестации для ознакомления
В действующем законодательстве до сих пор нет четкой и однозначной государственной концепции аттестации
Понятие аттестации в Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует – он ссылается на эту процедуру только опосредованно. К примеру, ТК РФ предусмотрена возможность проведения аттестации среди научно-педагогических работников до истечения срока избрания по конкурсу или в течение периода действия срочного трудового договора (ч. 10 ст. 332 ТК РФ). В большинстве случаев (в подзаконных актах, научной литературе, словарях и энциклопедиях) аттестация определяется как процедура периодической проверки и подтверждения квалификации сотрудника и соответствия ее занимаемой должности или выполняемой работе. Собственно, основной задачей здесь и является проверка профессионального уровня и навыков, деловых качеств и/или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении функции, определенной трудовым договором. Кроме того, аттестация позволяет определить, понадобится ли работнику повысить квалификацию.
ТК РФ обязывает работодателя включать в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если процедура аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). При отсутствии профсоюзной организации аттестация проводится без участия ее представителя.
Локальные нормативные акты, устанавливающие и определяющие порядок аттестации, должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).
Нормативного правого акта федерального уровня, который закрепил бы общие правила проведения, сроки, категории работников и иные вопросы, связанные с аттестацией, пока также нет,
Поэтому все вопросы,связанные с аттестацией регулируются исключительно на уровне отдельно взятой организации Чтобы провести аттестацию организация принимает согласно ст8 ТК РФ Положение об аттестации – основной локальный нормативный акт, регулирующий порядок проведения и применяемые процедуры аттестации
Данный документ может включать в себя несколько разделов.
Цели и задачи. Аттестация может быть основанием для решения как глобальных вопросов – реорганизации структуры, определения и повышения квалификации работников, оптимизации процессов трудовой деятельности, так и частных – изменения системы оплаты труда, системы поощрений и т.п.
Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, а также категории сотрудников, которые аттестации не подлежат. Заметим, что далеко не каждого работника работодатель имеет право уволить по результатам проведенной аттестации. Статьей 261 ТК РФ предоставлена гарантия от увольнения по данному основанию следующим категориям:
беременным женщинам;
женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
другим лицам, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери.
Увольнение работников, соответствующих этим критериям, по итогам проведенной аттестации и на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет незаконным.
Сроки, порядок проведения аттестации. Сроки могут устанавливаться в зависимости от целей и задач процедуры, например не реже одного раза в пять лет, в три года. Положением также можно предусмотреть возможность плановой и внеплановой (внеочередной) аттестации. Плановая аттестация проводится в установленном порядке, тогда как внеплановая – при определенных условиях: в случае неудовлетворительной работы сотрудников отдела, подразделения, снижения производственных показателей, при необходимости сокращения численности или штата организации и т.п. Также целесообразно регламентировать порядок составления графиков аттестации, назначить ответственных за это, установить порядок информирования о сроках проведения аттестации заинтересованных лиц.
Состав, полномочия, порядок формирования аттестационной комиссии. В данном разделе устанавливаются полномочия, состав комиссии (председатель, его заместитель, секретарь, другие участники) и распределяются функции между ее членами. Если в организации есть профсоюзный комитет, его представитель должен быть включен в такую комиссию, согласно ч. 3 ст. 82 ТК РФ. Кроме указанных лиц в аттестационную комиссию могут входить специалисты и эксперты из числа высококвалифицированных работников, имеющих высокий уровень профессиональных знаний. Также можно предусмотреть участие независимых экспертов, не являющихся сотрудниками данной организации, чтобы обеспечить объективность оценки.
СпроситьОснования проведения аттестации, ее сроки, состав аттестационной комиссии - все это устанавливает работодатель в своих внутренних нормативных актах (ст. 8 ТК РФ), обычно в Положении о проведении аттестации.
.
Законодательством не установлена определенная форма положения, поэтому его можно составить в произвольной форме. За основу можно взять Положение, утвержденное постановлением ГКНТ СССР, Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267.
В таком документе (положении), как правило, указывают:
– должности сотрудников, знания которых будут проверяться на аттестации,
– порядок формирования аттестационной комиссии,
– требования к квалификации сотрудников,
– критерии оценки уровня квалификации,
– оформление результатов аттестаций,
– график проведения аттестации, сроки его утверждения и т. д.
.
Утверждает график проведения аттестации обычно руководитель организации. Так как после утверждения могут случиться непредвиденные обстоятельства, то в положении нужно закрепить возможность и порядок переноса сроков проведения аттестации.
СпроситьЗдравствуйте! При сокращении вообще не важно когда был принят работник
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2017)
ТК РФ, Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.Спросить(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с действующим законодательством преимущественным правом на оставлении на работе при ликвидации, сокращении численности или штата пользуются и иные категории граждан.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Доброго времени суток!
К сожалению, законно. Могут сократить независимо от хронологического порядка принятия
Всего доброго, желаю удачи.
Спросить☼ Здравствуйте,
В какой-то степени законно, потому что при сокращении учитывается, кто проработал на предприятии и в этой должности больше времени
Желаю Вам удачи и всех благ!
СпроситьСокращение численности или штата работников осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (ст. 179 ТК РФ).
СпроситьДобрый день!
По закону очередность сокращения никоим образом не зависит от времени вашего принятия на работу. Преимущественное право на оставление на работе имеют работники с более высокой производительностью. При равной производительности - семейные, имеющие 2 и более иждивенцев, единственные кормильцы в семье и получившие увечье у данного работодателя. Сократить беременную женщину или находящуюся в декретном отпуске вообще нельзя, кроме случая ликвидации организации.
СпроситьЗдравствуйте,
При сокращении работника должны уведомить за 2 месяца о сокращении и выплатить пособие за 2 месяца по сокращению. Третий месяц выплачиваетсЯ в случае если вы стояли в центре занятости и не смогли трудоустроиться.
При наличии нескольких претендентов на сокращение применяется ст. 179 ТК РФ.Согласно указанной статье трудового кодекса РФ
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
В любом случае вы имеете право обратиться в Трудовую инспекцию с жалобой на незаконные действия работадателя или в прокуратуру. Эти органы по вашему заявлению обязаны проверить правомерность действий работодателя в соответствии с ТК РФ.
СпроситьСкажите пожалуйста, а если есть работники, которым больше 60 лет, они остаются, а более молодых сокращают, можно как-то добиться сокращения тех, кому за 60? Работа - оператор газовой котельной.
Спросить☼ Здравствуйте,
При сокращении учитывается стаж работы и опыт в данной должности, пенсионеров сокращают нет смысла, а молодые специалисты опыта совсем не имеют
Желаю Вам удачи и всех благ!
СпроситьЧисто по человечески - конечно несправедливо, у работников которым 60 лет - есть постоянный источник дохода - пенсия по старости, а молодые при увольнении останутся ни с чем. Кроме того у них скорее всего есть несовершеннолетние иждивенцы. Попробуйте написать жалобу в трудовую инспекцию или прокуратуру чтобы проверили правомерность преимущественного оставления на работе.
СпроситьДоброго времени суток!
В данном случае порекомендую Вам обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда
Всего доброго, желаю удачи.
Спросить24.01.2011 г. получила уведомление о возможном сокращении с 01.04.2011 замещаемой Вами должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта. В случае сокращения замещаемой Вами должности, служебный контракт будет прекращен, Вы будете освобождены от занимаемой должности и уволены с гражданской службы по истечении двух месяцев со дня предупреждения о сокращении должности на основании пункта 6 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07. 2004 № 79-ФЗ, с предоставлением гарантий, предусмотренных законодательством.
Я сейчас работаю в территориальном управлении социальной защиты населения, имею стаж муниципальной и государственной гражданской службы 9 лет. С 01.04.2011 будет сокращение должностей в ТУСЗН, и организовано ОГУ в которое и переходят обязанности по замещаемой мною должности, но должность будет по другому называться и мы не будем госслужащими.
Нам предложили два варианта увольнения: либо по сокращению (но после этого на работу в ОГУ не примут), либо с записью в трудовой книжке увольнение по инициативе работника (и тогда возьмут на работу в ОГУ с 01.04.2011). Другую должность госслужбы не предлагают, т.к.свободных должностей в ТУСЗН нет, а должность в ОГУ сейчас предложить не могут, т.к. этого учреждения еще не существует. Но мне стало известно, что должность в ОГУ и работа, которой занимаюсь я были устно предложены другому работнику, если он будет увольняться по собственному желанию. На мой вопрос, когда выдадут уведомление о конкретном сокращении моей должности ответили, что другого не выдадут, сократят на основании уведомления о возможном сокращении выданного 24.01.2011. Я спросила, если я найду другую работу до 1 апреля 2011 г. могу ли я быть уволена по сокращению раньше 1 апреля с предоставлением выплат предусмотренных законодательством, руководитель ответил, что если я найду другую работу раньше, то должна буду уволиться по собственному желанию без выплат по сокращению.
Вопрос: могут ли меня сократить с 01.04.2011 на основании уведомления выданного 24.01.2011 о возможном сокращении. Должны ли мне выдать еще одно уведомление о конкретном сокращении моей должности?
Должны ли меня уволить по сокращению с предоставлением гарантий, предусмотренных законодательством, если я найду другую работу раньше 01.04.2011?
Могут ли мне отказать при приеме на работу в ОГУ с 01.04.2011 г.. если меня уволят по сокращению, и взять другого человека (которого нужно будет учить), если я напишу заявление о приеме на работу во вновь созданное учреждение, т.к.та работа которой занималась я в ТУСЗН переходит в ОГУ?
1. Могут сократить 1 апреля на основании уведомления выданного 24.01.2011 о возможном сокращении, так как уведомить обязаны НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА ДВА МЕСЯЦА. А если более - то ничего противозаконного в этом нет.
2. Нет, не должны. Скорее всего, будет общий приказ о сокращении должностей.
3. Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся предоставления дополнительных гарантий гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, см. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1.
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
В случае, если Вы найдете другую работу раньше 01.04.2011 Вас могут уволить до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Но согласие работодателя так же нужно. Поэтому, это право, а не обязанность работодателя.
До увольнения по сокращению штатов работодатель обязан предложить Вам все имеющиеся вакансии в письменном виде.
Хочу предупредить Вас о том, что получение компенсационных выплат при сокращении штатов и устройство на работу в новую организацию - взаимоисключающие понятия. Так как средний заработок сохраняется на период трудоустройства (а Вы устраиваетесь сразу). В этом случае выплачиваются только выходное пособие в размере среднего месячного заработка
Статья 178. Выходные пособия
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Всего доброго.
СпроситьРаботодатель обязан выдать Уведомление не менее чем за 2 мес. до сокращения С ТОЧНОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ о том, что такая то должность такого то числа будет сокращена.
и предложить вам вакансии для вашего трудоустройства.
С ув. Елена Б.
СпроситьСпасибо за ответ,но я хотела узнать не только о сроках при сокращении, а также могут ли меня сократить, если выдали уведомления о возможном сокращении должности, а о том ,что сокращается конкретно моя должность не выдали.
Должны ли мне выдать уведомление с точной формулировкой, а то как то непонятно,то ли сократят, то ли нет.У нас в управлении уведомление о возможном сокращении выдали всем сотрудникам, даже тем чьи должности не сокращаются.
Вы мне ответили о сокращении в соответствии с Трудовым Кодексом, но я госслужащая, и нас сокращают на основании п.6 ч.1 ст.33 ФЗ №79-ФЗ 27.07.2004, нам не положено выходное пособие, а выплачивается единовременно четырехмесячное денежное содержание.Я хочу еще спросить,могут ли мне отказать в приеме на работу в ОГУ,если я напишу заявление с 01.04.2011, и если откажут должны ли обосновать причину отказа.Также кто будет пользоваться преимуществом при приеме на работу:я - специалист, который знает все по своей работе, но уволенный по сокращению, или вновь пришедший человек с улицы.
Спросить