Как регламентировать распределение жилья между основной очередью и внеочередниками военнослужащих?
У меня давно возник наболевший вопрос, касающийся получения жилья военнослужащим.
Согласно приказа Министра Обороны № 80 от 15.02.2000, военнослужащие увольняемые из ВС по достижению предельного возраста, по оргштатным мероприятиям и по состоянию здоровья обеспечиваются жильем вне очереди.
Я в ближайшее время увольняться из ВС не собираюсь. В очереди на получение жилой площади стою вторым (всего в очереди 230 человек).
Под каждый новый построеный дом набирается очередное количество увольняемых (которые и получают квартиры в этих домах), и основная очередь не движется.
Мой вопрос:
Должно ли как-то, в данном случае, регламентироваться распределение жилой площади между основной очередью (лица, имеющие право на первоочередное получение жилья) и очередью внеочередников (увольняемых)?
Или для того чтобы получить квартиру надо самому становиться увольняемым и получать квартиру вне очереди (но в этом случае все начнут увольняться правдами и неправдами и кто тогда будет служить)?
В очереди на квартиру стою 10,5 лет.
Буду признателен за объективный и полный ответ.
С уважением,
Абрамов Игорь Рафаилович.
Игорь Рафаилович!
Единственное, что здесь можно предложить - попытаться оспорить Приказ МО № 80 в части предоставления указанным лицам внеочередного права на получение жилья.
"12. Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых
составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий
по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть
уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых
помещений*. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы
жилые помещения предоставляются вне очереди.
________
* Пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе
военнослужащих"." (Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Минобороны России от 15.02.00 N 80)
Сам закон о статусе военнослужащих такого права увольняемым не предоставляет, а только говорит о том, что без жилья они уволены быть не могут:
"...Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы
которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных
условий по нормам, установленным федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия
не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им
жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые
помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются
жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в
порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего
Федерального закона" (Из п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Согласно Жилищному Кодексу РСФСР:
" Статья 33. Очередность предоставления гражданам жилых помещений
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности,
исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на
получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное
предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки",
" Статья 37. Внеочередное предоставление жилых помещений
Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам:
1) жилище которых в результате стихийного бедствия стало
непригодным для проживания;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по окончании их пребывания в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях
здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и
других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях,
детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки
(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах
Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены
жилые помещения, которые они ранее занимали;
3) окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие,
средние специальные, профессионально-технические и иные учебные
заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую
местность, и членам их семей предприятиями, учреждениями,
организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза
ССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных Советов народных
депутатов по приезде;
4) в других случаях, предусмотренных законодательством Союза
ССР и РСФСР".
Вопрос о том, входит ли нормативный приказ МО РФ в состав законодательства РФ достаточно скользкий, но я полагаю, что не входит (ворос требует отдельной проработки).
Таким образом, можно говорить о том, что нарушается Ваше право на предоставление жилья в 3-х месячный срок:
" 1. Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых
помещений.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по
контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей
предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на
новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке,
которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на
дополнительную жилую площадь за счет государственного или
муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством
обороны Российской Федерации (иным федеральным органом
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба)" (ст.15 ФЗ "О статусе...").
То есть МО РФ за Ваш счет решает проблему с людьми, которых оно должно уволить с жильем.
Кстати Верховный Суд РФ уже недавно высказался на тему - удлинение очереди нарушает права:
" Верховный Суд Российской Федерации
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2002 года N ВКПИ02-77
[О признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о
порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны
Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80]
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации Коронца А.Н.; при секретаре - Аистовой Н.В.; с участием:
старшего военного прокурора Управления Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Осипова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном
заседании гражданское дело по жалобе Рудина А.Ю. о признании
незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15
февраля 2000 года N 80,
установила:
Рудин обратился в Верховный Суд с требованием о признании
незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15
февраля 2000 года N 80, согласно которому военнослужащие, состоящие
на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в
установленном порядке к новому месту военной службы из одной
воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне,
подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных
условий со времени принятия их на учет и включения в указанные
списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.
В жалобе указывается, что в результате применения обжалуемого
положения Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации нарушаются его жилищные
права, что выразилось в перенесении очередности заявителя на
улучшение жилищных условий на более поздние сроки.
Заявитель Рудин А.Ю. и его представитель Ващук С.Р. в судебном
заседании свои требования поддержали и просили удовлетворить их в
полном объеме.
Представитель Министерства обороны РФ Максимов И.Н. требования
заявителя не признал, считая, что оспариваемый абзац второй пункта
28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15
февраля 2000 года N 80, не противоречит действующему
законодательству.
Заслушав объяснения заявителя и его представителя,
представителя Министерства обороны РФ, исследовав представленные
доказательства и выслушав заключение прокурора, считавшего
необходимым жалобу заявителя удовлетворить в полном объеме, Военная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба
Рудина А.Ю. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на жилище.
Согласно ст.15 Федерального закона Российской Федерации "О
статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление
военнослужащим жилых помещений.
Согласно ст.13 Закона Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" порядок и условия предоставления
жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти
и управления Российской Федерации в соответствии с существующей
очередью на улучшение жилищных условий.
Таким образом, под правом на жилище российское законодательство
понимает не только необходимое жизненное благо и невозможность его
произвольного лишения, но и гарантированные государством права
граждан на неукоснительное соблюдение в отношении их единых
оснований, условий и порядка обеспечения жильем.
В соответствии со ст.33 ЖК РСФСР и п.29 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской
Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставление им жилых помещений осуществляется в
порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и
включения в списки на получение жилых помещений. Военнослужащие,
имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых
помещений, одновременно включаются в отдельные списки.
В соответствии со ст.30 ЖК РСФСР и п.26 названной Инструкции
учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и
довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на улучшение
жилищных условий.
Из изложенного следует, что учет военнослужащих, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, осуществляется в воинских частях, в
которых они проходят военную службу, исходя из времени включения их
в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
конкретной воинской части. Какого-либо иного порядка учета
военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Не содержит иного порядка учета и нормативный правовой акт
субъекта Российской Федерации - Положение о порядке постановки на
учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилья в г.Москве, утвержденное постановлением
Правительства г.Москвы "О порядке постановки на учет граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в
г.Москве" от 13 мая 1997 года N 356.
При таких данных следует признать не соответствующим
действующему законодательству включение военнослужащих, переведенных
из одной воинской части в другую, дислоцированную в одном гарнизоне,
в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени
принятия их на учет по прежнему месту военной службы в этом
гарнизоне.
Более того, оспариваемая Рудиным норма со всей очевидностью
нарушает законные права и интересы военнослужащих, состоящих на
учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинской части, в
которую в пределах одного гарнизона переводятся военнослужащие,
принятые на соответствующий учет в другой воинской части.
В результате применения абзаца 2 пункта 28 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской
Федерации военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий в воинской части, в которую направляются
военнослужащие из других воинских частей одного гарнизона,
переносится очередность на получение жилищных условий.
Вместе с тем ст.34 ЖК РСФСР содержит исчерпывающие основания
для перенесения очередности на получение жилых помещений и не
предусматривает возможности наступления названных последствий для
граждан (военнослужащих), состоящих на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий по месту работы (службы), в случае поступления в
эту же организацию (воинскую часть) гражданина, направленного в
установленном порядке к указанному месту работы (службы) в пределах
одного населенного пункта (гарнизона).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197, 239_7
ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
Жалобу Рудина Александра Юрьевича удовлетворить.
Признать незаконным (недействующим) с момента опубликования
абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной
приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000
года N 80.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение
10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-майор юстиции
А.Коронец "
Хотя ясно, что вероятность выигрыша не столь высока, но на мой взгляд она есть. Я полагаю, что МО РФ предоставило данное увольняемым с нарушением законодательства и прав других лиц. Это общий подход. Конкретное дело и будет рассматриваться с учетом конкретных обстоятельств.
Спросить