Как избежать штрафа за отсутствие кассового аппарата в новой ИП?
Здравствуйте. 03.11.2017 я стал ИП. Для моей деятельности нужна «особенная он-лайн касса». Прихода которой придётся ждать около 40 дней. Договор поставки на эту кассу оформлен 02.11.2017. Деятельность моя организация ещё не начала. Таким образом мне удастся избежать штрафа, за неимение кассового аппарата?
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРИМЕНЕНИЕ ККТ?СпроситьМожно ли избежать административной ответственности за неприменение онлайн-кассы?
С 1 июля 2017 года организации и ИП должны перейти на применение ККТ, отвечающей новым требованиям (среди прочего обеспечивающей передачу фискальных документов - кассовых чеков и БСО в налоговые органы через оператора фискальных данных), если только такая необходимость после 01.02.2017 не возникла ранее, допустим, по причине окончания срока действия блока ЭКЛЗ. (Лица, которые могли обходиться без ККТ по старым правилам, вправе продолжать использовать эту возможность до 01.07.2018.)
Как показала практика, смена старой ККТ на новую может оказаться затруднительной по причине образовавшегося на рынке дефицита кассовых аппаратов и фискальных накопителей. В свою очередь, неприменение ККТ или применение ККТ, не отвечающей установленным требованиям, - это административно наказуемые деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
Административное правонарушение
Мера ответственности
Должностные лица, ИП
Юридические лица
Неприменение ККТ в установленных случаях
Наложение штрафа в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.
Наложение штрафа в размере от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям
Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 500 до 3 000 руб.
Предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Согласно общим правилам КоАП РФ:
- административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1);
- лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых определена его вина (ч. 1 ст. 1.5);
- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5).
Учитывая озвученные нормы, а также позицию Минфина, ФНС в Письме от 30.05.2017 N ЕД-4-20/10227 сообщила следующее. При обнаружении факта неприменения организациями и ИП ККТ при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг данное лицо не должно привлекаться к ответственности при наличии обстоятельств, свидетельствующих о принятии этим лицом всех мер по соблюдению требований законодательства РФ в части применения ККТ. В качестве исчерпывающей может выступить такая мера, как заключение пользователем договора поставки фискального накопителя в разумный срок:
- до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ);
- (или) до определенного законодательством РФ о применении ККТ предельного срока возможности его использования.
Ключевой вывод. Пользователь, заключивший договор поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством предельного срока возможности его использования, не должен привлекаться к административной ответственности.
Финансисты представленный подход "рекламируют" очень активно, о чем свидетельствуют их письма:
- от 26.05.2017 N 03-01-15/32505;
- от 24.05.2017 N 03-01-15/31928, N 03-01-15/31910;
- от 19.05.2017 N 03-01-15/31083;
- от 15.05.2017 N 03-01-15/29259, N 03-01-15/29258;
- от 05.05.2017 N 03-01-15/28073, N 03-01-15/28071;
- от 27.04.2017 N 03-01-15/25762;
- от 21.04.2017 N 03-01-15/24314;
- от 20.04.2017 N 03-01-15/23898, N 03-01-15/23881;
- от 18.04.2017 N 03-01-15/23313;
- от 07.04.2017 N 03-01-15/21000;
- от 31.03.2017 N 03-01-15/19106;
- от 30.03.2017 N 03-01-15/18783;
- от 27.03.2017 N 03-01-15/17554.
В Письмах от 07.06.2017 N 03-01-15/35588, от 30.05.2017 N 03-01-15/33121 финансисты добавили: при отсутствии у налогоплательщика возможности применения ККТ в соответствии с нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ организации и ИП обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией (ИП) и покупателем (клиентом).
Направлено Письмом ФНС РФ от 08.06.2017 N ЕД-4-20/10927.
И еще один момент от чиновников финансового ведомства (см. Письмо от 15.05.2017 N 03-01-15/29256).
Предложение о продлении срока неприменения ККТ для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности и (или) выполняющих работы, оказывающих услуги населению, до 01.01.2021 противоречит большинству указанных целей и не может быть поддержано.
Таким же образом Минфин оценил предложение о введении бланков строгой отчетности для микропредприятий, применяющих УСНО (см. Письмо от 05.05.2017 N 03-01-15/28065).
Е.Е. Каравайкина
Эксперт журнала
"Транспортные услуги:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать