Запрет на злоупотребление доминирующим положением - зачем нужно ограничивать хозяйствующих субъектов?

• г. Великий Новгород

Не понимаю, зачем нужен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением? Если некий хозяйствующий субъект смог достигнуть доминирующего положения на рынке, то почему он не может этим злоупотреблять?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Добрый день, Елена!

Это нужно для защиты конкуренции, на основании закона:

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции"

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

(п. 11 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, на производство и (или) реализацию соответствующих товаров и (или) организацию доступа на товарный рынок;

5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в абзаце первом настоящей части, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством Российской Федерации;

6) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и (или) к товарам хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части;

7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на товарные рынки и (или) к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и (или) реализуемом хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

8) условия доступа на товарный рынок, и (или) к товарам, и (или) к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, а в установленных случаях требования об осуществлении технологических и (или) технических мероприятий, в том числе при подключении (технологическом присоединении);

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) требования к характеристикам соответствующего товара, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования настоящей статьи не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

5. В случае выявления факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, установленного вступившим в законную силу решением антимонопольного органа, в целях предупреждения создания дискриминационных условий правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более семидесяти процентов, устанавливаются актом Правительства Российской Федерации (правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, утверждаются федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации). Указанные правила должны содержать:

1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, стоимости этих товаров или принципах определения цены товара и его оплаты, возможном объеме производства или реализации этих товаров, технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

4) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам;

5) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

6. Предусмотренные частью 5 настоящей статьи правила могут содержать условие об обязательной продаже товара на торгах.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

7. Правила недискриминационного доступа к услугам, оказываемым оператором национальной системы платежных карт, операторами услуг платежной инфраструктуры национальной системы платежных карт, оператором платежной системы Центрального банка Российской Федерации, оператором услуг платежной инфраструктуры платежной системы Центрального банка Российской Федерации, определяются в порядке, установленном Федеральным законом "О национальной платежной системе".

(часть 7 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

8. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения устанавливаются Правительством Российской Федерации в отношении субъектов естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также в отношении единой теплоснабжающей организации, не являющейся субъектом естественной монополии, при осуществлении ею деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения в случаях, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

(часть 8 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

Спросить
Игорь
29.05.2020, 16:47

Одноклассники ограничивают возможность размещения промо-постов - возможное нарушение гражданских прав и свобод

В рамках диалога с представителями социальной сети Одноклассники, находящегося по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 79. ООО "Мэйл. ру" у меня возник диалог, о размещении контента, а именно рекламных постов. В ходе которого они дискриминируют мои гражданскике права. А именно, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О защите конкуренции" 8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; 9) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации; 10) монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью; Они мне указали о том что. Промо только для больших🔥 Дорогие друзья, мы приняли решение внести изменения в работу с публикациями с отметкой “Промо”. Теперь такие публикации будут доступны для групп с численностью от 20 тысяч. Я считаю это нарушением моих гражданских прав и свобод, и по этому поводу хочу обратится в суд с исковым заявлением. Пожалуйста подскажите как правильно это сделать? Мой номе +996999998719 почта sisuevigor@gmail.com
Читать ответы (1)
Александр
29.03.2014, 17:33

Антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Кристалл» за злоупотребление

Антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Кристалл» за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. В ходе разбирательства было установлено, что доля ОАО «Кристалл» на данном рынке составляет 48%. Антимонопольный орган предложил ОАО представить доказательства того, что оно не занимает доминирующего положения на рынке, а поскольку ОАО «Кристалл» таких доказательств не представило, вынес соответствующее предписание. Каков порядок доказывания доминирующего положения на рынке? Какова роль в этой процедуре презумпции доминирования?
Читать ответы (1)
Елена
29.09.2016, 17:38

Антимонопольные органы возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства против предприятия «Олимп»

Территориальное управление ФАС РФ возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства против предприятия «Олимп» за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. В ходе разбирательства было установлено, что доля предприятия «Олимп» на данном рынке составляет 45 процентов. После этого территориальное управление предложило указанному предприятию представить доказательства того, что предприятие не занимает доминирующее положение. Этого сделано не было. По итогам расследования территориальное управление признало предприятие «Олимп» субъектом, нарушившим требования закона о конкуренции, и вынесло соответствующее предписание. Правомерны ли действия антимонопольных органов при доказывании доминирующего положения? Какова роль в этой процедуре презумпции доминирования?
Читать ответы (1)
Елена
19.03.2013, 09:30

Определение доминирующей позиции бюджетного ветеринарного учреждения на рынке и законность публичного характера

Занимает ли бюджетное учреждение ветеринарии, выдающее ветеринарно-сопроводительный документ на продукцию, доминирующее положение на рынке? Договор на оказание платных ветеринарных услуг между хозяйствующим субъектом и учреждением ветеринарии является ли публичным? Спасибо.
Читать ответы (1)
Екатерина
08.05.2020, 10:47

Правосубъектность защиты конкуренции - полная и ограниченная для хозяйствующих субъектов, субъектов естественной монополии и ФАС

Как кратко охарактеризовать правосубъектность (полная, ограниченная) субъектов защиты конкуренции? Определено 3 субъекта: хозяйствующие субъекты, субъекты естественной монополии и ФАС. Заранее спасибо за ответ!
Читать ответы (2)
Николай
17.04.2021, 18:20

Территориальное управление возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства против предприятия «Олимп»

16 Территориальное управление федерального антимонопольного органа возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства против предприятия «Олимп» за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. В ходе разбирательства было установлено, что доля предприятия «Олимп» на данном рынке составляет 45%. Территориальное управление предложило указанному предприятию представить доказательства того, что оно не занимает доминирующего положения. Этого сделано не было. По итогам расследования территориальное управление признало предприятие «Олимп» субъектом, нарушившим требование ст. 5 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и вынесло соответствующее предписание. Правомерны ли действия антимонопольных органов при доказывании доминирующего положения?
Читать ответы (1)
Максим
17.03.2018, 22:08

Расчет коэффициентов CR3, HHI и уровня концентрации на товарном рынке согласно статье 9 Федерального закона «О защите конкуренции»

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как следует высчитать: на товарном рынке имеется 93 хозяйствующих субъекта, которые входят в группу лиц согласно статье 9 Федерального закона «О защите конкуренции», и доли которых распределены следующим образом: 5 %, 3 %, 2 %, а у 90 оставшихся хозяйствующих субъектов — по 1 %. Как определить коэффициенты CR3, HHI, а также уровень концентрации товарного рынка?
Читать ответы (2)
Ирина
06.03.2006, 08:19

Какой перечень документов нужен для внесения организации в реестр хозяйствующих субъектов

Какой перечень документов нужен для внесения организации в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%
Читать ответы (1)
Валерий
09.04.2010, 00:51

Чем можно вдолбить в "Голову" нашего превосходительства, что это не есть "гуд" ни для нас, ни для клиентов?

Я работаю в Сбербанке, как и все сотрудникиработающих на окошках я должна предлагать всяческие услуги банка (а выглядит это как навязывание). Люди (потребители) в большинстве ругаются, что надоели уже со своими предложениями. Они в очереди стоят иной раз по пол часа, томятся в одеждах. А мы сотрудники по предписанию начальника регионального подразделения должны это предлагать каждому клиенту, иначе лишение премии и постоянное давление начальника отделения. (может сидеть сзади и трубить - "предлагаем дипозиты, карточки!") - понятно её, на премию работает. Скольким пенсионерм сделано навязыванием, а они потом возвращаются и предьявляют - "зачем вы это нам сделали? Верните все обратно". Все разговоры и собрания сотрудников нашего отделения; об изменении предложений клиентам услуг - ввести отдельного консультанта, сделать информационную доску, остаются "ветром в поле". Чем можно вдолбить в "Голову" нашего превосходительства, что это не есть "гуд" ни для нас, ни для клиентов? Может антимонопольщиков привлечь по статье (здесь покапалась - по второму обзацу)? Хотя банк попугать - может дойдет. А может еще какие варианты есть? Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. См. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденные приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67 1. Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как: изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
Читать ответы (1)