Вопрос о законности давления банка на непоручителей по задолженности

• г. Белгород

Я являюсь кредитором в банке. У меня есть задолженность. Банк звонит моим дочери и зятю по данной задолженности. Вправе ли банк оказывать давление на моих родственников, если они не являются поручителями путем телефонных звонков.

Ответы на вопрос (2):

Просрочка по кредитным платежам вынуждает банки использовать любые варианты воздействия на должников – письменные претензии, телефонные звонки, обращение в суд, продажа задолженности коллекторам и т.д. Однако банки нередко злоупотребляют своими правами и начинают «доставать» родственников должника, которые не имеют никакого отношения к кредитному договору и долгу. Насколько оправданы такие действия, и имеют ли право банки звонить родственникам должника? В представленной статье ответим на эти вопросы с учетом практики Верховного суда РФ. Имеют ли право? Необходимо сразу определить, что банки имеют право использовать законные способы воздействия только на лиц, указанных в кредитном договоре. Помимо самого заемщика по условиям выдачи кредита обязательства могут нести созаемщики или поручители, которыми, как правило, выступают родственники должника. В отношении этого круга лиц, прямо указанных в тексте договора, банк может предпринимать следующие действия, направленные на погашения долга: направление письменных уведомлений и претензий с требование погасить долг и начисленные проценты; звонить по контактным телефонам, указанным в договоре, с соблюдением требований законодательных актов (звонки допускаются только в дневное время и по рабочим дням, их суммарное количество также регламентируется нормативными актами); направлять в судебные учреждения иски о взыскании долга как с основного заемщика, так и с созаемщика или поручителей в порядке солидарной ответственности; передавать право требования о взыскании долга сторонним организациям и лицам (коллекторам) с соблюдением требований закона. Если банк или нанятая им для взыскания долга организация нарушает требования закона, можно привлечь их к ответственности, в том числе по нормам УК РФ. Прежде всего это касается случаев насилия или угроз его применения со стороны коллекторов. Если указанные способы взыскания долга не приносят результата, сотрудники банковских учреждений нередко произвольно расширяют перечень доступных методов воздействия – могут звонить на работу должника, беспокоить звонками его близких родственников и друзей. Насколько правомерны такие действия? В 2016 году по этому вопросу высказал свою позицию Верховный Суд РФ, рассматривая дело по обращению родственницы должника. Исходя из анализа Определения Верховного Суда РФ от 12.04.2016 г. № 9-КГ 15-21 для квалификации действий банковских учреждений нужно учитывать следующие нюансы: уведомление о наличии долга и требование его погасить может быть направлено только лицам, выступающим стороной или участником договора, – заемщику, созаемщику и поручителю (направление документации иным лицам, в том числе близким и дальним родственникам, является противозаконным действием); звонки гражданам по поводу долга их родственникам являются нарушением принципа добросовестности банковской деятельности, даже если эти контакты являются единичными; звонок родственнику будет являться противоправным действием даже при отсутствии угрозы насилия. Таким образом, банк вправе звонить только лицам, к которым могут быть предъявлены денежные требования по кредитному договору. Аналогичное правило распространяется и на случаи передачи долга коллекторским агентствам – устные или письменные обращения могут быть адресованы только самим должникам, но не их близким. Рассмотрим, как можно защитить себя от бесконечных звонков сотрудников банка, и можно ли предъявить в таком случае материальные претензии. Что делать, если звонят? Даже если вам один раз позвонили из банка и предъявили претензии по долгам вашего родственника, вы можете отстаивать законное право на защиту личной жизни. Чтобы избежать стрессовой ситуации, целесообразно вежливо предупредить сотрудника банка о противоправности его действий и попросить прекратить звонки. Если есть возможность, даже первый звонок необходимо записать, это будет являться доказательством в дальнейшем процессе. Если звонки продолжаются, вы можете действовать следующим образом: записывать каждый разговор, во время которого нужно вежливо выяснить, какой именно банк вам звонит, личные данные сотрудника банковского учреждения; можно направить в адрес банка письменную претензию с указанием количества звонков, потребовать прекратить незаконную деятельность и возместить моральный вред; необходимо взять у мобильного оператора детализацию звонков, из которой можно установить данные номера, с которого вам звонили от имени банка (если используются разные номера телефонов, можно будет запросить в судебном процессе сведения об их владельце); по фактам противозаконного вмешательства в личную жизнь можно подать исковое заявление в районный суд о взыскании компенсации морального вреда. В действиях сотрудников банка состав преступления может возникать только в случае, если прозвучали реальные угрозы применения насилия или распространения позорящих сведений. Если эти факты установлены при звонке из банка, можно обращаться сразу в полицию, будет проведена доследственная проверка. Взыскание компенсации морального вреда является безусловным правом гражданина, которому звонил банк по долгам родственника. Сумма компенсации будет определена судом исходя их характера допущенного нарушения – будет определяться количество звонков, их содержание, отсутствие реакции сотрудников кредитного учреждения на требование прекратить противозаконные действия. По указанному выше делу, которое рассматривал Верховный Суд РФ, была предъявлена к взысканию компенсация морального вреда в сумме 150 000 рублей.

Спросить
Пожаловаться

Чтобы прекратить звонки в адрес ваших близких, необходимо подготовить мотивированное заявление в адрес кредитора с требованием о прекращении общения с третьими лицами.

Звонки и приезды сразу прекратятся, в противном случае банк или коллекторы рискуют попасть на штраф. Кроме того, ваши близкие вправе в судебном порядке взыскать с банка моральный вред!

Буду рада помочь в решении вопроса!

Спросить
Пожаловаться

Может ли банк позвонить моим родителям если у меня задолжность если они не являются поручителями.

Может ли банк у которого я брала кредит и имею по нему просроченную задолжность звонить мне на работу и общаться с моими сотрудниками (кто первый ответит на телефонный звонок) о моей задолжности? Если у банка есть такие права, то как можно сделать чтобы банковские работники перестали звонить на работу и моим родственникам? Заранее благодарю.

При заключении кредитного договора мною были указаны дополнительные номера моих родственников или близких, по просьбе сотрудника банка. На данный момент у меня есть задолженность по данному кредиту, банк очень настойчиво и регулярно звонит моим родственникам с утра, вечером и в выходные дни. Мои родственники согласия на использования их данных не давали. Общаются сотрудники банка не вежливо! Имею ли я право потребовать у банка исключить из списка номера родственников, дабы не беспокоить их частную жизнь?

Три года назад досрочно погасил кредит в банке, после этого два раза звонил банк, задолженности небыло, никаких смс о задолженности тоже небыло. Сечас звонят и просят погасить образовавшуюся задолженность в 50000 руб. Мои действия?

У меня 40-дневная просрочка по оплате кредита (договор реструктуризации действует уже 6 мес) с тинькофф банком. Я их уведомила по телефону и электронной почте, что в связи с потерей работы и источника дохода, я не могу вносить платежи. Они начали оказывать давление путём звонков и оправки сообщений моим друзьям и знакомым в соцсетях (банк видит друзей в моем списке, находит их телефон и терроризирует их). Вопрос: каким образом я могу остановить банк оказывать давление на моих близких и знакомых? Я написала банку, что они обязаны действовать в рамках законодательства и если у них есть претензии ко мне, то пусть подают в суд. Но они продолжили давление на близких. Посоветуйте как остановить? Иск, письмо, что-то ещё? Спасибо.

У меня имеется просроченная задолженность в банке Русский Стандарт. Банк или коллекторы банка начали звонить соседям, хотя номера соседей я сам не знаю и не давал их банку тем более. Нарушает ли банк мои права и банковскую тайну?

Может ли банк у которого я брала кредит и имею по нему просроченную задолжность звонить мне на работу и общаться с моими сотрудниками (кто первый ответит на телефонный звонок) о моей задолжности? Если у банка есть такие права, то как можно сделать чтобы банковские работники перестали звонить на работу и моим родственникам? Если же у банка нет таких прав то подскажите в каких правовых документах, законах это прописанно. Заранее благодарю.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Мне надоели постоянные звонки от кредиторов и коллекторов на телефон мой и моих родственников, даже тех людей которые со мной мало знакомы, но им тоже звонят! Могу ли я не отвечать на телефонные звонки, и не отвечать на вопросы от взыскателей задолженности от банка или коллекторов. Они звонят и грубо разговаривают, бывает и запугивают, что могут приехать. А банк Восточный требует по телефонному разговору, если я отказываюсь от оплаты (так как не могу заплатить задержка зар. платы), что бы я повторила слово в слово что они мне диктуют, якобы что я отказываюсь от оплаты официально и претензий к банку не имею и т.д. Вправе они от меня этого требовать? И правда что есть закон, который регулирует телефонные разговоры.

Была задолженность в банке. Передали в коллекторское агенство. Погасил задолженность полностью кредит больше месяца назад. Справка о погашенном кредите имеется. Сотрудники банка и коллекторское агенство знают о погашенной задолженности. И уже больше месяца мне до сих пор звонят говоря о задолженности. Я перезваниваю в коллекторское агенство они говорят что с банка поступает запрос вот и звоните туда. Звоню в банк в банке говорят что мы не могли так как у вас задолженности нет, звоните в коллекторское. Составляли жалобу в банке жалоба дала положительный результат. (такой ответ пришел по смс). но все равно звонят больше месяца. Посоветовали их припугнуть полицыей ст.163 вымогательство. Но без результатов. И я уже незнаю к кому обращаться и кому звонить. Эти гонят в банк, а банк гонит к ним, а толку нет.

Просьба помочь разобраться. Я взяла кредит в банке. Сейчас у меня есть просроченная задолженность. И теперь мне банк постоянно названивает в 6 часов утра, чтобы напомнить о данной задолженности.

Вопрос: В какие часы согласно законодательству РФ, банки имеют право звонить заемщикам и напоминать о просроченной задолженности? Укажите закон, где прописан временной интервал, в течение которого банки имеют право звонить клиентам.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение