Как получить чернобыльский сертификат на приобретение квартиры и где обратиться за помощью

• г. Киров

Скажите пожалуйста, может ли моя девушка получить чернобыльский сертификат на приобретение квартиры. Родилась в 12.04.1994 года в Брянской обл., Злынковский район, село Рогов, зона с правом на отселение (до 31.01.1998 г. зона отселения). Постоянно прописана в с. Рогов. Имеет два удостоверения "Зона отселения" и "Зона с правом на отселение". В собственности жилья не имеет. Если можно, то какие органы этим занимаются и с чего надо начинать, куда можно обратиться за помощью. Заранее спасибо.

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Уважаемый Николай!

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ № 866 от 29.12.2004 г. «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк», и приравненных к ним лиц» (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 10.04.2008 N 257 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866"), в частности, было установлено, что «основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на основании ст.ст.14-17 и 22 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является предоставление им субсидий на приобретение жилья.». Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. г. закреплено право указанных лиц на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 05.07.2016) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно Паспорту подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, участниками подпрограммы являются в т. ч. граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих право на получение социальных выплат) либо в сфере ведения которых находятся закрытые военные городки или поселки учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют в т.ч. граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Статья 22 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, с учетом следующей особенности:

«Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.».

Однако, в Определении Конституционного суда РФ от 14 мая 2015 года № 1007-О КС РФ КС указал, что «Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 30 января 2013 года N 3-П).

При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (определения от 6 ноября 2014 года N 2636-О и N 2671-О).».

Соответственно, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности времени проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во – первых, не находились в зоне отселения или зоне с правом на отселение в период максимального воздействия радиации; а, во - вторых, переселились на указанную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.

Примечание: В приведенном Определении КС РФ не рассматривался вопрос прав граждан, родившихся в зоне с правом на отселение и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны.

Как следует из норм ч. ч. 2 и 3 ст. 22 Закона, речь в них идет, соответственно, только о гражданах:-переселившихся после 30 июня 1986 года в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон;-переселившихся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон.

Так вот, уважаемый Николай, начать вашей девушке следует с ПЕРЕЕЗДА из села Рогово Злынковского района в другой населенный пункт (чистый) не относящийся к указанным выше зонам, регистрироваться там ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА заключив договор найма с собственником любого жилого помещения, и только после этого обращаться в Жилищный отдел этого населенного пункта с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях. Причем льгота (влияющая на размер стоимости сертификата) распространяется и на членов семьи вашей девушки. Если ее семья к моменту подачи заявления будет более одного человека, то право на включение в программу будут иметь и другие члены этой семьи участника.

Иными словами члены семьи участника Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.», должны относиться к категории граждан, не имеющих жилого помещения для постоянного проживания, по смыслу п.п. «а» ст. 16.1. Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы».

P.S. Если администрация откажет в признании нуждающейся в жилых помещениях мотивируя отказ не достижением пенсионного возраста, придется идти в суд и доказывать факт рождения в зоне (произошедший в отсутствие воли заявителя) , который совсем не то же самое что факт добровольного переезда в зону. Судебная практика имеется. В ответчики помимо администрации нас. пункта суд привлечет еще и Минтруда. Однако, под лежачий камень вода не течет. Успехов вам.

Спросить

Добрый день! У меня уточняющие вопросы. 1) "Так вот, уважаемый Николай, начать вашей девушке следует с ПЕРЕЕЗДА из села Рогово Злынковского района в другой населенный пункт (чистый) не относящийся к указанным выше зонам, регистрироваться там ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА заключив договор найма с собственником любого жилого помещения". И так, Скажите пожалуйста, значит прописывать свою девушку (в чистой зоне) у моих родителей не обязательно, достаточно заключить договор найма с собственником жилья (мой отец) и все?

2) "и только после этого обращаться в Жилищный отдел этого населенного пункта с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях". Т.е. обращаться надо будет в администрацию именно того населенного пункта в котором будет зарагестрированна моя девушка? Я Вас правильно понял?

3) "Причем льгота (влияющая на размер стоимости сертификата) распространяется и на членов семьи вашей девушки." Этот пункт мне не совсем понятен. Объясните пожалуйста. Т.е. если мы пока с ней не женаты (а свадьба планируется на 08.08.2018 год, роспись), то ее мама, папа (они в разводе и не живут вместе), сестра сводная (замужем и есть двое детей), имеют тоже льготы и влияют на размер стоимости сертификата на приобретение квартиры, или я ошибаюсь? А если она подготовит и подаст все документы до момента свадьбы, а после свадьбы 08.08.2018 у нее уже будет моя фамилия то ей придется заново оформлять все документы (т.к. у нее будет уже другая фамилия), или ей будет достаточно приложить к уже имеющимся документам свидетельство о браке? А так как после свадьбы я уже буду членом ее семьи, не имеющим в собственности жилья, то и я буду включен в сертификат, соответственно квадратные метры уже будут рассчитываться из этого? И что тогда для этого нужно будет сделать? Вместе со свидетельством о браке приложить документ подтверждающий, что у меня нет в собственности жилья?

Спросить