20 лет педагог-психолог в школе, в пенсии отказали. Стоит судиться?
20 лет педагог-психолог в школе, в пенсии отказали. Стоит судиться?
Добрый вечер! Чтобы определиться на предмет обжаловав отказа в пенсии, желательно почитать отказной протокол. Нужно понимать, было у Вас право на момент обращения в ПФ или нет и имеется ли исключённые периоды работы.
СпроситьПочему педагоги-психологи общеобразовательных школ не имеют права на льготную пенсию по выслуге лет?
Мне отказали в льготной пенсии по выслуге лет по той причине что я педагог психолог общеобразовательной школы Действительно ли не входят в этот список педагоги психологи общеобразовательных школ?
Уважаемая Неустроева Елизавета, педагог-психолог действительно не входит в Перечень профессий дающие право на назначение пенсии по выслуге лет.
С уважением, кандидат педагогических наукЮрис Королев
СпроситьСкажите, пожалуйста, педагог-психолог в сельской школе имеет право на льготы педагога по возврату коммунальных платежей? Идет ли педагогический стаж педагогу-психологу? Спасибо!
Имеет ли право педагог-психолог общей образовательной школы на назначение пенсии по выслуге лет (стаж 25 лет) в нагрузке 0,5 ставке психолога (после сокращения) + дополнительно классное руководство в старшем звене + элективный курс "Мир профессий"?
В классификаторе выпущен педагог-психолог, однако не было приказа Мин. Обр. об отмене должности педагога-психолога на получении пенсии по выслуге лет.
Работа в должности педагог-психолог засчитывается только в специальных (коррекционных) школах, в общеобразовательных - нет.
Досрочная пенсия педагогам:
Удачи!
СпроситьИмею решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, подписанное начальником Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пскове. Причина отказа - неучтенные периоды работы в должности педагога-психолога в средней общеобразовательной школе.
Идёт ли педагогический стаж (25 лет, для получения льготной педагогической пенсии) психологу в школе. Если должность называется не педагог-психолог, а просто психолог.
Можно ли судиться по льготной пенсии педагога-психолога в общеобразовательной школе. Знаю, что некоторые отсуживали себе льготную пенсию, работая в общеобразовательной школе.
Педагог-психологам детских садов не полагается льготная пенсия - как добиться изменений в Законе?
Работаю педагогом-психологом в Центре развития ребенка - детском саду. Сад не коррекционный. Скоро подходит время льготной пенсии, но, как выяснилось, должность «педагог – психолог» не входит в список должностей, которым полагается льготная пенсия.
Мы, педагоги – психологи, как и воспитатели, проводим с детьми занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные), т.е. ведем педагогическую деятельность. Но нам, в отличие от воспитателей и музыкальных руководителей льготная пенсия не полагается.
Педагог – психолог ведет развивающие занятия (например, по развитию познавательной сферы или по подготовке детей к школе) и занятия по коррекции психического развития дошкольников (коррекционная работа со страхами, агрессией, гиперактивностью и т.д.). Это отражено в планах работы и другой отчетной документации педагога - психолога детского сада.
В настоящее время есть судебная практика относительно музыкальных руководителей детских садов, которым ранее льготная пенсия не полагалась, и которые теперь доказали свое право на льготную пенсию. Это нас, педагогов – психологов, обнадеживает!
Пожалуйста ответьте, возможно ли нам добиться включения педагога – психолога в список должностей, которым положена льготная педагогическая пенсия. И еще, какие документы необходимо представить в суд для доказательства того, что педагог - психолог в детском саду занимается педагогической деятельностью и может получать льготную педагогическую пенсию.
Вам его не включат.
Правительство Российской Федерации, утверждая Список и Правила и определяя, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, исходило из объективных критериев оценки характера труда и функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
В свою очередь, возможность установления тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на которую указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", относится к случаям работы в соответствующих должностях в учреждениях, предусмотренных списками.
Возможность же признания права на досрочное назначение пенсии за лицами, которые осуществляли соответствующую деятельность в должностях, аналогичных предусмотренным списками, но в иных учреждениях, действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.02.2012 г. N 237-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Г. на нарушение ее конституционных прав пунктом 12 вышеназванных Правил исчисления периодов работы, и положениями вышеназванного списка должностей и учреждений, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1, Конституции Российской Федерации).
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Потому отсутствие в пункте 11 Правил N 781 общеобразовательных школ свидетельствует о наличии оснований для отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности социального педагога в таких учреждениях.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом работа в должности социального педагога засчитывается в стаж при осуществлении работы в образовательных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях социального обслуживания.
СпроситьДарья Вячеславовна здравствуйте, пунктом 11 Правил исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости педагогическим работникам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и в учреждениях социального обслуживания, учреждение, в котором вы работали не относится к перечисленным учреждениям, поэтому стаж работы в детском саду не засчитывается на досрочную пенсию. Пробуйте через суд.
СпроситьДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ НЕ ТОЛЬКО ДОЛЖНОСТЬ, НО И МЕСТО РАБОТЫ ПО ПЕРЕЧНЮ, УСТАНАВЛИВАЕМОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ. ДЕТСКИЙ САД В ЭТОМ ПЕРЕЧНЕ ОТСУТСТВУЕТ.
СОГЛАСНО ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУД, СУД НЕ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ТОЖДЕСТВО РАЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, Т.Е. ПРИЗНАВАТЬ ПРАВО НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ ЗА ЛИЦАМИ, КОТОРЫЕ РАБОТАЛИ В ИНЫХ ТИПАХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЧЕМ, ТЕ КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.
ОДНАКО СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ, ПОЭТОМУ ОТКАЗ ПФ В НАЗНАЧЕНИИ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ ВЫ ВПРАВЕ ОБЖАЛОВАТЬ В СУД - СТ. 131 -132 ГПК РФ.
пункт 11 Правил исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости педагогическим работникам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781,
работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, засчитывается в стаж работы
в образовательных учреждениях для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей,
в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся с отклонениями в развитии,
в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в
образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и
в учреждениях социального обслуживания
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова С.А. Дело № 33-1715/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 05 июня 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Атногуловой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 05 апреля 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Шестаковой Г*** П*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Шестаковой Г*** П*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период ее работы с 01.09.2003 по 19.07.2006 года и с 1.08.2006 по 25.12.2011 в МДОУ детский сад компенсирующего вида № *** и назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 26.12. 2011 года.
В остальной части иска Шестаковой Г*** П*** отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., объяснения Шестаковой Г.П. и ее представителя Ерофеевой Ю.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Шестакова Г.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный педагогический стаж и о назначении пенсии.
В обоснование иска указала, что решением комиссии УПФР от 24.01.2012 в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимого стажа. При этом в специальный стаж не был включен период ее работы с 22.02.2000 по 29.08.2003 в должности педагога-психолога в НДОУ детский сад № *** и с 01.09.2003 по 25.12.2011 в должности педагога-психолога в МДОУ детский сад компенсирующего вида № ***, ввиду того, что в выписке из индивидуального лицевого счета эти периоды отражены «общими условиями», то есть работодатель не подтверждает льготный характер работы. С решением ответчика была не согласна.
Просила включить в специальный педагогический стаж вышеуказанные периоды работы и назначить ей пенсию с 26.12.2011.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как принятое с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что период работы истицы в должности педагога-психолога в МДОУ детский сад компенсирующего вида не может быть включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения, в котором работала истица, не соответствует наименованию учреждения, предусмотренных п.11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Полагает, что детский сад компенсирующего вида, в котором работала истица и специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, работа в которых включается в специальный стаж, - это два разных вида учреждения. Кроме того, суд не учел, что в выписке из индивидуального лицевого счета спорный период истицы отражен общими условиями труда, то есть работодатель не подтвердил льготный характер работы истицы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 26 декабря 2011г. Шестакова Г.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска № 76 от 24.01.2012 в назначении пенсии истице было отказано по мотиву отсутствия необходимого педагогического стажа. В специальный стаж истице было засчитано 16 лет 11 месяцев 1 день. В специальный стаж не были засчитаны периоды: с 22.02.2000 по 29.08.2003 в должности педагога-психолога в НДОУ детский сад № *** и с 01.09.2003 по 25.12.2011 в должности педагога-психолога в МДОУ детский сад компенсирующего вида № ***.
Удовлетворяя требования Шестаковой Г.П. о включении периода ее работы с 01.09.2003 по 19.07.2006 года и с 1.08.2006 по 25.12.2011 в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее МДОУ) детский сад компенсирующего вида № *** в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд исходил из того, что данное учреждение является специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад и подпадает под п.1.5 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ №781.
Таким образом, судом была установлена тождественность учреждения «детский сад компенсирующего вида» детскому саду - «специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исполняемые истицей обязанности по должности педагога-психолога в МДОУ детский сад компенсирующего вида аналогичны тем, которые осуществляют лица, указанных профессий в специальных (коррекционных) детских садах.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавшем Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, имеются наименование должности "педагог-психолог" и в пункте 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка указаны образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) -детский сад, в том числе компенсирующего вида.
Вместе с тем, в пункте 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано на то, что работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях, указанных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка. Пункт 1.7 раздела «Наименование учреждений» в данном перечне не указан
В пункте 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 работа в качестве педагога - психолога засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания.
Следовательно, работа в должности педагога-психолога в образовательном учреждении - детский сад компенсирующего вида не включается в стаж для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Ссылка суда первой инстанции на то, что фактически выполнявшаяся истицей в спорные периоды работа соответствовала должностным обязанностям педагога-психолога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, нельзя признать состоятельной, поскольку действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы в одном учреждении работам по данной должности в другом учреждении, нежели в том, в котором работает гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности или учреждения, имеющих неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию учреждения и должности, содержащихся в списках, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Таким образом, вопрос о тождественности должностных обязанностей, выполняемых Шестаковой Г.П. в детском саде компенсирующего вида функциям, условиям и характеру деятельности педагога-психолога в специальном (корректирующем) образовательном учреждении, которое дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования должности или учреждения, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Статьей 12 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» определен перечень типов образовательных учреждений. В данном перечне есть как дошкольные образовательные учреждения, к которым относится - детский сад компенсирующего вида, так и специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого вида учреждений приняты соответствующие типовые положения.
При таких обстоятельствах, включение периодов работы Шестаковой Г.П. в должности педагога-психолога в МДОУ детский сад компенсирующего вида № *** и назначении ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 26.12. 2011 года является неверным, основанным на неправильном толковании судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Принимая во внимание изложенное, решение районного суда в части обязания ответчика засчитать Шестаковой Г. П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период ее работы с 01.09.2003 по 19.07.2006 года и с 1.08.2006 по 25.12.2011 в МДОУ детский сад компенсирующего вида № *** и назначении ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 26.12. 2011 года нельзя признать законным. В этой части решение суда подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое в данной части решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение в части отказа во включении в специальный стаж периода работы истицы с 22.02.2000 по 29.08.2003 в должности педагога-психолога в НДОУ детский сад № *** является правильным, поскольку согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 работа в качестве педагога - психолога засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания. В данной части решение сторонами не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 05 апреля 2012 года в части обязания Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска засчитать Шестаковой Г*** П*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период ее работы с 01.09.2003 по 19.07.2006 года и с 1.08.2006 по 25.12.2011 в МДОУ детский сад компенсирующего вида № *** и назначении ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 26.12. 2011 года – отменить.
Постановить в этой части новое решение. В иске Шестаковой Г*** П*** к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период ее работы с 01.09.2003 по 19.07.2006 года и с 1.08.2006 по 25.12.2011 в МДОУ детский сад компенсирующего вида № *** и назначении ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 26.12. 2011 года - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
СпроситьСогласно Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, работа в должностях социального педагога,
к сожалению не засчитывается, но Вы однако в случае отказа ПФ, праве обратится с иском в суд, согласно ст. 12 ГК РФ
См. ниже Судебная практика моего региона
У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С УД
Дело № 33 – *** - 2010г. Судья Зотова Л.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 июня 2010 года город Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Костенко А.П., Маслюкова П.А.,
при секретаре Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 28 мая 2010 года, по которому суд решил:
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от 26 апреля 2010 года об отказе в назначении Агошину С.Д. досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области включить Агошину Сергею Дмитриевичу в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 30 июня 1983 года по 25 мая 1985 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с момента обращения, то есть с 15 апреля 2010 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области в пользу Агошина Сергея Дмитриевича в счет возмещения расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, - 200 рублей и расходов по оплате услуг представителя (составление заявления) - 900 рублей.
Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Агошин С.Д. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении в стаж периода прохождения военной службы и взыскании судебных расходов.
Свои требования мотивировал тем, что 15.04.2010 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше и Барышском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В назначении пенсии ему было отказано, комиссией не включен в стаж педагогической деятельности период службы в армии с 30.06.1983 г. по 25.05.1985 г. Считает указанное решение незаконным, противоречащим ст. ст. 19, 55 Конституции РФ. При этом ответчиком не принято во внимание, что ранее действовавшим Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 педагогическим работникам в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Просил признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Барыше и Барышском районе от 26 апреля 2010 г. Обязать УПФР в г. Барыше и Барышском районе включить в стаж для назначения досрочной пенсии период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 30.06.1983 г. по 25.05.1985 г., а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб. и расходы по оплате услуг представителя в сумме 900 руб.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Москвичеву С.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Основанием для отмены решения суда в кассационном порядке, в силу ст. 362 ГПК РФ, является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области № 117 от 26.04.2010 года Агошину С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В педагогический стаж не был включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 30.06.1983 года по 25.05.1985 года.
В период с 09 октября 1986 года по 14 апреля 2010 года Агошин С.Д. работал тренером-преподавателем в Детской юношеской спортивной школе Б*** РОНО.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п. 19 п.1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункту 2 названной нормы Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В период прохождения Агошиным С.Д. службы в Вооруженных Силах СССР действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждения, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, период службы Агошина С.Д. в составе Вооруженных Сил СССР в указанный выше период подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости и вывод суда в этой части является правильным.
Однако, как следует из решения, суд включил истцу указанный период в стаж работы по специальности в льготном исчислении из расчета - один день военной службы за два дня работы со ссылкой на абз. 1 п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Судебная коллегия считает этот вывод суда основанным на неправильном толковании норм материального права.
Статья 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает льготное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву при включении данного периода в их общий трудовой стаж.
Ни названным федеральным законом, ни Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах решение суда о включении периода военной службы по призыву в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в льготном исчислении, является незаконным.
Как следствие, решение суда об обязании ответчика назначить Агошину С.Д. досрочную трудовую пенсию также является незаконным.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001, года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Судом установлено, что Агошин С.Д. в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года работал тренером-преподавателем в Детской юношеской спортивной школе Б*** РОНО, т.е. в должности и учреждении, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Однако на 01 января 2001 года у него отсутствовал необходимый стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью 16 лет 8 месяцев, даже с учетом периода службы в армии по призыву, исчисленного в календарном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для назначения пенсии Агошину С.Д. не имеется.
Таким образом, правильно определив круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и характер спорных правоотношений, суд первой инстанции дал им ненадлежащую правовую оценку, неправильно применил нормы материального права, что в силу статьи 362 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, и поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение, которым в удовлетворении иска Агошина С.Д. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 28 мая 2010 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении иска Агошина Сергея Дмитриевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж периода военной службы и взыскании судебных расходов отказать.
СпроситьЯ педагог-психолог работаю в школе. Для несовершеннолетних в суде часто вызывают на заседания педагога-психолога. Как осуществляется договор между образовательными учреждениями и судом на обеспечение присутствия на суде педагога-психолога? Можно ли отказаться от участия в суде?
Добрый день
Нет такого договора, просто учебная организация обязана представить и это входит в ваши должностные обязанности, вероятно
С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.
СпроситьНина, понятно, что Вас часто вызывают в суды, а это занимает массу времени и нервов. Но определенного договора не существует. Судья звонит в школу, директор просит Вас. Все по старинке. Отказаться от участия в суде? Ну здесь уже отношения даже не с судом, а с директором. Будет напоминать о выполнении Ваших функциональных обязанностей.
.С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого наилучшего!
СпроситьМеня волнует вопрос подчинения педагога-психолога в школе. Согласно ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 октября 1999 г. N 636 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, и самому положению, педагог-психолог образования подчиняется руководителю образовательной организации. Однако в моей школе был выпущен локальный акт, согласно которому педагог-психолог подчиняется заучу по воспитательной работе, в этом выпущенном школой положении упор идет на приказ 636. опять же. педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, а не воспитательную работу. Как мне объяснить руководству, чо оно заблуждается.
Всё вполне законно. Поскольку компетенция позволяет.
ТК РФ, Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового праваСпросить(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 8 ТК РФ
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Подчинение регулируется локальными актами образовательной организации - должностной инструкцией, трудовым договором. Ст.8 ТК РФ. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 октября 1999 г. N 636 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ носит рекомендательный характер.
Спросить--- Здравствуйте Светлана Юрьевна, руководство НЕ ЗАБЛУЖДАЕТСЯ! Только директор школы имеет право вводить подчинение в т.ч. и своим замам. У него имеются все полномочия по данному организационному вопросу.
Статья 26. Управление образовательной организацией
[Закон "Об образовании в РФ"] [Глава 3] [Статья 26]
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников). Удачи Вам и всего хорошего.
СпроситьПриказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" не устанавливает правила, согласно которому педагог =психолог подчиняется непосредственно руководителю. Поэтому в разных образовательных учреждениях данный вопрос решается по разному. В одних он подчиняется директору, о чем указано в должностной инструкции, а в других - может быть и иное подчинение.
СпроситьНепосредственно в Положении «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденном приказом Министерства образования РФ от 22 октября 1999 года N 636, вопросы внутренней подчиненности педагога-психолога не регулируются.
Однако из смысла пунктов 11-13 Положения в их взаимной связи можно сделать вывод, что служба школьных психологов (педагог-психолог) выполняет задачи как на уровне взаимодействия с соответствующим структурным подразделением Минобразования России, учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников, так и в рамках, собственно, образовательного процесса в школе, согласуясь с планом работы всей школы.
Учитывая такой двойственный характер функции педагога-психолога, в том числе, представительной, понижение его подчиненности на один уровень не отвечает поставленным задачам и, в целом, усложняет процесс, вводя дополнительные согласовательные процедуры. Как правило, педагоги-психологи (Служба), подчиняются непосредственно руководителю образовательной организации. Попробуйте обосновать таким образом.
СпроситьОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Российской Федерации
ПРИКАЗ
от 22.10.99 № 636
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации.
III. Структура Службы. Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев Службы. П. 2.7. Директора образовательных учреждений под руководством соответствующих отделов службы осуществляют административное управление деятельностью психологической службы конкретного учреждения, ее финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными документами Службы.
П. 3.4 Количество сотрудников первичных звеньев Службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение.
Если смотреть на это положение, то подчиняюсь директору, и еще я должна быть одна на 500 учащихся. А не на 1081 как сейчас. Однако если вы говорите, что это не так. то само слово положение указывает на рекомендательный характер этого документа?
СпроситьВ Рособнадзор можете обратиться с жалобой на основании данного приказа.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"СпроситьСтатья 2. Право граждан на обращение
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Само по себе название правового акта "Положение" не свидетельствует о том, что оно носит рекомендательный характер. Это усматривается из самой сути официального документа, указания на это в его тексте. То,что Вы одна на 1081 детей, бесспорно, свидетельствует об отступлениях от Приказа Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации". Это также регулируется локальными актами образовательного учреждения. Вы вправе обратиться к директору школы, районный отдел образования, Департамент (образования), Рособрнадзор. В порядке ст.2 закона № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан.
СпроситьВ общедоступных правовых базах в тексте Положения «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденном приказом Министерства образования РФ от 22 октября 1999 года N 6, нет таких пунктов 2.7 и 3.4, на которые Вы ссылаетесь.
Вместе с тем, аналогичные вопросы рассматриваются в письме Минобразования РФ от 28.10.2003 N 18-52-1044 ин/18-28 "О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения" которое можно привести в качестве обоснования:
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведенииСпросить1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации регулируют деятельность психологической службы в среднем специальном учебном заведении (далее - Психологическая служба).
1.2. Психологическая служба является структурным подразделением среднего специального учебного заведения, находящимся в подчинении директора образовательного учреждения.
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
педагога-психолога среднего специального учебного заведения
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.
1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.
Игорь Анатольевич, ну о чем вы говорите, Подробнее ➤ вот ссылка на действующий документ, III структура службы, п.2.7. он существует. Положение утверждено приказом, так объясните мне, как руководитель организации может издавать локальные акты в противовес этого положения.
СпроситьСмотрите внимательно.
ПИСЬМО от 29 марта 1995 года N 7/1О состоянии и перспективах развития
службы практической психологии образования
в Российской Федерации
2. Одобрить в качестве примерных проекты положения о службе практической психологии образования, о статусе практического психолога (приложения 1, 2) и подготовить проекты приказов об их утверждении.
Вы ссылаетесь на проект Положения. А вот оригинал, на этом же сайте Подробнее ➤. В окончательную редакцию эти пункты не вошли. Но ВЫ можете ссылаться и на проекты.
СпроситьЯ педагог - психолог, в данный момент сужусь по вопросу: выслуга лет. Я проработала в школе 29 лет: 5 лет учителем, 24 года педагогом - психологом. Какая педагогическая часовая нагрузка должна быть у педагога - психолога с его полной ставкой?
Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» 1. продолжительность рабочего времени устанавливается 36 часов в неделю: педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду. 2. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке. 3. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
Спросить