Обязан ли учредитель уведомлять учреждение о начале инициативного аудита бюджетного учреждения?
При проведении инициативного аудита бюджетного учреждения, обязан ли учредитель этого учреждения (муниципалитет) уведомлять его (учреждение) о начале аудита, как при контрольных мероприятиях (то есть по регламенту ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ)?
Иначе: инициативный аудит муниципального бюджетного учреждения его учредителем (муниципалитетом в лице Администрации муниципалитета) должен считаться «проверкой органа муниципального контроля»?
Спрашиваю с целью понять – имеет ли право руководитель аудируемого лица отказаться предоставить документы для аудита, если ему не вручили вместе с другими документами (договором между аудитором и учредителем на проведение аудита) решение учредителя о проведении инициативного аудита.
Необходимость проведения ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия принимает решение собственник имущества такого унитарного предприятия.
Унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия.
Данный вывод следует из ч. 1 ст. 26 Закона № 161-ФЗ. При проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.
Такой вывод следует из письма Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д 28 и-1624. Следовательно, расходы на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия оплачивает само унитарное предприятие.
Например, Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257, Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6, Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа, которые приведены в обосновании к ответу. В то же время по инициативе муниципального образования может быть проведен инициативный аудит муниципальных предприятий. В этом случае, муниципальным образованием принимается нормативно-правовой акт о проведении инициативного аудита муниципальных унитарных предприятий.
В принятом НПА может быть предусмотрена оплата услуг аудиторских организаций по инициативному аудиту за счет средств местного бюджета. Прямого запрета на оплату услуг инициативного аудита за счет средств местного, законодательство не устанавливает, но такие средства должны быть предусмотрены законом (решением) о бюджете муниципального образования.
Обоснование Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия 1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: 16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия 1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257 Положение о порядке проведения обязательных ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий Орловской области 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года, - см. предыдущую редакцию).1 2. Проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении государственных унитарных предприятий Орловской области (далее - Предприятия). 3. Ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Предприятия проводится по итогам финансового года не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. 4. Предприятия самостоятельно определяют аудиторскую организацию или индивидуального аудитора путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года).. 5. Орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, утверждает независимого аудитора и определяет размер оплаты его услуг по результатам конкурса. 6. Оплата услуг аудитора производится за счет средств Предприятия. 7. Предприятия, которые проводят ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляют в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, и орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере государственного имущества, копию отчета аудитора и копию аудиторского заключения в течение тридцати календарных дней со дня их подписания. Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6 2. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка работ и услуг для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия осуществляется государственным унитарным предприятием Республики Мордовия самостоятельно, за счет собственных средств. Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа 6. Оплата услуг аудитора производится за счет собственных средств муниципального унитарного предприятия. Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д 28 и-1624 О рассмотрении обращения Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д 28 и-1624 О рассмотрении обращения Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений по отбору аудиторской организации и сообщает следующее. В настоящее время муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-Ф 3). При этом Закон № 223-Ф 3 распространяется на всю закупочную деятельность указанных учреждений, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ. В частности, отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф 3 "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 307-Ф 3). Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-Ф 3 договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). При этом заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Вместе с тем согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Таким образом, при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или индивидуального аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для муниципального унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.
Более детальная консультация возможна в приватном порядке и на платной основе.
С Уважением, адвокат – Степанов Вадим Игоревич.
СпроситьРечь идет не об унитарном предприятии, а о муниципальном бюджетном учреждении.
Здесь был внеплановый инициативный аудит учредителя (муниципалитета в лице администрации) этого МБУ.
Спросить