Обязан ли учредитель уведомлять учреждение о начале инициативного аудита бюджетного учреждения?

• г. Москва

При проведении инициативного аудита бюджетного учреждения, обязан ли учредитель этого учреждения (муниципалитет) уведомлять его (учреждение) о начале аудита, как при контрольных мероприятиях (то есть по регламенту ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ)?

Иначе: инициативный аудит муниципального бюджетного учреждения его учредителем (муниципалитетом в лице Администрации муниципалитета) должен считаться «проверкой органа муниципального контроля»?

Спрашиваю с целью понять – имеет ли право руководитель аудируемого лица отказаться предоставить документы для аудита, если ему не вручили вместе с другими документами (договором между аудитором и учредителем на проведение аудита) решение учредителя о проведении инициативного аудита.

Ответы на вопрос (3):

Необходимость проведения ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия принимает решение собственник имущества такого унитарного предприятия.

Унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия.

Данный вывод следует из ч. 1 ст. 26 Закона № 161-ФЗ. При проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.

Такой вывод следует из письма Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д 28 и-1624. Следовательно, расходы на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия оплачивает само унитарное предприятие.

Например, Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257, Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6, Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа, которые приведены в обосновании к ответу. В то же время по инициативе муниципального образования может быть проведен инициативный аудит муниципальных предприятий. В этом случае, муниципальным образованием принимается нормативно-правовой акт о проведении инициативного аудита муниципальных унитарных предприятий.

В принятом НПА может быть предусмотрена оплата услуг аудиторских организаций по инициативному аудиту за счет средств местного бюджета. Прямого запрета на оплату услуг инициативного аудита за счет средств местного, законодательство не устанавливает, но такие средства должны быть предусмотрены законом (решением) о бюджете муниципального образования.

Обоснование Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия 1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: 16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия 1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257 Положение о порядке проведения обязательных ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий Орловской области 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года, - см. предыдущую редакцию).1 2. Проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении государственных унитарных предприятий Орловской области (далее - Предприятия). 3. Ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Предприятия проводится по итогам финансового года не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. 4. Предприятия самостоятельно определяют аудиторскую организацию или индивидуального аудитора путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года).. 5. Орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, утверждает независимого аудитора и определяет размер оплаты его услуг по результатам конкурса. 6. Оплата услуг аудитора производится за счет средств Предприятия. 7. Предприятия, которые проводят ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляют в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, и орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере государственного имущества, копию отчета аудитора и копию аудиторского заключения в течение тридцати календарных дней со дня их подписания. Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6 2. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка работ и услуг для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия осуществляется государственным унитарным предприятием Республики Мордовия самостоятельно, за счет собственных средств. Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа 6. Оплата услуг аудитора производится за счет собственных средств муниципального унитарного предприятия. Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д 28 и-1624 О рассмотрении обращения Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д 28 и-1624 О рассмотрении обращения Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений по отбору аудиторской организации и сообщает следующее. В настоящее время муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-Ф 3). При этом Закон № 223-Ф 3 распространяется на всю закупочную деятельность указанных учреждений, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ. В частности, отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф 3 "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 307-Ф 3). Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-Ф 3 договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). При этом заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Вместе с тем согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Таким образом, при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или индивидуального аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для муниципального унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.

Более детальная консультация возможна в приватном порядке и на платной основе.

С Уважением, адвокат – Степанов Вадим Игоревич.

Спросить
Пожаловаться

Речь идет не об унитарном предприятии, а о муниципальном бюджетном учреждении.

Здесь был внеплановый инициативный аудит учредителя (муниципалитета в лице администрации) этого МБУ.

Спросить
Пожаловаться

Ответил Вам в личном сообщении.

С Уважением, адвокат – Степанов Вадим Игоревич.

Спросить
Пожаловаться

Для муниципального учреждения является ли его учредитель (в нашем случае - администрация) органом муниципального контроля?

И распространяются ли требования Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на учредителя при проведении проверок?

Скажите пожалуйста, может ли муниципальное казенное учреждение Управление образования быть учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения или от имени учредителя исполнять функции учредителя в отношении бюджетного учреждения? И кто все-таки является учредителем: муниципальное образование или администрация муниципального образования. Пожалуйста, дайте ссылки на НПА.

Негосударственное образовательное учреждение учреждено двумя учредителям:

1. Юридическое лицо – некоммерческое партнерство негосударственных структур.

2. Физическое лицо.

На общем собрании учредителей физическое лицо выступило с тем, что она не будет участвовать в деятельности учреждения и при этом она не выходит из общего собрания.

Возникает вопрос, как быть, если физическое лицо не выходит из общего собрания учредителей и не участвует.

В уставе сказано: общее собрание учредителей правомочно, если в нем присутствуют все учредители учреждения.

В протоколе учредители написали, о том, что физическое лицо отказалось присутствовать и участвовать в общем собрании и при этом остается формальным учредителем.

Можно ли на основании протокола учредителей продолжать собирать общее собрание без формального учредителя – физического лица.

При регистрации муниципального бюджетного учреждения заполняем форму Р 11001. В уставе учреждения написано: Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование Такой-то район. Полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет Администрация Такого-то района. Сведения об учредителе вносим в лист Г. Правильно ли это?

Наша организация - образовательное учреждение, юридическое лицо. Учредителем является общественное объединение, другое юридическое лицо. Наш руководитель назначается на должность Учредителем, трудовая книжка хранится у него же, но заработную плату руководитель нашей организации получает у нас в образовательном учреждении, а не у Учредителя. Хотя размер заработной платы определен Учредителем и не меняется уже 4 года. Табеля учета рабочего времени составляются в образовательном учреждении, в т.ч. там отражается отработанное время руководителем.

Вопрос: вправе ли Учредитель проверять, где находится руководитель образовательного учреждения в рабочее время, составлять на него акт об отсутствии на рабочем месте? Здесь есть еще 2 нюанса: 1. В связи с тяжелым финансовым положением образовательного учреждения наш руководитель образовательного учреждения издал приказ о временном переводе всех сотрудников на двухчасовой рабочий день (организация полгода не получает доходы и фактически не работает, Учредитель об этом проинформирован, но никаких мер не предпринимает, написано письмо - ответа нет). 2. Наш руководитель не может постоянно сидеть на рабочем месте, т.к. требуется выезжать в разные инстанции для решения различных вопросов. А Учредитель требует, чтобы о каждом таком выезде он докладывал Учредителю.

Вероятно, если бы нашему руководителю зарплату платил Учредитель, то его требования (Учредителя) были бы оправданны. А как в нашем случае?

И еще. Можно ли опротестовать акт об отсутствии на рабочем месте тем, что в организации установлен двухчасовой рабочий день, что отражено в приказе и в табелях рабочего времени, и во время проведения проверки Учредителем рабочий день руководителя образовательного учреждения уже закончился? На чью сторону может встать суд?

Спасибо!

Я являюсь директором бюджетного муниципального учреждения. Хочу обратиться в прокуратуру на действия должностного лица другого муниципального учреждения. Должна ли я поставить в известность учредителя? Нужно отметить, что учредитель с тем учреждением у нас один и тот же.

Есть учреждение Учредитель (Казенное учреждение), в котором есть структурное подразделение - хозяйственно-эксплуатационная группа, которая согласно Положения Учреждения осуществляет содержание имущества учреждений. Есть подведомственное учреждение (Бюджетное учреждение). Бюджетное Учреждение на основании договора безвозмездного пользования (2 сторона договора Управление имуществом) пользуется имуществом. В договоре пользования закреплено обязательство Бюджетного учреждения содержать имущество, делать своими силами текущий и капитальный ремонт. Все то же прописано в Уставе Бюджетного учреждения. Возникает вопрос: кто обязан содержать имущество полученное в безвозмездное пользование: Учредитель или Бюджетное Учреждение?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Прошу подсказать, каким образом возможно передать функции муниципального земельного контроля от муниципалитета отделу земельных отношений муниципального казенного учреждения "Управление имуществом", созданного при муниципалитете?

Управление культуры является учредителем муниципального автономного учреждения - музыкальной школы. Учредителю поступили жалобы родителей учащихся на методику преподавания и прочее. Деятельность учреждения в соответствии с Уставом этого учреждения и нареканий со стороны Учредителя не имеется. Может ли Учредитель вмешиваться в образовательный процесс подведомственного учреждения?

Общественная организация учредила Образовательное учреждение, назначило туда директора и главбуха, заключила с ними трудовые договоры, выступив Работодателем. Однако заработную плату эти два лица должны получать не от Учредителя, а в самом образовательном учреждении. Вот что написано в трудовом договоре, заключенном Учредителем с директором и главбухом созданном им образовательным учреждением (и у директора, и у главбуха записи совершенно одинаковые):

Выплата Работнику заработной платы, премий производится от имени Работодателя за счет возглавляемой Работником организации при наличии у нее денежных средств.

А если нет денежных средств, то зарплата не выплачивается, и директор с главбухом работают бесплатно? Трудовой кодекс это разрешает?

Кроме того, в Уставе образовательного Учреждения записано следующее:

Деятельность Учреждения полностью или частично финансируется Учредителем посредством передачи Учреждению денежных средств и закрепления за ним имущества на праве оперативного управления.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель в установленном законодательством порядке.

Как это понимать?

Замечу при этом, что образовательное Учреждение совершенно не финансируется Учредителем, наоборот, Учреждение отчисляет Учредителю процент от своих доходов, причем, если не делает это вовремя из-за нехватки денежных средств, то руководитель Учреждения топает ногами и грозится уволить руководство Учреждения.

Спасибо!

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение