Учитель, работавшая в Казахстане и России, получила отказ в получении льготной пенсии - можно ли обжаловать это решение в суде?
Я учитель. Работала в Казахстане с 1990 года, в России с 2004 года. Подала заявление для получения льготной пенсии. Получила отказ. Основание такое, что в Казахстане льготная пенсия была отменена с 1996 года, поэтому эти годы не входят в мой педагогический стаж. Могу ли я обжаловать это решение в суде?
Наталья Павловна, чтобы Вам помочь, необходимо смотреть отказ пенсионного фонда, он у вас на руках?
Если есть основания, то конечно же нужно обращаться в суд.
На сайте можете обратиться к юристу или адвокату, вам помогут с обжалованием.
СпроситьНаталья Павловна, добрый день. Обжаловать можно любое решение, как и действие или бездействие Пенсионного фонда, но результат обжалования зависит от имеющихся документов и обстоятельств, и позиции пенсионного фонда.
СпроситьНаталья Павловна! Отказ не правомерен! Так как вы гражданка РФ, к вам должно применяться законодательство РФ. Стаж работы в Казахстане должен идти как льготный. Обжалуйте в суд. Можете обратиться ко мне, составлю иск. Удачи!
СпроситьУважаемая Наталья Павловна! Напоминаю Вам, что пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п. 46 (2) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, периоды уплаты страховых взносов за себя гражданами Российской Федерации, работающими за пределами территории Российской Федерации, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и документами (копиями документов, заверенными в установленном порядке), подтверждающими периоды работы за пределами Российской Федерации.
В решении от 7 апреля 2005 года в решении по делу № 01–1/6–04 Экономический Суд Содружества Независимых Государств определил, что по своему характеру Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения государств – участников Содружества, а также, что в области пенсионного обеспечения названное Соглашение устанавливает приоритет национального законодательства.
В качестве гарантии права граждан на пенсионное обеспечение пункт 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года предусматривает, что «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».
Анализ указанной нормы содержится в названном решении, а также в консультативном заключении Экономического Суда СНГ от 29 ноября 2012 года № 01–1/4–12 (zakon.uchet.kz, которым установлено, что «…при определении трудового стажа граждан государств – участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства – участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года…».
Эти выводы положены и в основу решения Экономического суда СНГ от 21.03.2017 № 01–1/3–16 (sudsng.org, в том числе и потому, что соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения.
Пунктом 5 РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ПРАВИЛЬНОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЛИЦАМ, ПРИБЫВШИМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ ГОСУДАРСТВ – РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР введенных в действие распоряжением Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. N 99 р (в редакции распоряжения Правления ПФ РФ от 28.01.2005 N 11 р) для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности до 01.01.2002, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В абзаце 2 пункта 1 Постановления от 11.12.2012 N 30 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ГРАЖДАН НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (п. 7 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) в трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (утверждён Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015, www.vsrf.ru приведена позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой требования о признании незаконными действий должностных лиц, связанных с решением вопроса о праве на перерасчет пенсии, должны рассматриваться судом в порядке искового производства (определение № 13-АПГ 15-1 с, стр. 17-18 Обзора).
Спросить