Покупатель считает, что аппарат вышел из строя по вине завода - изготовителя (Сименс).
Проконсультируйте меня, пожалуйста.
22.10.03 мной (Продавцом) был продан слуховой аппарат. Аппарат был исправен, соответствовал степени нарушения слуха у пациента, был рекомендован и настроен специалистом. 01.04.04 покупатель принёс аппарат с жалобой на то, что аппарат не работает. Аппарат был взят в гарантийный ремонт. Покупатель считает, что аппарат вышел из строя по вине завода - изготовителя (Сименс). Я с этим не согласен, т.к. аналогичных аппаратов мной продано около 150 штук, и, что характерно, ни один аппарат не вышел из строя в течении гарантийного срока (1 год)
Теперь покупатель требует:
1.Вернуть деньги за аппарат (около 5000 рублей).
или
2.Отремонтировать в нереальные, для меня, сроки (2 дня, ремонтная база перегружена).
3.Выдать ему на период ремонта новый аппарат.
4.Продлить гарантию ещё на 1 год.
Мотивирует эти требования тем, что аппарат продан ненадлежащего качества, слишком долго ремонтируется, где-то "их дают бесплатно" и т.п.
Мной была принята от него претензия.
Как быть? C уважением Новиков О.В.
ZSOUND@RAMBLER.RU.
Добрый вечер. Коротко на Ваш вопрос можно ответить следующим образом:
1. Ваши отношения в рассматриваемом случае регулируются, в первую очередь, Федеральным законом от 09 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции от 30 декабря 2003 г.).
2. Требования покупателем заявлены правомерно (ст. 18 Закона). Для Вас его выбор приемлем: Вы сами решаете, что Вам можно сделать: расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги или отремонтировать. Что касается срока ремонта. Пункт 6 ст. 19 Закона устанавливает единый срок устранения недостатков товара для всех обязанных лиц - 20 дней (раньше - десять дней). Редакция же п. 1 ст. 20 предусматривает, что недостатки должны быть устранены незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме.
Вот такая ситуация.
Полагаю, что этот срок должен определяться соглашением сторон (то есть обоюдное согласие, а не волеизъявление одного только покупателя), а в случае спора - судом. И, во всяком случае, он не может быть более 20 дней, как предусмотрено п. 6 ст. 19 Закона. Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 21 ноября 2000 г. N 32, внося дополнение в первый абзац подпункта "а" п. 11 постановления Пленума от 29 сентября 1994 г. N 7, разъяснил, что под понятием "незамедлительно" следует понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.
На будущее (чтобы у Вас не было подобных проблем (судя по всему, юриста у Вас нет, хотя он не помешал бы, работая у вас даже по одному часу в неделю)):
Договор розничной купли-продажи является, своего рода договором присоединения, поэтому следует заранее оговорить иной срок для устранения недостатков например, в сопроводительной, технической документации, передаваемой покупателю с товаром, наряду с другой информацией о товаре. Необходимо учитывать это обстоятельство при заключении договора с поставщиком (изготовителем) товара. Письменное соглашение об ином сроке ремонта может быть заключено и при обращении потребителя по поводу устранения недостатков товара, путем указания срока в документе о приемке товара для ремонта, но как видно из Вашего случая, некоторые покупатели на это не пойдут.
Таким образом, Вам следует обосновать (в случае судебного разбирательства), что Вы произвели ремонт в максимально короткий срок, возможный по техническим характеристикам товара.
3. Безвозмездное предоставление покупателю слухового аппарат возможно, так как он относится к товарам длительного пользования. Для информации:
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55)
(с изменениями от 20 октября 1998 г.):
1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства
2. Мебель
3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла)
4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары).
Как видите, слуховых аппаратов тут нет, но его можно «подвести» под п. 3. Чтобы более точно ответить (все таки это специфический товар) следует поднять соответствующие нормативные акты и судебную практику.
4. Гарантия продляется только на тот период времени, пока товар не находился у покупателя (дата передачи его продавцу - дата возвращения его покупателю). Новая гарантия устанавливается только на замененные составляющие товара (новая деталь и т.п.).
Так коротко можно охарактеризовать Вашу ситуацию.
Общий вывод: успевайте в 20-тидневный срок и в случае судебного разбирательства, дело можно выиграть. Также можно постараться в суде обосновать отказ выдать новый аппарат на период ремонта.
ПОДЧЕРКИВАЮ:
Более полный и верный ответ можно дать после тщательного изучения ситуация, технических характеристик товара, судебной практики.
Удачи.
Спросить