Как расторгнуть контракт на военную службу, если не увольняют по собственному желанию
Подписан контракт на 5 лет на военную службу, отслужил год и по своим причинам хочу расторгнуть данный контракт, но по собственному желанию не увольняют! Что делать!? Спасибо!
Здравствуйте, Андрей!
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. Данная норма права предоставляет военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, возможность увольнения с военной службы по собственному желанию в том случае, если причина такого увольнения является уважительной.
Она направлена на защиту его интересов и призвана учесть основанное на объективных жизненных обстоятельствах волеизъявление гражданина, а аттестационная комиссия, непосредственно заслушивая военнослужащего и рассматривая направленные ей материалы, должна убедиться, что причины для увольнения у военнослужащего уважительные.
Однако какие именно причины считаются уважительными, законодателем в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" не определено. Аналогичное положение содержится в п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
В комментариях к Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" приводится перечень уважительных причин, которые аттестационная комиссия может учесть при вынесении положительного решения для увольнения военнослужащего, которые сложились на практике и признаются уважительными аттестационными комиссиями для вынесения решения:
- выезд родителей (семьи) на постоянное место проживания за границу;
- отсутствие у военнослужащего возможности содержать семью на свое денежное довольствие, которое он получает, при отсутствии у семьи других источников дохода;
- нахождение на содержании и воспитании военнослужащего детей малолетнего возраста, воспитываемых без отца (матери), при условии что второй родитель не лишен родительских прав, но уклоняется от исполнения своих родительских обязанностей;
- беременность военнослужащей-женщины, сопровождающаяся ухудшением ее здоровья (при отсутствии оснований к увольнению по состоянию здоровья);
- отсутствие возможности для военнослужащего в полной мере реализовать свой уровень образования на занимаемой должности при невозможности назначения на соответствующую должность.
Однако, как известно, комментарий закона не является нормой права и является лишь мнением и пониманием данной нормы, а нормативно перечень уважительных причин не установлен, так как каждую жизненную ситуацию предусмотреть невозможно. В связи с изложенным аттестационные комиссии принимают решения, исходя из внутреннего убеждения членов комиссии, путем голосования.
В п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указано, что при проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.
Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.
При оценке того, являются названные военнослужащим в рапорте причины уважительными или нет, у аттестационной комиссии отсутствуют такие четкие нормативно установленные критерии, какие есть, например, при оценке ею соответствия гражданина, поступающего на военную службу, установленным требованиям. Поэтому члены аттестационной комиссии руководствуются собственным правовым опытом и собственной правовой культурой.
Законом именно аттестационная комиссия наделена полномочиями самостоятельно устанавливать ту грань, за которой собственное желание военнослужащего будет признано основанием для увольнения с военной службы, руководствуясь при этом собственными взглядами на жизнь, члены аттестационной комиссии должны прийти к выводу о том, что указанные в обращении причины действительно являются уважительными для самого военнослужащего. В свою очередь, военнослужащий должен привести доказательства того, что наличие названных им причин не позволяет ему продолжать военную службу, не ущемляя своих прав и свобод.
Сложилась практика, согласно которой аттестационные комиссии принимают решение без исследования и оценки доказательств, подтверждающих наличие у военнослужащего какой-либо уважительной причины для увольнения с военной службы. Судебные же органы, в случае обращения военнослужащего с заявлением в суд об оспаривании приказа командира воинской части о досрочном увольнении с военной службы по собственному желанию и о восстановлении его на службе, в одних случаях принимают решения исходя из представленных доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин (при условии, что эти доказательства оценивались комиссией), и на основании этого выносят соответствующие решения, а в других случаях не требуют этого подтверждения и выносят решения исходя из одного лишь желания военнослужащего.
С учетом изложенного, полагаю целесообразным обратиться с новым рапортом, в котором в качестве причин увольнения по собственному желанию указать обстоятельства, которые объективно не позволяют Вам в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.
В случае отказа в удовлетворении рапорта, в трехмесячный срок обратиться в суд с заявлением об обжаловании принятого решения.
Спросить