Претензия на изображение в фигурке - могу ли я отклонить и ссылаться на статью 1272 ГК?

• г. Казань

В моем магазине купили фигурку за 40 руб. А в ней картиночки из мультфильма Три кота. Претензия на изображение. Просят 300 т.руб. Приложили доверенность на представителя правообладателя. Нарушение исключительных прав. Спрашиваю. Заходишь на яндекс - запрашиваешь картинки - 3 млн. результатов в свободном доступе. Какие хочешь. Если так-то они правомерно введены в гражданский оборот (пользовательское соглашение не проигнорируешь - галочку поставишь при размещении). Я могу так ответить на претензию? , т е. сослаться на статью 1272 ГК.

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Можете, пока не предоставят претензию в письменном виде, то лучше ничего не платить; в суде все равно взыщут, так что после претензии лучше договариваться

В силу ст. 1225 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность охраняется законом. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе: произведения искусства.

К произведениям искусства ст. 1259 Гражданского кодекса РФ отнесены, в частности, произведения изобразительного искусства, аудиовизуальные произведения. К объектам авторских прав относятся производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения.

Согласно ст. 1228 Гражданского кодекса РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

В соответствии со ст. 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле-и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров (ст. 1270 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 1252 Гражданского кодекса РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат, такие материальные носители считаются контрафактными.

Согласно п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 указанной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Из положений ст. 1484 Гражданского кодекса РФ следует, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак (пункт 1). Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации (пункт 2). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3).

По смыслу нормы ст. 1515 Гражданского кодекса РФ нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 года № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Вопрос о сходстве до степени смешения изображений, применяемых на товарах истца и ответчика, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.

В соответствии с п. 5.2 Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Роспатента от 31 декабря 2009 года № 197 (далее - Методические рекомендации), сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.

Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Согласно п. 5.2.1 Методических рекомендаций при определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при их сравнении. Именно оно наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, которые уже приобретали такой товар. Поэтому, если при первом впечатлении сравниваемые обозначения представляются сходными, а последующий анализ выявит отличие обозначений за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений целесообразно руководствоваться первым впечатлением. Поскольку зрительное восприятие отдельного зрительного объекта начинается с его внешнего контура, то именно он запоминается в первую очередь. Поэтому оценку сходства обозначений целесообразно основывать на сходстве их внешней формы, не принимая во внимание незначительное расхождение во внутренних деталях обозначений (пункт 5.2.2 Методических рекомендаций).

В соответствии с п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных этим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Согласно ст. 1301 Гражданского кодекса РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 указанного Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения; 3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Пунктом 4 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что правообладатель товарного знака вправе требовать по своему выбору от нарушителя его исключительного права вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В п. 43.2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.

Согласно п. 43.3 названного Постановления, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму Компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем 2 статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ.

Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Аналогичный, по сути, подход отражен и в п. 47 Обзора от 23.09.2015, согласно которому при взыскании на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ компенсации за незаконное использование товарного знака суд определяет ее размер не произвольно, а исходя из оценки представленных сторонами доказательств.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2016 года № 28-П высказана правовая позиция, согласно которой суды при наличии определенных условий и с учетом характера и последствий нарушения вправе снижать 12 размер компенсации ниже предела, установленного абзацем третьим п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ.

При этом суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, по своей инициативе. Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать необходимость применения судом такой меры. Снижение размера компенсации ниже минимального предела, установленного законом, с учетом требований разумности и справедливости, должно быть мотивировано судом и подтверждено соответствующими доказательствами.

Данная правовая позиция сформирована в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 года, определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС 16-13233 от 21 апреля 2017 года, № 308-ЭС 17-3085 от 12 июля 2017 года, № 308-ЭС 17-2988 от 12 июля 2017 года, № 308-ЭС 17-3088 от 12 июля 2017 года, № 308-ЭС 17-4299 от 12 июля 2017 года.

Спросить

Я сомневаюсь, что у них есть какие то права, в таких случаях не просят, а присылают официальную претензию, со сылкой на доказательства.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Казань - онлайн услуги юристов

Сергей сергеевич
06.12.2021, 06:28

Правовые аспекты использования изображений в интернет-магазине - рассмотрение досудебной претензии по правообладанию и компенсации

Я начал создавать свой интернет магазин, и начал заполнять его изображениями с описанием товара. Но полноценно его пока не запустил. Не подключил платежную систему. Прибыль пока не получал. Изображения брал на одном бесплатном фотостоке с пометкой " без претензий правообладателя". проверил изображение. Оно было на нескольких сотен таких же магазинов. Выставил. Появился правообладатель двух изображений. Прислал досудебную претензию по Эл. почте и вслед по почте. (Мои данные были на сайте магазина). после получения претензии данные изображения я удалил с сайта. Правообладатель требует моральную компенсацию. 1. Могу ли я доказать, что я копировал и использовал изображение не с его сайта. И не мог знать о правообладателе. Данное изображение используют несколько сотен магазинов. Соответственно правообладателя найти просто невозможно. 2. может ли с меня правообладатель требовать компенсацию. Если он даже не предупреждал ранее о претензии. И если я не получал прибыль с использовании его изображения. Ведь я сразу удалил спорное изображение как узнал. 3. где должен проходить суд? по моему месту жительства или правообладателя изображений? 4. Защищен ли я каким либо оброзом от подобных ситуаций? Ведь у меня не было преднамеренно злого умысла.
Читать ответы (3)
Татьяна
30.08.2020, 12:23

Кто имеет право штрафовать за нарушение авторских прав по мультфильму Три кота? История штрафа на 100 000 за фигурку за 120 р.

Кто имеет право штрафовать за нарушение авторских прав по мультфильму три кота. Пришло извещение на сумму 100.000 за купленную в моем магазине фигурку за 120 р.
Читать ответы (2)
Кирилл
05.06.2014, 00:31

Нарушение авторских прав и ответственность при создании и размещении похожего изображения высокого качества

Если, я возьму картинку А из каталога изображений на сайте правообладателя (низкого разрешения и качества) и по ней создам похожее на 90-98% изображение В, но с более высоким разрешением (хорошего качества). Другими словами картинка будет отрисована заново, но в высоком качестве. Вопросы: 1). Будут ли мною нарушенны автроские права, если я размещу картинку В у себя на сайте в комерческих целях? 2). Если я представлю документы о покупке изображения В или заказе изображения с параметрами картинки А, не у автора изображения А, а у свободного художника, то это снимет с меня ответственность?
Читать ответы (1)
Денис
17.09.2014, 10:58

Получено письмо от коллегии адвокатов о нарушении исключительных прав на товарный знак компании Laurastar

Получено письмо от коллегии адвокатов на почту нашей фирмы о нарушении исключительных прав на товарный знак компании производителя паровых систем Laurastar. В письме пишется что: 1. Мы незаконно используем на своем сайте http://www.a-quadro.ru/laurastar.html зарегестрированный товарный знак. 2. Нарушаем права Компании и Правообладателя на товарный знак. 3. Незаконно используем графические изображения и фотографии с сайтов: www.laurastar.com/en и www.laurastar.ru принадлежащих правообладателю. 4. Причиняет ущерб коммерческой деятельности компании. Вопрос: насколько правомерна претензия и можно ли внести изменения на нашем сайте и какие, чтобы уйти от претензий компании правообладателя? Файл с претензией могу выслать дополнительно.
Читать ответы (2)
Ольга
08.11.2013, 14:17

Вопрос о необходимости доверенности для принятия претензии от представителя покупателя

Представитель покупателя принес претензию. Претензия написана и подписана покупателем. Нужно ли запрашивать доверенность на представителя, или мы можем принять претензию без доверенности, или покупатель должен лично предьявить нам претензию?
Читать ответы (1)
Юрий
15.02.2011, 20:58

Кто несет ответственность за использование изображения на сайте - правообладатель или владелец сайта?

Ко мне обратился правообладатель изображения размещенного в статье на моем сайте, с целью получения от меня компенсации за использование изображения. В противном случае правообладатель изображения грозится подать в суд. Но дело в том что я покупаю статьи для сайта у различных авторов которые самостоятельно находят изображения и оформляют ими статью. То есть я заплатил деньги за статью с изображением и могу доказать факт передачи денег который зафиксирован электронной транзакцией в популярной платежной системе WebMoney. Являюсь ли я нарушителем прав правообладателя изображения и может ли правообладатель отсудить у меня чтото через суд за незаконное использование изображения, несмотря на тот факт что статья с изображением была куплена?
Читать ответы (3)
Шпажникова Анна Павловна
18.05.2022, 20:21

Претензия от Медиа-НН после покупки профлиста с изображением волка из мультфильма Жил был волк без информации о

Купили профлист с изображением волка из мультфильма "жил был волк", забором отгорожен участок, рядом стоит свой магазин, рекламы на изображении и информации о магазине какой-то либо не было, в магазине похожей продукции и товаров в продаже нет, на закупку купили сухарики, пришла претензия от Медиа-НН,что делать?
Читать ответы (1)
Александра
12.10.2021, 12:40

Претензия правообладателя - Юрист требует удалить словосочетание из названия товара на маркетплейсе

Я ип, продаю на маркетплейсе, получила претензию правообладателя, (он зарегистрировал изображение! (это слово ПУТЕВОДИТЕЛЬ) название изображения пoстельный путеводитeль в компании копирус (свидетельство о депонировании) . Юрист прислал в обязательном порядке чтобы я убрала из своего названия товара словосочетание - пoстельный путeВодитель, иначе они удалят мой товар с площадки без права восстановления. Насколько правомерны претензии юриста, ведь изображение их я не использовала. ?!
Читать ответы (12)
Марина
16.01.2020, 12:12

Как реагировать на бездоказательные претензии по авторским правам на принты на футболках?

Мы занимаемся печатью принтов на футболках, знаем об авторском праве и не используем заведомо чужие авторские изображения. Недавно выпустили серию футболок с принтом в виде розеток цветов, изображения взяли в каталоге 18 века, который есть в открытом доступе. Нам прислали досудебную претензию и заявили авторские права на три цветка розетки (мы используем 10 изображений). Однако в претензии нет ни одного подтверждения их авторства, просто написано, что это их картинки и просят их удалить. Мы написали ответ на претензию с просьбой подтвердить их права, не стали им пока каталог старинный предъявлять. Они ответили и написали, что это ОДНОЗНАЧНО их рисунки, но снова БЕЗ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. Должны мы как-то реагировать на подобные голословные бездоказательные претензии? Спасибо за любой совет!
Читать ответы (1)
Александра
14.06.2021, 23:43

Сомнения в правомерности ответа магазина на претензию по дефектному товару.

В магазин была передана претензия по дефектному товару от 27.04.2021, подписана, принята сотрудником, внутренний номер претензии не поставили. 06.05.2021 посетила магазин для получения ответа по претензии. Магазин отдал ответ, в заголовке указал "ответ по претензии от 06.05.2021", а в тексте ответа дату передачи претензии мной магазину указал "28.08.2021" (то есть несуществующая даже на данный момент). Я подписала ответ датой 06.05.2021, что ответ получила. А потом возник вопрос: претензия от 27.04.2021, ответ на претензию от 06.05.2021, а в тексте ответа вообще несуществующая дата передачи претензии, других никаких пометок о конкретной претензии нет. Данный ответ магазина вообще ответом на конкретную претензию можно считать? Я даже формально не могу понять, на какую из мной переданных претензий магазину мне был дан ответ.
Читать ответы (2)