Срок службы и учет службы на пенсию офицера без звания - особенности и вопросы

• г. Санкт-Петербург

Проходил службу с августа 1979 г по май 2005 г. офицером. Пенсию не получил, лишён офицерского звания по решению суда. Как засчитывается срок службы на пенсию и учитывается ли служба на севере и приравненных к ним местностям. Спасибо.

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 184-О

legalacts.ru

Спросить

Здравствуйте, ответы на свои вопросы Вы найдете в приведенном ниже судебном акте.

Решение № 2 А-5653/2018 2 А-5653/2018~М-4744/2018 М-4744/2018 от 20 июля 2018 г. по делу № 2 А-5653/2018

Первомайский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) - Гражданские и административные

К делу № 2 а-5653/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 20 июля 2018 года

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Поповой В.В.,

при секретаре Кулибабиной А.Е.,

с участием представителя истца Попова А.Н. – Попова Н.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющего диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» Терещенковой Л.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании ВСГ № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Попова А. Н. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о признании незаконным решения, возобновлении выплаты пенсии,

УСТАНОВИЛ:

В Первомайский районный суд г. Краснодара обратился административный истец Попов А.Н. вышеуказанными требованиями к ответчику ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края».

Предъявление своего иска истец мотивировал тем, что 01.08.2016 г. Комиссия ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав военнослужащих и их семей приняла решение о прекращении выплаты ему пенсии.

Такое решение принято в связи с тем, что он был осужден приговором Краснодарского гарнизонного суда, в связи с чем, утратил право на пенсию, предусмотренную Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.

Решения Комиссии от 01.08.2016 г. он не получал, ответчик уклоняется от предоставления ему решения о прекращении выплаты пенсии.

Сам по себе протокол заседания Комиссии не является правораспорядительным документом, в связи с которым выплата пенсии прекращается.

Только 12.02.2018 г. он через представителя ознакомился с протоколом от 01.06.2016 г.

Решение Комиссии считает незаконным.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности.

Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при опеделенных условиях, в частности, при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями – выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах.

Он был уволен со службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, за безупречную службу в Вооруженных Силах ему объявлена благодарность.

Преступления, за которые он осужден Краснодарским гарнизонным судом – ст. 222, ст. 22.8 УК РФ - не относятся к группе должностных преступлений, не имеют квалифицирующего признака «с использованием служебного положения».

Таким образом, им совершены преступления без использования служебного положения, а, следовательно, не нарушены обязательства, возложенные на него военной присягой.

Наказание в виде лишения воинского звания закреплено нормами Общей части Уголовного кодекса РФ и при его назначении суд применят непосредственно ст. 48 УК РФ, в соответствии с которой это наказание может назначаться дополнительно к основному виду уголовного наказания лицу, имеющему такое звание и совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает.

Прекращение выплаты лицу, лишенному приговором суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет, фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что недопустимо в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ.

На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав военнослужащих и их семей ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» от 01.08.2016 г., обязать ответчика возобновить выплату пенсии.

В судебное заседание административный истец Попов А.Н. не явился, отбывает наказание.

Представитель административного истца Попов Н.В. в судебном заседании на иске настаивал, подтвердил изложенные в нем обстоятельства. Просил требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что Попов А.Н. присягу не нарушал, а напротив, получил благодарность за службу.

Административный ответчик – представитель ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» Терещенкова Л.Р. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, ссылалась на то, что выплата пенсии была прекращена на основании ст. 2 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении…». При этом, совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет. Просила оставить иск без удовлетворения. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, который содержит также и заявление о пропуске срока обращения в суд.

Выслушав доводы представителей сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства в результате исследования и оценки собранных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд считает, что иск предъявлен необоснованно и подлежит отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» определены условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.

В силу ст. 13 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, проходившие службу в органах внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

В соответствии со ст. 14 Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В свою очередь, в силу ст. 43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Следовательно, назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» осуществляется пенсионным органом с учетом занимаемой пенсионером на момент увольнения со службы должности и имеющегося у него воинского или специального звания.

Таким образом, указанным Законом РФ предусмотрено для перечисленных в нем категорий лиц право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности, при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего.

В рамках рассматриваемого дела установлено, что с 1993 года Попов А.Н. проходил военную службу по контракту.

Приказом от 25.11.2015 г. № по личному составу майор Попов А.Н., состоящий в распоряжении командующего войсками Южного военного округа, бывший офицер (по боевому управлению) 2 кафедры теории и методики управления авиацией Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военная академия» (филиала, ) досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона) с правом ношения военной формы одежды и знаков отличия (л.д. 10).

Выслуга лет на момент увольнения составила 26 лет 03 месяца.

Установлено, что Попов А.Н. с 22.01.2016 г. являлся получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ (л.д. 19).

Приговором Краснодарского гарнизонного военного суда от 15.04.2016 г. Попов А.Н. осужден по ч. 1 ст. 222 УК РФ, п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 22.1 УК РФ, назначено наказание по совокупности преступлений в виде 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, без штрафа и ограничения свободы, с лишением воинского звания «майор запаса» и государственной награды медали «70 лет Вооруженных Сил СССР» (л.д. 33-49).

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Северо-кавказского окружного военного суда от 26.05.2016 г. из приговора исключено указание на осуждение Попова А.Н. по ч. 1 ст. 222 УК РФ, снижен размер наказания до 11 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима, с лишением воинского звания «майор запаса» и государственной награды - медали «70 лет Вооруженных Сил СССР», без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, без штрафа и без ограничения свободы (л.д. 53-64).

Таким образом, вступившим в законную силу приговором Краснодарского гарнизонного военного суда Попов А.Н. осужден за преступления, совершенные им в период прохождения службы, с назначением помимо основного наказания дополнительного наказания в виде лишения воинского звания «майор запаса», при этом факт вступления обвинительного приговора в законную силу, равно как и совершение преступлений в период прохождения службы, истцом не оспаривается.

01.08.2016 г. на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав военнослужащих и их семей принято решение о прекращении выплаты пенсии Попову А.Н. с 01.06.2016 г. (л.д. 9).

Также установлено, что в связи с тем, что Попов А.Н. не уведомил ответчика о вступлении приговора в законную силу, имела место переплата пенсии в размере 44 297,98 рублей, которая взыскана решением мирового судьи судебного участка № 52 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара (л.д. 26-27).

Согласно абз. 3 ст. 2 Закона № 4468-1 на основаниях, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях», назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Учитывая, что Попов А.Н. был осужден за преступления, совершенные в период военной службы, в связи с чем, лишен воинского звания, суд, руководствуясь положениями названного Закона № 4468-1, полагает что прекращение выплаты пенсии Попову А.Н. произведено законно.

Лишение Попова А.Н. воинского звания, по мнению суда, являлось безусловным основанием для прекращения ему выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства Обороны РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 5.07.2011 г. N 863-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 2 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» в связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.1995 г. № 11-П и от 15.06.1998 г. № 18-П).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (Постановления от 26.12.2002 г. № 17-П, от 17.05.2011 г. № 8-П и др.).

Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (п. 2 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12.04.2005 г. № 184-О указал, что ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 г. № 379-О лишение воинского звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам указанного Закона, и гражданин в таких случаях не лишается гарантированного ст. 39 Конституции РФ права на пенсионное обеспечение, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2 указанного Закона его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы истца о том, что прекращение выплаты пенсии в связи с лишением воинского звания фактически является дополнительным видом наказания, не предусмотренным Уголовным законом, судом отклоняются как основанные на неверном понимании норм материального права.

Как указал Конституционный Суд РФ в вышеназванном определении № 863-О-О, наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

В этой связи, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 г. № 132-О).

Также, по мнению суда, истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с иском.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Истцом оспаривается решение Комиссии ответчика от 01.08.2016 г., при этом, истец указывает, что копию решения не получил.

С протоколом заседания Комиссии его представитель ознакомился только 12.02.2018 г.

Между тем, как видно из материалов дела, в производстве мирового судьи судебного участка № 52 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара находилось гражданское дело инициированное иском ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», предъявившего требование к Попову А.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты пенсии за выслугу лет.

Указанное дело рассмотрено 27.06.2017 г. (л.д. 26-27).

Ответчиком представлена копия запроса мирового судьи судебного участка № 52 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара в связи с рассмотрением иска ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о предоставлении документов, в том числе оспариваемого решения о прекращении выплаты пенсии Попову А.Н. (л.д. 24-25).

Запрос получен ответчиком 21.06.2017 г.

Сопроводительным письмом от 22.06.2017 г. ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» направил запрошенные документы, в том числе протокол Комиссии.

В судебном заседании мирового судьи 27.06.2017 г. представитель ответчика присутствовал, что следует из текста решения, таким образом, с оспариваемым протоколом ознакомлен в любом случае на дату вынесения решения.

С настоящим исковым заявлением в суд истец обратился 28.04.2018 г. (сдано в отделение связи).

Таким образом, иск подан в суд за пределами установленного срока.

Частью 7 ст. 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уважительных причин пропуска срока не приведено.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Попова А. Н. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о признании незаконным решения, возобновлении выплаты пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий В.В. Попова

Суд:

Первомайский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) (подробнее)

Спросить

Юристы ОнЛайн: 112 из 47 429 Поиск Регистрация

PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Калининград
Працко В.А.
4.8 25 197 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
472
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Москва
Каравайцева Е.А.
4.8 186 983 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
765
Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Краснодар
Грачёв Г.В.
4.9 2 603 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
359
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Усольцев В.Н.
4.9 17 743 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
129
PRO Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Москва
Разина Д.А.
5 32 178 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
50
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Нижний Новгород
Елесин А.В.
3.9 33 020 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
492
PRO Россия
Адвокат, стаж 23 лет онлайн
г.Москва
Чурсинова А.А.
4.9 378 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
225
Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Тюмень
Шмидт А.А.
4.8 13 750 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
221
Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Старый Оскол
Меснянкина В.Н.
4.9 388 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
116
Россия
Адвокат, стаж 24 лет онлайн
г.Москва
Панфилов А.Ф.
4.8 80 947 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
350
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Ростов-на-Дону
Соловьев А.В.
4.7 6 259 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
23
PRO Россия
Юрист, стаж 7 лет онлайн
г.Москва
Ермаков С.А.
4.8 19 932 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
33
PRO Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Тула
Кочетков А.В.
4.8 58 457 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
384
Россия
Юрист, стаж 40 лет онлайн
г.Москва
Старостин Н.В.
4.6 10 572 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
125
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Злотникова Л.Г.
4.9 31 579 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
126
PRO Россия
Юрист, стаж 42 лет онлайн
г.Саратов
Логак Б.М.
4.9 27 771 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
34
PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Пермь
Богачев А.О.
5 4 102 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
84
Россия
Юрист, стаж 22 лет онлайн
г.Москва
Чистяков А.Е.
4.9 19 561 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
67
PRO Россия
Адвокат, стаж 6 лет онлайн
г.Волгоград
Болдырев В. С.
4.9 9 813 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
57
PRO Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Краснодар
Арзуманян Р.В.
4.9 995 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
178
PRO Россия
Юрист, стаж 5 лет онлайн
г.Саратов
Исмаилов И.С.
4.8 21 242 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
124
Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Рубцовск
Гафаров Р.А.
4.8 3 519 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
45
Россия
Юрист, стаж 5 лет онлайн
г.Саратов
Сазонова Т.Н.
5 561 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
30
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Воронеж
Хоров А.Г.
4.8 5 655 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
310
показать ещё

Санкт-Петербург - онлайн услуги юристов