
Возможно ли наступление страхового случая отнести к форс-можорным обстоятельствам?
Наша компания является поставщиком по договору. Поставка товара осуществляется путем передачи перевозчику, при этом товар подлежит страхованию. Право собственности переходит с момента получения товара покупателем. Возможно ли наступление страхового случая отнести к форс-можорным обстоятельствам?
Спасибо.

Увадаемая Елена!
"Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам" -выдержка из Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Раз закон дал четкую формулировку "Страховому случаю", то его никак нельзя отнести к форс-мажорным обстоятельствам или обстоятельствам непреодолимой силы.
Самое главное то, чтобы в договоре поставки форс -мажор не записали в страховой случай. Форс-мажор- возникновение чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, результатом которых является невыполнение условий договора. Форс-мажор можно разделить на непреодолимую силу и юридический форс-мажор. Последнее -это решение высших государственных органов, забастовки, войны. революци и т.д. Непреодолимая сила-стихийные бедствия, иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть предотвратить. Главная особенность неопреодолимой силы- объективность и абсолютность, т.е. не только причиненение вреда, но и распространение его на всех.
Так же приведу Вам выдержку из Правила страхования грузов (утв. Минфином СССР 24 декабря 1990 г. N 140). Оно до сих пор действуют.
Общие положения и объем ответственности
1. На основании настоящих Правил органы государственного страхования* заключают договоры страхования грузов с предприятиями и организациями независимо от форм собственности, физическими лицами (грузоотправителями, грузополучателями)**.
2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки.
3. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости груза, указанной в счете-фактуре или других документах, если иное не предусмотрено в договоре.
4. Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий:
4.1. "С ответственностью за все риски"
По договору страхования, заключенному за этом условии, возмещаются:
а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил;
б) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
4.2. "Без ответственности за повреждения"
По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил:
а) убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или ударом их о неподвижные или плавучие предметы, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасания или для тушения пожара;
б) убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
5. Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в страховом свидетельстве.
6. Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:
а) всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста;
б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
в) умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;
д) упаковки или укупорки грузов с нарушением ГОСТов и ОСТов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
е) пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов;
ж) недостачи груза при целости наружной упаковки;
з) повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.
Не возмещаются также всякого рода косвенные убытки.
7. По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пункте 4.2 Правил, кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:
а) отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;
б) обесценения груза вследствие загрязнения при целости наружной упаковки;
в) выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;
г) кражи или недоставки груза.
8. По соглашению сторон условия страхования, указанные в пункте 4 Правил, могут быть изменены, дополнены или заменены другими условиями, общепринятыми в страховой практике.
9. Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора (приложение 3).
Таким образом, подводя итого, хочу пояснить, что страховой случай- это не форс-мажор, но акцент на перечень страховых случаев надо делать в договоре страхования, благо Законодатель это позволяет.
Надеюсь, что я Вас не запутала. )))
С уважением
Звонова Анна Петровна
.
Спросить

Анализ условий передачи права собственности в договорах поставки и защита интересов поставщика

Процесс приемки товара покупателем при доставке транспортной компанией

Передача собственности на товар от поставщика к покупателю - как это влияет на возможность перепродажи на маркетплейсе?

Определение ответственности

Означает ли это, что право собственности переходит с момента передачи товара перевозчику (по Инкотермсу)?

Порядок приемки товара покупателем по количеству, ассортименту и качеству при доставке транспортной компанией

Если может, то в чем разница между этими договорами?

Ответственность за задержку поставки товара - поставщик или перевозчик?
