Как доказать связь заболеваний со следами радиации на примере Семипалатинска - проблемы при прохождении медицинского освидетельствования в 50 лет.
Как я могу пройти медицинское освидетельствование и доказать то, что по состоянию здоровья просто не в силах дотянуть до 60 лет? Мне 50 лет, родилась в Семипалатинске, Казахстан. Недалеко от Курчатова, как раз в год моего рождения там проводились наземные ядерные испытания. В настоящее время имею кучу хронических заболеваний, множественные патологии развития внутренних органов и абсолютное отсутствие физических сил просто даже жить, не то ещё 10 лет работать. Но город Семипалатинск не попадает в список населённых пунктов, пострадавших от радиации! Как можно доказать что это в корне не так?
Никаких доказательств относительно будущего никакая медицина дать не может. Прогноз - без какой-либо юридической силы. Медицина может установить Ваше текущее состояние здоровья и квалифицировать его как инвалидность, с соответствующими ограничениями на работу, льготами и т. п. Переквалифицировать же Семипалатинск в список пострадавших объектов, в принципе, можно, за всех пострадавших в нём, при обнаружении существенных обстоятельств, не учтённых при его существующей квалификации. Но это несоизмеримо более сложная задача, чем первая. Разве что найдёте объективные основания и решите положить за неё жизнь, что может придать силы и смысл.
СпроситьДа, согласна полностью. Возможно, я изначально не правильно изложила суть вопроса. Скорее всего он должен звучать так-если на руках будет медицинское заключение, что именно радиация могла стать причиной всех заболеваний и патологий, то можно ли будет рассчитывать на то, что суд учтёт это обстоятельство и я смогу отнести себя к льготной категории граждан, пострадавших от радиации?
СпроситьСкажите пожалуйста город семипалатинск входит всписок пострадавших от ядерных испытаний.
Мой год рождения 1966, проживал в городе Семипалатинск с 1966 по 1983 год. В Семипалатинске выдано удостоверение подтверждающее право на льготы (по казахским законам) как проживавшему в зоне повышенного радиационного риска с эффективной дозой загрязнения территории от 7 до 35 бэр.
Уважаемый Валерий!
Вопрос очень сложный и для семипалатинцев практически неразрешимый. Зайдите на сайт www.chagan.ru там найдете очень много информации по данному вопросу.
С уважением
СпроситьИнвалид 3 группы по общему заболеванию (в 2012 году удалена щитовидная железа по поводу многочисленных узлов), живу в г. Алушта, Крым. Родилась в г. Семипалатинск. Реально ли связать моё заболевание и инвалидность с облучением, полученным во время проживания недалеко от ядерного полигона и, если возможно, то как этого добиться и на какие льготы я имею право? Дата рождения 18.04.1959 года, проживала в Семипалатинске на ул. Герцена (центр), переехала из Казахстана в Крым с родителями в июне 1963 года.
Реально ли связать моё заболевание и инвалидность с облучением, полученным во время проживания недалеко от ядерного полигона и, если возможно, то как этого добиться и на какие льготы я имею право?
ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СУД с направлением на судебно медицинскую экспертизу и постановкой вопроса о наличии причинно - следственной связи.
УДАЧИ ВАМ
СпроситьПроживал в г. Семипалатинске имею полигонное удостоверение но Семипалатинск не вошел в перечень нас. пунктов подвергшемся облучению что предпринять?
Здравствуйте! К сожалению,даже в судебном порядке получить льготы не получится,список населенных пунктов,утвержден.
СпроситьСемипалатинск вошёл в число таких пунктов,но с дозой радиации,которая не даёт права на досрочную пенсию,а только- на ежемесячную выплату
-
. Населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв
Павлодарская область.
Майский район: Кызылкудук.
Семипалатинская область
Бескарагайский район: Кордон Тополька.
Жанасемейский район: Молдары (Курчатов), станция Конечная.
----------------------------------
кроме того- вы в любое время можете сдать анализ крове для определения точной степени облучения (до 25 бэр или более), поскольку в соответствии с российским законодательством первостепенное значение имеет именно доза облучения,а не населённый пункт
Спросить, имею все документыподтверждающие проживание до 1990 года в городе и дозу облучения свыше 35 бэр. имею право на льготы?
Да, входит, имеете право.
Согласно ст. 1 Федерального закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" определяются категории граждан, которым гарантируются меры социальной поддержки:
Гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Если вы будете отнесены к одной из категории, скорее всего та, которую я выделил жирным шрифтом. То согласно ст. 4.1 ФЗ
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 1) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 1 236 рублей; 2) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 387 рублей.
СпроситьГород Семипалатинск входил в перечень так как именно на нем были ядерные испытания полигонов и по началу он входил в перечень по распоряждению правительства РФ
о перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию (с изменениями на 8 февраля 2002 года
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
А затем стал актуален в связи с новым Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
ПОэтому ваш город 1 в списке городов которые входят в число городов Подвергшихся радиации.
да имеете право на льготы если проживали в период 1949-1963 Года
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 1) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 1 236 рублей; 2) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 387 рублей
Это федеральные льготы, возможно ещё есть ваши местные региональные вот ещё перечень льгот ст 2 данного фз
Статья 2. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
4) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
5) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Размер ежемесячной денежной компенсации проиндексирован. Коэффициенты индексации см. в Справочной информации.
6) ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 394 рублей 83 копеек на приобретение продовольственных товаров;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 376-ФЗ)
7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
8) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
9) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
10) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы в организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации данной организации;
11) назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
12) преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
13) - 14) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
15) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
16) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
17) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
(в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 307-ФЗ)
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
(п. 17 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
(часть вторая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 17 части первой настоящей статьи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки.
(часть введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
(часть введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Если есть все документы обратитесь в местное МФЦ по вашему городу где вы проживаете либо напрямую в органы соцзащиты населения по вашему городу с документами которые подтверждают облучение и проживание там.
СпроситьОтвет отключен модератором
Здравствуйте. Исходя из вопроса Вы имеете такое право.
Есть решение суда по похожему делу.
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам, указав, что в период с 1971 года по 1990 год проживал в г. Семипалатинске бывшей Казахской ССР, расположенной в зоне повышенного радиационного риска из-за приближенности к Семипалатинскому полигону, на котором происходили испытания ядерного оружия. Как указывает истец, вследствие испытаний ядерного оружия, проводившихся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном полигоне, он проживал с момента своего рождения, с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ в г. Семипалатинске и подвергался хроническому радиационному воздействию в течение 19 лет 3 месяцев с эквивалентной дозой воздействия на население до 35 сЗв (Бэр) в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год и получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (Бэр). Кроме того, право истца на льготы, как пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, подтверждается удостоверением серия СП № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Ленинской районной администрацией г. Семипалатинска Республики Казахстан на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». В соответствии с заключением федерального медико-биологического агентства ФГУП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сурцукова О.Н. расчет эквивалентной дозы показал, что значение цитогенетической индикации облучения истца соответствует дозе 0,30 Зв (30 сЗв (Бэр)). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчикам с заявлением о выдаче удостоверения установленного единого образца, подтверждающего отнесение его к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Однако до настоящего времени удостоверение ему не выдано.СпроситьИстец Сурцуков О.Н. просил признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне с получением суммарной (накопительной) дозой облучения превышающей 25 Бэр и обязать МЧС России выдать ему удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года № 404-О с указанием сведений, представленных Министерством социального развития по Новосибирской области (ранее Департаментом социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту по НСО).
В судебном заседании истец Сурцуков О.Н. полностью поддержал свои исковые требования к ответчикам.
Судом в ходе судебного разбирательства было установлено, что Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 19.04.2010 г. № 130 «О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» (в редакции постановления Губернатора Новосибирской области от 11.06.2010 г. № 179) реорганизован путем преобразования в Министерство социального развития Новосибирской области.
В ходе судебного разбирательства с согласия представителя истца на основании ст. 41 ГПК РФ судом была произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту по Новосибирской области на надлежащего - Министерство социального развития по Новосибирской области, который в судебное заседание не явился, извещен, причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, мотивировав свои возражения тем, что меры социальной поддержки, на получение которых настаивает истец, могут быть предоставлены только тем гражданам, которые проживали в населенных пунктах, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень, а поскольку населенные пункты, в которых проживал истец, в указанном перечне не содержатся, то отсутствуют основания для включения истца в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи ему удостоверения на предоставление льгот и мер социальной поддержки. Кроме того, не установлена причинно-следственная связь между причинением вреда здоровью истца и ядерными взрывами на Семипалатинском полигоне.
Представитель ответчика - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела и исследовав представленные истцом письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы и требования иска Сурцукова О.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статей 17, 18,19, 39,41, 42, 45, 46,55 Конституции РФ в их правовой взаимосвязи, государством гарантированы права граждан Российской Федерации равные права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическим правонарушением, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, право на судебную защиту нарушенных прав. Установлено, что вышеуказанные права граждан признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительно власти и обеспечиваются правосудием, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и что государством гарантирует равенство прав гражданина независимо от места жительства.
Статьей 15 Конституции РФ также гарантировано что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.
Российским законодателем, реализуя вышеуказанные конституционные гарантии вышеуказанных прав граждан на безопасную окружающую среду, возмещение ущерба причиненного здоровью граждан экологическим правонарушением, в т.ч от негативных последствий ядерных испытаний СССР на Семипалатинском полигоне на здоровье граждан и их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, был принят Федеральный закон № 2-ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в учреждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки.
Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями:
проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах;
суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Вышеуказанным законом Российская Федерация взяла на себя обязательства и долг бывшего СССР по возмещению вреда, причиненного по вине должностных лиц СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, перед пострадавшими гражданами данного государства, ставшими гражданами Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что Сурцуков О.Н. в период с 1971 года по 1990 год проживал в г. Семипалатинске и в населенных пунктах, находящихся на территории Семипалатинской области бывшей Казахской ССР, расположенной в зоне повышенного радиационного риска из-за приближенности к Семипалатинскому полигону, на котором происходили испытания ядерного оружия, что подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела и представленных истцом в ходе судебного разбирательства письменными доказательствами (л.д.13-23,44-47).
Факт проживания истца в указанный период на территории населенных пунктов Семипалатинской области Казахской ССР не оспаривался ответчиками в судебном заседании.
В соответствии с заключением федерального медико-биологического агентства ФГУП № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сурцукова О.Н. расчет эквивалентной дозы показал, что значение цитогенетической индикации облучения истца соответствует дозе 0,30 Зв (30 сЗв (Бэр)) (л.д.24).
Кроме того, право истца на льготы, как пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, подтверждается удостоверением серия СП № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Ленинской районной администрацией г. Семипалатинска Республики Казахстан на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (л.д.19).
В своих возражениях ответчик в лице Министерства социального развития по Новосибирской области просил отказать истцу в выдаче удостоверения установленного единого образца, подтверждающего отнесение его к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 849, поскольку населенные пункты, в которых проживала истец, не включены в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 года № 162-р, от 15.03.1995 года № 356-р, от 08.02.2002 года № 156-р (л.д.28-32,35-39).
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика Министерства социального развития по Новосибирской области о том, что поскольку истец проживал в населенных пунктах, которые не отнесены в соответствии с распоряжениями Правительства РФ к перечню населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, то у истца не возникло право на получение удостоверения и льгот в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ.
Статьей 1 вышеназванного закона действительно установлено, что меры социальной поддержки, а также порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Распоряжениями Правительства РФ от 10.02.1994 года № 162-р, от 15.03.1995 года № 356-р, от 08.02.2002 года № 156-р утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 года и 07.08.1962 года, в котором действительно отсутствует населенные пункты Семипалатинской области Казахской ССР, в которых прожил истец.
Однако Правительством РФ не приняты какие-либо нормативно-правовые акты относительно перечня населенных пунктов, пострадавших от иных ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне и количество радиационного облучения полученного проживавшими в них лицами.
После распада СССР, образовавшиеся республики Казахстан и Россия ратифицировали международные конвенции, принятые Советским Союзом, а также подписали международные соглашения в рамках Союза Независимых государств (куда входят и Россия, и Казахстан).
Так, согласно Хельсинского акта 1975 года, ратифицированного СССР и впоследствии одобренного Россией и Казахстаном, государства участники обязались уважать и защищать основные права и свободы человека, развивать свое сотрудничество в этой и других областях, а также добросовестно выполнять все свои обязательства по международному праву.
Согласно статье 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний», подписанного, в том числе, Россией и Республикой Казахстан: «Стороны, обладая полной самостоятельностью в вопросах социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, решения проблем охраны их здоровья, согласовывают свои действия, касающиеся обеспечения необходимого базового уровня охраны здоровья и социальной защиты этих лиц».
И законодательство России, и законодательство Республики Казахстан предусматривают социальное обеспечение и защиту прав граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии со ст. 10 закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (в ред. от 16.01.1999 г.) к пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся граждане, проживавшие, работавшие и проходившие службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 г.г.), а также подземных ядерных взрывов в период с 1966 года по 1990 год.
Категории граждан, перечисленные в данной статье, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Действие закона распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия. Граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительство, попадающие под действие настоящего закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан пользуются льготами, предусмотренными законом в соответствии с межгосударственными соглашениями.
Таким образом, законодательные органы Республики Казахстан признали факт загрязнения Семипалатинской области Республики Казахстан в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что также отражено в удостоверении серии СП № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Сурцукову О.Н. Ленинской районной администрацией г. Семипалатинска Республики Казахстан, которое, по мнению суда, в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года и положений Гаагской конвенции 1995 года признается официальным документом на территории России (участника указанных международных соглашений).
При этом суд также учитывает, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37 часть 3; статья 39 часть 1).
В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Поскольку вопрос об отнесении территорий Республики Казахстан в периоды многочисленных испытаний ядерного оружия (то есть не только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг.) не регламентирован Российским законодательством, то в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и вышеуказанных норм международных соглашений должны применяться общепризнанные нормы и принципы международного права, отсылающие к нормам вышеназванного закона Республики Казахстан при отнесении территорий к числу населенных пунктов, подвергшихся радиационному заражению вследствие испытаний ядерного оружия.
Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 Бэр, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 2 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
С учетом изложенного, а также в соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634) суд приходит к выводу о том, что истец относится к числу лиц, на которых распространяется действие ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку он проживал, обучался и работал в период с 1971 года по 1990 год на территории Семипалатинской области Республики Казахстан, пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 Бэр.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдается удостоверение единого образца, которое дает право на получение мер социальной поддержки с момента его предъявления. Порядок выдачи удостоверений определяется Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849).
В соответствии с указанными Правилами для получения удостоверения гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ соответствующее заявление с приложением. Уполномоченные органы в свою очередь вносят в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направляют в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление о выдаче удостоверения.
Отказ ответчиков в выдаче истцу удостоверения единого образца, по мнению суда, является ограничением конституционного права истца на социальное обеспечение, гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, поскольку в соответствии с национальными нормами Республики Казахстан лица, проживавшие на территории бывшей Казахской ССР в период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие дозу облучения от 7 до 35 Бэр, имеют право на льготы и предоставление мер социальной поддержки, а в силу статья 15 часть 4 Конституции РФ и международных соглашений в рамках СНГ и ООН, указанные нормы должны применяться при отсутствии регулирования данного вопроса национальным законодательством РФ.
Поскольку судом установлено, что истец относится к числу лиц, на которых распространяется действие ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», то вышеуказанный отказ истцу в получении удостоверения является незаконным.
Кроме того, при разрешении данного спора суд руководствуется судебной практикой, сложившейся после рассмотрения Конституционным Судом РФ жалобы гражданина ФИО на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытания на Семипалатинском полигоне» (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 960-О-П).
В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий, во всяком случае, не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 1999 года N 197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод был сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации в связи с обращением заявителя, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством Российской Федерации, но проживал в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций.
Таким образом, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Суд приходит к выводу о том, что истцом с достоверностью доказано суду вышеуказанной совокупностью доказательств с учетом конституционных принципов и гарантий ст.ст. 17, 18,19,39,41, 42, 45, 46,55 Конституции РФ в их правовой взаимосвязи, и его конституционного права на равное право с другими гражданами на возмещение вреда причиненного здоровью одним и тем же событием, в тех же условиях, одной и той же местности, и вследствие действий одного и того же государства, и более того, признававшихся уже другим правопреемником СССР - республикой Казахстан, в связи с чем суд признает истца подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с полученной эффективной дозой облучения более 25 сЗв (Бэр), т.к. данная доза облучения суду истцом с достоверностью доказана представленным истцом Сурцуковым О.Н. заключением ФГУПл. д.24-25).
Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий во всяком случае не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме, тем более уже признанным другим государством правопреемником СССР республикой Казахстан, уже проверявшим и подтвердившего у истца наличие такого права, и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.
В обоснование своих возражений ответчик Министерство социального развития Новосибирской области указывает на то обстоятельство, что постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 г. №5 утверждены новые Методологические указания МУ 2.6.1.2574 - 2010 «Определение суммарных (накопленных доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» зарегистрированы Министерстве юстиции Российской Федерации (рег. №16642 от 18.03.2010 г.), которые введены в действие с 04 мая 2010 года, согласно п.1.2 данных МУ - «Вынесение официальных заключений … в другом порядке не допускается», ссылаясь на то, что этой методикой специалисты КГУ «НИИ региональных медико-экологических проблем» в настоящее время не владеют и в связи с тем, что вопросы, постановленные перед экспертами выходят за рамки специальных знаний провести экспертизу об определении точной дозы облучения не представляется возможным, не применив ранее имевшуюся у них методику, которую они применяли ранее по аналогичным делам других российских граждан, проживавших на территория входивших в перечень, установленных Правительство РФ, как территории РФ подвергшихся радиационному воздействию от испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.35-40).
Данную причину суд не считает законным основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований к ответчикам.
Суд также усматривает явное злоупотреблением правом со стороны государственных органов Российской Федерации как представителей государства, выразившееся в введении новой методики проведения экспертизы полученных доз радиационного воздействия гражданам, пострадавшим в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и установленный главным санитарным врачом РФ в п. 1.2. постановления № 5 от 21.01.2010 года при утверждении новых Методических указаний (МУ 2.6.2574-2010, «Определение суммарных (накопленных доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», введенным в действие с 04.05.2010 года) и запрет на применение ранее существовавших и применявшихся методик экспертным учреждениям и институтам, до подготовки необходимых специалистов владеющих данной методикой, чем по существу создано специальное препятствие к реализации конституционного права пострадавших граждан от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на реализацию своего конституционного права на равенство, на возмещение вреда и получение законных льгот и компенсаций, и более того они поставлены в неравное положение по отношению к остальным российским гражданам которым, до введения данной методики устанавливалась доза суммарного облучения и выдавались удостоверения специального образца в т.ч. пострадавшим от аналогичных событий на Чернобыльской АЭС, катастрофы на заводе «Маяк», и лиц, проживавших в населенных пунктах, входивших в российский перечень, подвергшихся радиационному загрязнению от испытаний на Семипалатинском полигоне.
Более того, из ответа на судебный запрос в адрес Министерства социального развития Новосибирской области следует, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на расчет доз облучения по методике, утвержденной постановлением главного санитарного врача РФ, таких экспертных организаций, владеющих данной методикой еще не создано, и только готовятся предложения в Правительство РФ по их определению, что явно свидетельствует о злоупотреблении правами уполномоченных государственных органов, которые вместо того, что бы стремиться к обеспечению законных прав пострадавших граждан на полное возмещение вреда от последствия загрязнения окружающей среды, вызванных ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, согласно обязанностей возложенных на них конституционными гарантиями и смыслом ст.ст. 18, 19, 42, 39, 41, 55 Конституции РФ, наоборот введением вышеуказанной необеспеченной механизмом реализации на момент отмены старых методик, незаконно создают препятствия к реализации законных прав граждан, в т.ч. истца, хотя смысл деятельности данных государственных органов, а также смысл и применение законов и нормативных актов должен определяться именно вышеуказанными неотчуждаемыми правами граждан.
В связи с чем, суд учитывая вышеуказанное явное злоупотребление правами ответчиками и государственными органами, не может бесконечно долго на неопределенный срок откладывать рассмотрения дела по иску Сурцукова О.Н. о защите законных нарушенных прав, и выносит решение с учетом вышеизложенного, реализуя конституционное право истца на судебную защиту, правил ст. 10 ГК РФ, на основании представленной истцом совокупности доказательств, и презумпции добросовестности и достоверности представленных им документов, не опровергнутых в суде ответчиками.
Оценив всю совокупность представленных доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (п. 1 ст. 67 ГПК РФ), с учетом смысла вышеуказанных конституционных гарантий и положений в их правовой взаимосвязи и поведения сторон, учитывая положения Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634 в ред. от 22.06.2009 г.), суд приходит к выводу, что истец относится к числу лиц, на которых распространяется действие ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку он проживал в период с 05.09.1971 г. по 31.12.1990 г. в зоне повышенного радиационного риска в г. Семипалатинск, в непосредственной близости от Семипалатинского полигона, где проводились ядерные испытания, и пострадал от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и доказал, что получил суммарную (накопленную), то есть эффективную дозу облучения более 25 сЗв (Бэр), в связи с чем, имеет равное право на получение соответствующих льгот в соответствии с указанным специальным законом, так как данное право гарантировано законом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на социальную поддержку и льготы, предусмотренные ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в том числе на получение удостоверения, поэтому исковые требования Сурцукова О.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сурцукова О.Н. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерству социального развития по Новосибирской области о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на льготы и предоставление мер социальной поддержки вследствие радиационного воздействия ядерных испытаний - удовлетворить.
Признать Сурцукова О.Н. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне с получением суммарной (накопительной) дозой облучения превышающей 25 сЗв (Бэр).
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Сурцукову О.Н. в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 849, удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года № 404-О с указанием сведений, представленных Министерством социального развития по Новосибирской области, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившему эффективную дозу облучения более 25 сЗв (Бэр).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 — 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Исходя из нижеуказанного Распоряжения Правительства РФ самого города Семипалатинска в указанном перечне нет. Скорей всего вам права на льготы придется добиваться в судебном порядке
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 марта 1995 года N 356-р
О перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР,
подвергшихся радиационному воздействию
(с изменениями на 8 февраля 2002 года)
УТВЕРЖДЕН
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 15 марта 1995 года N 356-р
(с изменениями на 8 февраля 2002 года)
* Название перечня в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р.1. Населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года:
а) населенные пункты, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв
Семипалатинская область
Бескарагайский район
Алгобас (Алгабас)
Бодене (Буденя)
Долонь
Жана-Куш (Жанакуш)
Канонерка
Карабаш
Комсомольский
Кордон Беркаин
Кордон Вышка
Кордон Встречный
Кордон Новый
Подорел
Сольпром
Ферма Планке
Чаган
Станция Чаган
Черемушка
Бородулихинский район
Алексеевка
Верхняя Жайма
2-е отделение (бригада) совхоза Коростелевский
Жайма
Казбек
Коростели
Разъезд N 39
Семеновский
Степановка
Тарск (Тарский)
Толумгожа
Жанасемейский район
Байтанат
Кордон Бугорок
Кордон Ерусалик
Кордон Литовченковский
Кордон Теплый Угол
Лесничество Тюмень
Мещанка (Мещанский)
Николаевка (населенный пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р)
Оторвановка;
б) населенные пункты, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв
Семипалатинская область
Бескарагайский район
Бестерек
Известковый
Карамурза (Карамырза)
Кара-Тагай
Кордон Гилик
Кордон Джемур
Мостик
Бородулихинский район
Ивановский
Киякпай (Сарбас)
Жанасемейский район
Зыряновский
Кордон Дальний
Кордон Пограничный
Курмангужа.
СпроситьЗдравствуйте, сам Семипалатинск не включен в число населенных пунктов подвергшихся воздействию радиации, согласно Распоряжению Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р (ред. от 08.02.2002) Поэтому, Вам, видимо придется добиваться в судебном порядке получения положенных льгот, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Однако, существует также Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 1787-XII
О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне
Согласно положениям этого закона: Статья 4. Классификация территорий, подвергшихся воздействию радиоактивных осадков при проведении ядерных испытаний
Загрязненными территориями считаются те, на которых эффективная эквивалентная доза облучения для населения превышает 0,1 бэр за весь период испытаний.в этом законе Семипалатинск (Семей) внесен в зону с повышенным радиационным рискомВ зависимости от величины эффективной эквивалентной дозы загрязненные территории подразделяются на:
- зону чрезвычайного радиационного риска;
- зону максимального радиационного риска;
- зону повышенного радиационного риска;
- зону минимального радиационного риска;
- территорию с льготным социально-экономическим статусом.
Виды хозяйственной деятельности и порядок ее организации, объем природопользования и экологической реабилитации территории устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Границы зон экологического бедствия и перечень входящих в них районов изменяются путем внесения изменений и (или) дополнений в настоящий Закон в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Зона повышенного радиационного риска
Зона повышенного радиационного риска - часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний.К этой зоне относятся населенные пункты Бородулихинского, Жарминского, Аягузского, Глубоковского, Шемонаихинского, Уланского районов, города Семей, Курчатов, Усть-Каменогорск и Риддер Восточно-Казахстанской области; Каркаралинский район Карагандинской области в пределах территории упраздненного Казыбекбийского района, Майский район Павлодарской области.
Закон Казахстана предполагает определенные социальную помощь для лиц, подвергшихся воздействию радиации: Глава 4. Социальная защита граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний
на Семипалатинском ядерном полигоне
Статья 12. Льготы и компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытанийСпроситьГражданам, проживавшим и проживающим в зонах, указанных в статьях 5, 6, 7, 8 и 9 настоящего Закона, гарантируется единовременная денежная компенсация за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, по зонам:
1) чрезвычайного радиационного риска - в размере 5,23 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год и 1,05 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 год;
2) максимального радиационного риска - в размере 2,62 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год и 1,05 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 год;
3) повышенного радиационного риска - в размере 1,57 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год и 0,79 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 год;
4) минимального радиационного риска - в размере 1,05 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год и 0,52 месячного расчетного показателя за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 год;
5) на территории с льготным социально-экономическим статусом - в размере 0,26 месячного расчетного показателя за каждый год проживания с 1949 по 1990 год.
Первоочередным правом на получение единовременной денежной компенсации за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, пользуются граждане, достигшие пенсионного возраста.
Месячным расчетным показателем является месячный расчетный показатель, действующий на день выдачи единовременной денежной компенсации за ущерб, причиненный ядерными испытаниями.
Статья 13. Социальная поддержка населения
Граждане, проживающие на территориях, указанных в статьях 5 и 6 настоящего Закона, и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на надбавку к пенсии по зонам в размере:
чрезвычайного радиационного риска - 2,09 месячного расчетного показателя;
максимального радиационного риска - 1,83 месячного расчетного показателя.
Население, проживающее на территориях, указанных в статьях 5, 6, 7, 8, 9 имеет право на:
1) дополнительную оплату труда по зонам в размере:
чрезвычайного радиационного риска - 2 месячных расчетных показателей;
максимального радиационного риска - 1,75 месячного расчетного показателя;
повышенного радиационного риска - 1,5 месячного расчетного показателя;
минимального радиационного риска - 1,25 месячного расчетного показателя;
на территории с льготным социально-экономическим статусом - одного месячного расчетного показателя.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца назначаются независимо от стажа работы лица, признанного инвалидом или кормильцем, если имеется причинно-следственная связь с испытаниями ядерного оружия.
2) исключен в соответствии с Законом РК от 16.11.99 г. № 480-1 (см. стар. Ред.)
3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам:
чрезвычайного радиационного риска - 14 календарных дней;
максимального радиационного риска - 12 календарных дней;
повышенного радиационного риска - 10 календарных дней;
минимального радиационного риска - 7 календарных дней;
территория с льготным социально-экономическим статусом - 5 календарных дней.
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 марта 1995 года N 356-р
О перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР,
подвергшихся радиационному воздействию
(с изменениями на 8 февраля 2002 года)
б) населенные пункты, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв
Семипалатинская область.
СпроситьА потому что он не включен в этот список, но если Вам откажут, добиваться положенных льгот придется в судебном порядке Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусматривает следующий перечень мер социальной поддержки:
Статья 2. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки:
...Исходя из уровня предполагаемой дозы облучения Вам полагаются все вышеперечисленные льготы на территории РФ и льготы перечисленные в Законе РК от 18 декабря 1992 года № 1787-XII4) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
5) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
6) ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 394 рублей 83 копеек на приобретение продовольственных товаров;
8) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
9) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
10) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы в организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации данной организации;
11) назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
2) преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
15) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
16) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
17) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне Ст. 12.
СпроситьИмею удостоверение семипалатинского полигона. Выдано в г. Семипалатинск. Проживала там с 1975 г. В список населенных пунктов г. Семипалатинск не входит. Так имею я льготы или нет, если удостоверение есть, а населенного пункта в списках нет?
Обращайтесь с удостоверением, в Соцзащиту населения, и выясняйте. Мы можем подготовить консультацию, но на платной основе, а это не 124 и не 200 рублей стоит.
СпроситьЛилия, по законодательству РФ, пострадавшими от воздействия радиации после проведения ядерных различных испытаний на Семипалатинском полигоне считают следующих лиц:
- местных жильцов, которых в период 1943-1963 гг. подвергли облучению, равному 5 бэр и более;
- малолетних детей (внуков) и близких родственников граждан, которые получили различные недуги;
- которые проживали в зараженном районе и были облучены на 25 бэр и более.
Правовые основы для данной категории:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
- Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 1995 г. N 356-р “Перечень населенных пунктов бывшей казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”
- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 862 “Об утверждении Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг”
- Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136 “О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой”
Однако, при любых обстоятельствах, необходимо обратиться в отдел соцзациты. Пусть они дадут вам письменный ответ на письменный запрос имеете ли вы льготы. Вот на его основании, уже можно что-то анализировать.
Делайте выводы.
СпроситьЯ Заруцкая Лидия Васильевна родилась и до 1973 года не выезжала за пределы Семипалатинска. Год рождения 1951 есть документы подтверждающие что я получила дозу радиации, но в нашем регионе в Приморском крае гдея сейчас проживаю все инстанции утверждают что Семипалатинск не входит в зону радиационного риска.
Я гр РФ.Какие льготы по Семипалатинску я имею живя в Казахстане. Посоветовали обратится в органы соцзащиты. На месте мне сказали ты не гр РК и нечего не имеещ здесь. Звонил в Москву по полигону мне ответили что ты пенсионные платил в Казахстане. Там и рзбирайся. И вообще г Семипалатинск в зону риска не в ходит, Павлодар Караганда Алтай Усть Каменогорск входят все вокруг Семипалатинска а сам Семск нет.
Мой муж /1979 г.р./ выходец из Семипалатинска. Переехал в город Новосибирск 10 лет назад. Подал заявку на жилье, но так и не получил его. На руках есть документ подтверждающий что он подвергался радиации. Возможно ли получить жилую площадь? Так же в Семипалатинске родилась его дочь 2003 г.р. положена ли ей жилая площадь?
Добрый день.
Из вопроса не ясно по какой причине отказали и встал или нет, ваш супруг на очередь в качестве нуждающегося в жилье.
СпроситьВопрос к Малых Андрею Аркадьевичу (в дополнение в вопросу №58575):
Дело в том, что я не жила в Семипалатинске с 1949 по 1963. Я родилась в 1981 году. И мои заболевания не связаны с лучевой болезнью.
И где можно взять перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Лично меня интересует статья 2 пункты 1, 6, 15, 17.
Еще раз спасибо!
"1.Перечень
населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
(утв. распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. N 356-р)
См. также Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 162-р
1. Населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г:
а) населенные пункты, население которых получило суммарную
(накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв
Семипалатинская область
Бескарагайский район
Алгобас (Алгабас)
Бодене (Буденя)
Долонь
Жана - Куш (Жанакуш)
Канонерка
Карабаш
Комсомольский
Кордон Беркаин
Кордон Вышка
Кордон Встречный
Кордон Новый
Подорел
Сольпром
Ферма Планке
Чаган
Станция Чаган
Черемушка
Бородулихинский район
Алексеевка
Верхняя Жайма
2-е отделение (бригада) совхоза Коростелевский
Жайма
Казбек
Коростели
Разъезд N 39
Семеновский
Степановка
Тарск (Тарский)
Толумгожа
Жанасемейский район
Байтанат
Кордон Бугорок
Кордон Ерусалик
Кордон Литовченковский
Кордон Теплый Угол
Лесничество Тюмень
Мещанка (Мещанский)
Николаевка
Оторвановка;
б) населенные пункты, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 с3в, но не более 25 с3в
Семипалатинская область
Бескарагайский район
Бестерек
Известковый
Карамурза (Карамырза)
Кара-Тагай
Кордон Гилик
Кордон Джемур
Мостик
Бородулихинский район
Ивановский
Киякпай (Сарбас)
Жанасемейский район
Зыряновский
Кордон Дальний
Кордон Пограничный
Курмангужа.
2. Населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 с3в, но не более 25 с3в
Павлодарская область
Майский район
Кызылкудук
Семипалатинская область
Бескарагайский район
Кордон Тополька
Жанасемейский район
Молдары (Курчатов)
Станция Конечная
Примечание. В скобках даны новые названия населенных пунктов.Приложение
к распоряжению Правительства РФ
от 10 февраля 1994 г. N 162-р
Перечень
населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
(с изменениями от 8 февраля 2002 г.)
См. также Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. N 356-р
I. Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв
Локтевский район
Жигули
Земерово
Локоть
Партизан
Рубцовский район
Арык
Антаевка
Бугры
Веселоярск
Ветлевка (Ветневка)
Вишневка
Вишневская РТС
Дальний
Зеленый Клин
Зерно
Казанка
Казарма 10-й км
Казарма 519-й км
Казарма 527-й км
Казарма 538-й км
Казарма 545-й км
Колос
Локоть
Московка
Новоалександровка
Новониколаевка
Новоматвеевка
Половинкино
Поповка
Потеряевка
Путь к коммунизму
Разъезд 37-й км (Колос, Новоалександровский сельсовет)
Разъезд 543-й км (Казарма 543-й км)
Романовка
Самарка
Саратовка
Шестаковский
Угловский район
Беленькое
Борисовка
Зинковский кордон
Калининский совхоз
Лаптев Лог
Наумовка
Тополинский лесхоз
Топольное
II. Населенные пункты, население которых получило суммарную вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г. (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв
Змеиногорский район
Белянинское
Березовая Сопка (Березовая Горка)
Варшава
Горновский
Давыдовский (Давыдовск)
Кавказ
Капустино
Кузьминка
Локоток
Локтевка
Миловановский
Никольское
Новоникольск
Новохарьковка
Октябрьский
Ольшанка
Отрада
Петроград
Плахинский
Предгорное
Просвет
Рассыпуха
Саввушка
Северный
Старая Деревня
Степной
Таловка
Тушканиха 1
Тушканиха 2
Утка
Щелчиха
Краснощековский район
Акимовка
Краснощеково
Малая Суетка
Мурзинка
Чарышский (Парижская Коммуна)
Курьинский район
Батун
Волчиха
Горновка
Горновский
Добряковка
Ивановка
Имени ЦК КПСС
Калмацкий
Каменский
Каменный Колодец
Краснознаменка
Краснознаменский
Кузнецово
Курья
Михайловка
Наумовка
Новознаменка
Новый
Подзаймище
Путь к социализму
Славгород
Трусово
Усть-Таловка
Хамутино
Хутор Каменский
Локтевский район
Красный Октябрь
Красное Раздолье
Луговской
Новомихайловка
Подгорный
Покровка
Ремовский
Слободка
Советский Путь
Поспелихинский район
Степнобугринский
Тюмень
Рубцовский район
Алебастровый завод
Верхняя Устьянка
Видный
Восточный
Вторая ферма совхоза "Рубцовский"
Второе отделение совхоза "Рубцовский"
Захарово
Зеленая Дубрава
Казарма 512-й км
Казарма 515-й км
Калиновка
Красная Речка
Красный Октябрь
Куйбышево
Малая Чебуриха
Мириное
Надеждинка
Назаровка
Нововознесеновка
Новосклюиха
Новый
Первая ферма совхоза "Рубцовский"
Первое отделение совхоза "Рубцовский"
Подсобное хозяйство завода "Алтайсельмаш"
Подсобное хозяйство госплемстанции
Подсобное хозяйство Рубторга
Племенной совхоз "Рубцовский"
Пушкино
Рождественский
Северный
Старая мастерская
Степной
Сухой Лог
Тайга
Третье отделение совхоза "Рубцовский"
Третья ферма совхоза "Рубцовский"
Троинка
Ударник
Чайка
Чебуриха
Черемушки
Имени VI Конгресса Коминтерна
Элитный
Ясное Солнце
Угловский район
Горькое
Круглое
Куйбышево
Первые Коростели
Рубцовск
III. Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания 7 августа 1962 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв
Залесовский район
Борисово
Заринский район
Воскресенка
Хмелевка
Примечание. В скобках даны новые названия населенных пунктов."
Но ответ на вопрос не изменится. Все установлено в законе, в том числе льготы детям, но до 18 лет. Но, судя по тому, что у Вас есть удостоверение, Вы должны относится к гражданам, получившим дозу облучения.
Спросить