Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа по ст.124 УПК РФ - уточнение условий и противоречий Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ

• г. Белгород

В ст. 124 УПК РФ Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа сказано: п.1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. Вопрос: Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу по ст. 124 УПК РФ после принятия жалобы прокурором или после регистрации в течении 3 дней как прописано в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

См.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 ноября 2011 г. N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора"

Справка

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям и по их указанию другим должностным лицам органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

Направлять подчинённому прокурору для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались.

Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

2.1. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

2.2. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

3. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. При этом руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995 N 4-П и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2005 N 42-О.

При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования указывать в постановлении процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

4. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению.

Использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов безусловного устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок.

Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

5. Установить, что в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение.

При частичном удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении уведомление заявителю с разъяснением порядка обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд безотлагательно направляет прокурор, принявший решение по жалобе.

6. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

7. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации предоставлять заявителям, по их просьбе, возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

8. В случае удовлетворения судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда.

Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона

В случае удовлетворения судом жалобы на решение прокурора, принятое в соответствии со ст. 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемых процессуальных действий (бездействия) и решений.

9. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

10. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

11. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2008 г. N 15 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора".

12. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

13. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приказ направить для сведения в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную службу исполнения наказаний и Следственный комитет Российской Федерации.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции Ю.Я. Чайка

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 ноября 2011 г. N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора"

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Установлен новый порядок рассмотрения сотрудниками прокуратуры жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственного органа и прокуроров.

Жалобы рассматривают прокуроры соответствующих уровней, их заместители и по их указанию другие должностные лица. В прокуратурах субъекта Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генпрокуратуры РФ их могут разрешать помощники прокуроров, начальники главных управлений, управлений, отделов. Речь идет о лицах, которые надзирают за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания.

Определены полномочия работников прокуратуры при рассмотрении жалобы.

Срок ее рассмотрения составляет 3 суток. В исключительных случаях он может быть продлен до 10. Об этом составляется извещение, в котором указываются причины задержки и характер принимаемых мер. Оно направляется заявителю.

При полном удовлетворении жалобы заявителю незамедлительно направляется уведомление. При частичном удовлетворении или отказе в нем в документе разъясняется порядок обжалования принятого решения. По просьбе заявителей им для ознакомления предоставляются материалы проверки.

Требуется анализировать работу и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушения их прав не реже 1 раза в год.

Прежний порядок, регулировавший данный вопрос, признан утратившим силу.

Спросить

Предлагаю сначала для понимания ознакомиться с тем, как состоят дела с законностью в прокуратуре при рассмотрении жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ (ссылка на статью: www.9111.ru

Спросить

Белгород - онлайн услуги юристов

Александр
27.10.2020, 20:23

Прокурор отказался рассматривать жалобу в соответствии с ст.124 УПК РФ - правомерно ли это?

Были на личном приеме у прокурора, согласно ст.124 УПК РФ подали жалобу по ведению уголовного дела. Через три дня приходим за ответом, но исполнитель нам говорит, что прокурор подписал срок рассмотрения месяц, а не по ст.124 УПК РФ. То есть жалоба будет рассмотрена согласно инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации и согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Прав ли районный прокурор? Пожалуйста, со статьями Закона ответьте. С уважением Александр.
Читать ответы (4)
Олег
11.07.2014, 14:13

Как следует поступить с жалобой, если прокурор уже отменил решение, признав его незаконным

Разъясните пожалуйста - в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 1 в п.8 указано, что С учетом того, что жалоба на основании статьи 125 УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основании статьи 124 УПК РФ - прокурору или руководителю следственного органа, рекомендовать судьям выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае, если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению. Вопрос - если гражданин обратился в суд с жалобой в порядке ст.125 УПК РФ а с жалобой в порядке ст.124 УПК не обращался и на момент рассмотрения жалобы прокурор отменил постановление как незаконное - следует ли судам признать незаконность уже признанного прокурором постановления или следует прекратить производство по жалобе. Повторюсь - гражданин не обращался в прокуратуру с жалобой в порядке ст.124 УПК РФ, прокурор самостоятельно отменил постановление, т.е признал его незаконным. Заранее огромное спасибо если разъясните. С уважением, Бегунов О.Э.
Читать ответы (1)
Cdtnkfyf
27.09.2021, 14:20

Частник подала жалобу на мирового судью - ответ не получен в течение 30 дней

Подала частную жалобу на определение мирового судьи и она без движения. Подавала документы почта яры. Поступили 17 го сентября (трек номер) . На запрос у помощника судьи, через сайт Гас Правосудие, ответа о движении дела не получила. Пришёл ответ, что обращения рассматривают в течении 30 дней. Права лимонад. Вот ее ответ Согласно статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": 1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ) 1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ) 2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Читать ответы (3)
Яна
07.12.2021, 19:23

Где подать жалобу на постановление об административном нарушении после обжалования в вышестоящий орган?

В какой суд подается жалоба на постановление об административном нарушении (вынесено в районе) после обжалования постановления в порядке КоАП в вышестоящий орган (в области), который оставил жалобу без рассмотрения, направив заявителю письмо о том, что его жалоба на основании п.3 ст.8 Закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» направлена начальнику районного ОГИБДД? Местом рассмотрения жалобы считается место нахождение вышестоящего органа, допустившего бездействие или место нахождение райотдела, который рассматривает жалобу в порядке Закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ, а не в порядке КоАП? Вступило ли постановление об АП в силу, если с момента получения ответа от вышестоящего органа не прошло 10 дней?
Читать ответы (1)
Виктор
20.10.2019, 20:29

Процессуальные сроки по рассмотрению обращений граждан - особенности исчисления сроков

Статья 107 ГПК РФ. Исчисление процессуальных сроков п. 3 Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Эта статья имеет отношение к Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения 1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Читать ответы (1)
Иван Сергеевич
27.01.2015, 09:53

Входит ли председатель СНТ в поле действия Федерального закона от 2 мая 2006 г.N 59-ФЗ о рассмотрении обращений граждан?

Могу ли я устанавливать срок ответа на мое письменное обращение председателю СНТ равный 7 дням? В Уставе СНТ про это ничего не сказано, Попадает ли председатель СНТ под Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации - Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Председатель отнють не должностное лицо, а СНТ не орган местного самоуправления.
Читать ответы (1)
Владимир
04.02.2015, 16:47

Обжалование действия руководителя районного следственного управления отказом в возбуждении уголовного дела

Обжаловалось действие руководителя районного следственного управления об отказе возбуждения уголовного дела в соответствии со ст.124 УПК РФ выше стоявшему руководителю следственного комитета т.е. областному, жалоба была получена 21 января, а рассмотрена 29 января руководителем отдела процессуального контроля как обращение, так и указано, что обращение рассмотрено. Может ли жалобу поданную в порядке ст.124 УПК РФ руководителю Следственного управления по области, рассматривать данный руководитель процессуального контроля как обращение?
Читать ответы (1)
Роман
30.08.2019, 08:28

Обязательная регистрация письменных обращений граждан в образовательных учреждениях

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ч 2 ст 8 "Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу."-относится ли это к образовательным учреждениям, например техникумам, ВУЗам?
Читать ответы (3)
Илья
29.01.2017, 01:50

Обращение в Министерство внутренних дел Российской Федерации отправлено и зарегистрировано

Спасибо! Ваше обращение от 29.01.2017 отправлено в "Министерство внутренних дел Российской Федерации" ID обращения: 251648 Код проверки статуса обращения: d507MjUxNjQ4 Ссылка для просмотра статуса обращения: https://xn--b1aew.xn--p1ai/request_main/check/?status=d507MjUxNjQ4 В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней.
Читать ответы (2)
Андрей
01.05.2017, 12:46

Незаконные действия областной прокуратуры

Я обжаловал в Генеральную Прокуратуру незаконные действия областной прокуратуры. Ст.8, ч.6 ФЗ № 59 от 2006 г. «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и п. 3.7.Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокурора России от 30.01.2013 N 45 Запрещают направлять жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Тем не менее моя жалоба была направлена в областную прокуратуру и рассмотрена прокурором, действия которого я обжаловал! Как обжаловать действия Генеральной Прокуратуры, противоречащие ФЗ № 59 от 2006 г?
Читать ответы (5)