Отличие коммерческого обозначения от других средств индивидуализации?
В силу пункта 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.
Некоммерческие организации могут быть обладателями права на коммерческое обозначение, если они могут осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с их уставами (пункт 4 статьи 50, пункт 1 статьи 1538 ГК РФ).
По смыслу статьи 1538 ГК РФ в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения.
Исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
В связи с этим право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (например, магазина, ресторана и так далее).
Право на коммерческое обозначение охраняется при условии, что употребление обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории после 31 декабря 2007 года (независимо от того, когда употребление обозначения началось).
178. По смыслу пункта 2 статьи 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается автоматически, если правообладатель не использует это обозначение непрерывно в течение года.
Бремя доказывания использования коммерческого обозначения лежит на правообладателе.
СпроситьДобрый день, Александра.
Коммерческое обозначение используется для индивидуализации принадлежащих юридическому лицу или ИП конкретных предприятий (торговых, промышленных и т.д.) (п. 1 ст. 1358 Гражданского кодекса РФ). Например, определенное название или логотип кинотеатра, кафе и др. будут являться коммерческим обозначением.
Такое средство индивидуализации, как товарный знак или знак обслуживания, используется для индивидуализации товаров юридических лиц или ИП (п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса РФ). В этом главное отличие данного средства индивидуализации от коммерческого обозначения, хотя на практике они могут быть похожи и даже идентичны, поскольку законодательство допускает возможность использовать все коммерческое обозначение или его часть в торговой марке определенного товара. В остальном и коммерческое обозначение и товарный знак сходны: 1) напрямую зрительно контактируют с потребителем; 2) имеют одинаковую форму (словесную, изобразительную и любую другую), 3) являются оборотоспосбными, т.е. могут быть переданы одним юр.лицом или ИП другому на основании договора.
Такое средство индивидуализации, как фирменное наименование используется в качестве наименования юридического лица, под которым оно, как самостоятельный субъект, участвует в гражданско-правовых отношениях (например, заключает сделки) (ст. 1473 Гражданского кодекса РФ). От коммерческого обозначения (и товарного знака (знака обслуживания), в том числе)), отличается прежде всего тем, что: 1) индивидуализирует не само предприятие, как имущественный комплекс, а именно, именно юр.лицо, как субъект гражданско-правовых отношений; 2) имеет указание на организационно-правовую форму (ООО, АО, ПАО и т.д.); 3) содержится в учредительных документах юридического лица и включается в ЕГРЮЛ; 4) не является оборотоспособным, т.е. не может быть передано другому юр.лицу или ИП на основании договора; 5) может быть выражено только в словесной форме.
Такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара используется при индивидуализации товара посредством указания на наименование какого-либо географического объекта, либо на обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным благодаря использованию такого обозначения в отношении товара, свойства которого определяются природными условиями или людскими факторами, характерными для соответствующего географического объекта (п. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ). В качестве примера можно привести шампанское "Абрау-Дюрсо", где наименование "Абрау-Дюрсо" обозначает как раз географический объект, откуда происходит товар. От коммерческого обозначения (и товарного знака (знака обслуживания), в том числе)), отличается тем, что: 1) индивидуализирует не предприятие, а товар посредством указания на его место происхождения; 2) имеет только словесную форму выражения; 3) не является оборотоспособным, т.е. не может быть передано другому юр.лицу или ИП на основании договора.
С уважением, Мусорин Алексей.
Буду признателен за оценку моей консультации. Ваше мнение очень важно для меня. Спасибо.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 86 из 47 429 Поиск Регистрация