Неоднозначная ситуация - продолжается ли аренда помещения после просьбы арендатора об уменьшении аренды и приостановления деятельности?

• г. Владимир

С Праздником! Позвольте задать Вам такой вопрос:

Договор аренды закончился 31 марта 2020.

По окончании договора стороны не выразили желание расторгнуть договор.

Но 26 марта арендатор (салон-парикмахерская) прислал арендодателю на электронную почту письмо о том, что желает уменьшения аренды на 40%, в случае неполучения ответа от арендодателя арендатор приостанавливает договор аренды с 1 апреля.

О расторжении в письме ничего не сообщалось.

На просьбу арендатора арендодатель до настоящего времени, то есть в течение более месяца, не ответил, т.к. не знал, что именно ответить.

1 апреля арендатор прислал арендодателю письмо, что приостанавливает деятельность в помещении арендодателя и отказывается оплачивать аренду, считая, что это позволяют обстоятельства непреодолимой силы.

До настоящего времени арендодатель на письмо не ответил.

Между тем, до настоящего времени арендатор хранит в этом помещении оборудование и товары, на двери повесил надпись: пункт самовывоза, рекламную вывеску не снял, то есть его бренд рекламируется.

Считается ли помещение до настоящего времени арендованным?

Должен ли арендатор оплачивать арендную плату и в каком размере?

Каким образом отреагировать арендатору на 2 письма арендатора (первое - о снижении аренды на 30%, второе - об освобождении от уплаты аренды)?

С уважением, Егор.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, Егор!

Для точного ответа на Ваш вопрос необходимо изучить договор аренды. Если опираться исключительно на нормы закона, то можно сказать следующее:

1. Поскольку ни одна из сторон явно не заявила о намерении расторгнуть договор, то помещение продолжает считаться арендованным на основании ч. 2 ст. 621 ГК РФ:

"Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610)".

2. Для решения вопроса о том, вправе ли арендатор требовать снижения арендной платы, и в каких пределах, необходимо понять, для какой деятельности арендатор фактически использует помещение. Вы пишете, что арендатор - салон-парикмахерская, но далее упоминаете, что на вывеске указано "Пункт самовывоза". Если помещение используется исключительно как салон-парикмахерская, то арендатор может просить о снижении арендной платы на основании п. 3 ст. 19 Федерального закона № 98-ФЗ от 01.04.2020 г. При этом снижение арендной платы является правом, а не обязанностью арендодателя. Если же помещение также используется как пункт самовывоза, то можно сомневаться в том, что меры, принятые в связи с противодействием коронавирусной инфекции, привели к невозможности использования имущества. Поэтому вопрос о снижении арендной платы и о размере такого снижения должен решаться в зависимости от фактического использования помещения.

3. Такого понятия как "приостановление договора аренды" в договоре нет. Более того, согласно ст. 622 ГК РФ

"Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения".

Значит, то того момента, как арендатор не освободит помещение и не передаст его арендодателю по акту приема-передачи, он обязан оплачивать арендную плату. Размер арендной платы подлежит обсуждению (см. п.2), но совсем не оплачивать арендную плату арендатор не имеет права.

Спросить