Заключение договора аренды транспорта с физлицом - подводные камни и возможные способы обойти их
199₽ VIP
Прошу помочь в решении задачки:
ООО на УСН (6%, доходы) планирует заключение договора с физлицом на аренду у него транспортного средства с экипажем (легковой автомобиль для перевозки сотрудников в рабочее время). Услуги по перевозке будут осуществляться силами арендодателя (им самим). Это физлицо не является самозанятым или ИП, он не состоит в трудовых отношениях с ООО (не работает там). Договор аренды предусматривает оплату фиксированной суммы, с которой ООО заплатит за физлицо НДФЛ как налоговый агент. В цену договора входят все расходы арендодателя (на бензин, амортизацию и пр...).
Здесь есть несколько подводных камней, как мне кажется:
1. Есть ст. 2 Закона N 196-ФЗ: водитель, т.е. лицо, управляющее транспортным средством, может управлять транспортным средством если не в личных целях, то только в качестве работника или индивидуального предпринимателя, коим он не является.
2. Есть обязанность ведения им путевых листов - ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
3. Есть обязанность прохождения им ежедневных и периодических мед. осмотров в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"...
Есть ли какие-либо разъяснения или НПА по этим моментам, позволяющие нам и ему как-то обойти эти камни?
Может, еще есть что-то, что я упустила и надо бы это учесть?
Спасибо.
1.Все правильно Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя редакция)
требует в данной ситуации, чтобы этот человек зарегистрировался в качестве ИП.Иначе его привлекут по ст 14.1 КоАПРФ за незаконную предпринимательскую деятельность Это же не разовое оказание услуги, а систематическое два и более раза..
2 Путевые листа также должны выписываться и медицинский предрейсовый осмотр необходимо проходить
Одним словом, если этот человек не зарегистрируется в качестве ИП,то он не может осуществлять подобную деятельность И никак здесь не обойти указанные требования законодательства, поэтому заключение договора аренды транспортного средства с экипажем будет незаконным.
СпроситьУважаемая Алёна г. Кемерово!
Ваш вопрос НЕ простой и вы хотите за 100 рублей его решить?
Поэтому рекомендую вам обратиться обратиться за помощью к любому юристу/адвокату заключив с ним Договор оказания юридических услуг (ст.779 ГК РФ).
Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 14.08.2020 г.
СпроситьОтвет на 1 вопрос Учитывая, что перевозка пассажиров и грузов в вашей организации будет осуществлятся легковыми автомобилями и производится только для собственных нужд то, на вас не распространяются требования, установленные п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ.
Т.е. вы можете передать в аренду физлицу автомобиль для перевозки сотрудников
Ответ на 2 вопрос
Обязанность оснащать транспортное средство тахографами возникает у юридического лица лишь в том случае, если это транспортное средство относится к категориям и видам, предусмотренным перечнем, утвержденным приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36
А в вашем случае у вас автомобиль будет передан в аренду физлицу (легковой) и соответственно не понадобится оформление путевого листа
Ответ на 3 вопрос
В правоприменительной практике нет единой позиции относительно того, должны ли водители, перевозящие исключительно сотрудников организации, также проходить послерейсовый медицинский осмотр, в связи с чем окончательно исключить предъявление к организации претензий по этому основанию нельзя.
Проведение послерейсовых медицинских осмотров требуется только для работников, в силу своих должностных обязанностей осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). А ваш водитель не будет оформлен по тр.договору, что исключает обязанность по обязательном мед. осмотре
Еще Вам нужно будет в договоре аренды указать по вопросу страхования
Обязанность владельца транспортного средства страховать свою ответственность установлена п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Правовой анализ ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"Спроситьпоказывает, что установленные ее нормами требования предъявляются к трем категориям субъектов:
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП), эксплуатирующим транспортные средства, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие перевозки (то есть перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки), а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями; физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, и автобусов.
Что же касается исполнения организацией остальных обязанностей, то в частности, обязанность владельца транспортного средства страховать свою ответственность установлена п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", обязанность проводить технический осмотр - ст. 17 Закона N 196-ФЗ и ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность обеспечивать соответствие технического состояния транспортного средства требованиям законодательства - п. 4 ст. 18 Закона N 196-ФЗ.
Здравствуйте, Алена, всё верно, согласно Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения" Статья 2. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:Однако, оказание услуг по гражданско правовому договору также можно трактовать как личные цели, вопрос тут стоит в систематичности оказания таких услуг, если такие перевозки носят систематический характер, то безусловно, водитель должен зарегистрироваться в качестве ИП. То же касается и п.2. и 3 Вашего вопроса, всё упирается в систематичность перевозок, если это отношения на постоянной основе, то следует оформляться в качестве ИП со всеми вытекающими требованиями к перевозкам пассажиров, если разовые, это может осуществлять физлицо по договору оказания услуг. Спроситьводитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя;
Здравствуйте Алёна!
Договор аренды без экипажа Вы можете заключить.
А вот договор ГПХ (видимо, возмездного оказания услуг) заключить не можете, поскольку периодическое оказание таких услуг, как "управление автомобилем" - это либо трудовая функция водителя, либо предпринимательская деятельность.
Поэтому, если водитель не ИП, то с ним можно только трудовой договор заключить.
Мне могут возразить, что договор ГПХ на управление автомобилем заключают сплошь и рядом и все не ИП.
Да, такое есть. Но повсеместное игнорирование Закона не делает этот закон недействительным.
И все эти многочисленные противозаконные договоры - до проверки. И эти проверки уже проводят.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
Спросить