Надо ли переоформлять документы на землю + строение, куда обращаться, что надо при себе иметь и в какие сроки?

• г. Москва

Моя мама имеет участок в товариществе около 40 лет. В свое время товарищество оформляло собственность на землю, что подтверждено документом на её имя. Многие в этом году стали переоформлять все документы. У меня вопросы:

1.Надо ли переоформлять документы на землю + строение, куда обращаться, что надо при себе иметь и в какие сроки?

2. Пришли документы из налоговой инспекции по уплате налога на землю, за период 2002-2003-2004 г. + %. Если какие льготы по оплате и правомерно ли брать налоги за прошедшии года?

3. Стоит ли переоформить участок на меня (дочь), или нет в этом необходимости т.к. я единственная наследница, но тогда новерно очень большие налоги?

С уважение, Ирина.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

РЕГИСТРАЦИЯ РАНЕЕ ВОЗНИКШИХ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

1.Что это такое?

Ранее возникшим правом признается право, которое возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон), т.е. недвижимое имущество было приобретено правообладателем до 31 января 1998 г. в соответствии с требованиями действующего в то время законодательства. До внесения изменений в Закон регистрация ранее возникшего права являлась обязательной, только когда с объектом недвижимого имущества собственник совершал сделку, требующую обязательной государственной регистрации. После вступления в силу изменений к Закону (с 17 сентября 2003 года) регистрация ранее возникшего права требуется во всех случаях, когда объект недвижимого имущества поступает в гражданско-правовой оборот и с ним совершается сделка.

То есть, до 17 сентября 2003 г. регистрация ранее возникшего права была обязательной в случае, если объект недвижимости нежилого назначения передавался в аренду, и не требовалась, если этот объект продавался. Сейчас для регистрации перехода права на этот объект по сделке купли-продажи потребуется регистрация ранее возникшего права.

2.Документы, необходимые для государственной регистрации

Регистрация прав осуществляется Московской областной регистрационной палатой. В каждом городе Московской области есть представительство МОРП.

Для государственной регистрации необходимы следующие документы:

1) документы, удостоверяющие личность заявителей (паспорт, свидетельство о рождении для несовершеннолетних, удостоверение личности военнослужащего и пр.);

2) документы, подтверждающие полномочия представителей, действующих не от собственного имени (нотариальная доверенность);

3) заявления (бланк заявлений выдается в регистрационной палате);

4) квитанции об оплате регистрации;

5) правоустанавливающие документы

Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации права. Перечень этих документов приведен в ст. 17 Закона и не является исчерпывающим. Основные требования к таким документам - соответствие законодательству, действовавшему на момент составления документа в месте расположения недвижимости, а также наличие в нем описания недвижимости, правообладателя и вида права на недвижимость. Правоустанавливающими документами являются, например:

а) договоры и другие сделки отчуждения недвижимости (купля-продажа, дарение, мена, пожизненное содержание с иждивением, отступное, приватизация и др.), надлежащим образом оформленные, а в установленных случаях и зарегистрированные как сделки;

б) акты ввода завершенного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденные органами государственной власти или местного самоуправления, организациями и ведомствами;

в) свидетельства о праве на наследство, выданные нотариусом;

г) решения судов в отношении прав на недвижимость, вступившие в законную силу, постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (если в ходе судебного процесса стороны пришли к мировому соглашению, правоустанавливающим документом будет мировое соглашение, утвержденное определением суда);

д) справки о полной выплате пая в ЖСК, ГСК, ДСК (должны содержать указание на членство гражданина в кооперативе, размер и дату полной выплаты паевого взноса, описание недвижимости, за которую выплачен пай, подпись, фамилию, инициалы председателя кооператива, оттиск печати кооператива).

Для регистрации прав на жилые дома, здания, сооружения и другие отдельно стоящие объекты недвижимости, а также на объекты, отчуждаемые вместе с земельным участком, необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок (подлинник и копию) и кадастровый план земельного участка.

Правоустанавливающими документами на землю (помимо договоров, решений судов и свидетельств о праве на наследство) также могут являться решения (постановления, распоряжения) сельских, поселковых, городских, районных и областных Советов народных депутатов о предоставлении земельных участков.

Таким образом, сегодня права граждан на землю могут быть подтверждены:

а) Свидетельством о праве собственности на землю (утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177); Свидетельством на право собственности на землю (утвержденным Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767) - права собственников земли и земельной доли;

б) Свидетельством на право пожизненного наследуемого владения землей (утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177) - права землевладельцев;

в) Свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей (утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177) - права землепользователей.

Однако эти Свидетельства недействительны без тех правоустанавливающих документов, на основании которых они выданы (постановлений о выделении земли, договоров купли-продажи и пр.).

6) описание объектов недвижимости

Для регистрации права на земельный участок представляется кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Для государственной регистрации прав на здания, сооружения, нежилые помещения должны быть представлены копии технических паспортов БТИ (либо выписки из них).

Технический паспорт на здание должен содержать поэтажные планы и подробные экспликации к ним (чертежи комнат и помещений на каждом этаже с обозначением номера и площади, а также общей площади помещений на этаже и во всем здании). Если на одной территории находится несколько объектов недвижимого имущества, в составе технического паспорта должен быть инвентарный план земельного участка, все объекты на таком плане должны быть обозначены различными литерами (буквами). Технический паспорт должен иметь инвентарный номер. В копии паспорта также должны быть указаны инвентаризационная стоимость объекта.

Выписки из технических паспортов должны также содержать план и экспликацию помещений, инвентарный номер, инвентаризационную оценку.

Копии технических паспортов и выписок должны быть заверены подписью должностного лица и печатью БТИ.

Технические паспорта и выписки из них действительны в течение срока, установленного в регионе (5 лет, 3 года, 1 год, 6 месяцев).

7) дополнительные документы в случаях, установленных законом (это могут быть: справка о нормативной цене земли, справка БТИ об инвентаризационной оценке жилья, справка об отсутствии обременении земельного участка, справка об отсутствии подземных коммуникаций и другие документы)

3.Плата за государственную регистрацию

Плата за регистрацию ранее возникшего права не взимается, если земельный участок и другой объект недвижимости отчуждается (происходит купля-продажа, дарение и другие виды сделок). То есть, взимается плата только за государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и выдачу при этом свидетельства о государственной регистрации права.

Размер такой платы определен статьей 3 Закона Московской области от 23 ноября 1998 г. N 52/98-03 «О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» с изменениями от 8 апреля 2004 года:

200 рублей при осуществлении регистрации в месячный срок;

500 рублей при осуществлении регистрации в срок до 7 дней.

От платы за регистрацию при совершении предусмотренных Законом действий освобождаются:

дети-сироты; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении; участники и инвалиды Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; граждане из подразделений особого риска.

Также при государственной регистрации ранее возникших прав освобождаются от платы за регистрацию физические лица, осуществляющие безвозмездную передачу (дарение) земельного участка и другого недвижимого имущества в государственную собственность Московской области или собственность города.

Если регистрируется сделка, не связанная с переходом права на земельный участок и другое недвижимое имущество, то взимается 50% от размера платы, установленной в вышеуказанном Законе Московской области.

Итак, при оформлении прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязательными расходами являются: плата за оформление технических документов на недвижимость (паспортов БТИ, планов земельных участков) и плата за государственную регистрацию. При нотариальном удостоверении сделок к этому добавляется еще государственная пошлина (или тариф частного нотариуса).

ЧТО КАСАЕТСЯ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ЗЕМЛЮ.

Если имеется льгота по налогу на имущество, то налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган документ, подтверждающий льготу. Но налоги и пени заплатить необходимо.

ПО ВАШЕМУ ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ

необходимо учесть следующее:

1. Дешевле всего с точки зрения уплаты налогов переоформить участок путем заключения договора купли-продажи, в этом случае Вы заплатите налог на имущество в размере не более 2-3% от инвентарной стоимости земельного участка. Плюс к этому Вы понесете расходы по гос.регистрации перехода прав на земельный участок.

2. Если Вы после смерти Вашей мамы вступите в наследство, то должны будете заплатить налог на имущество, переходящее в порядке наследования, сумма которого намного больше, чем, если бы Вы заплатили налог после покупки этого участка.

Спросить