Применение аналогии Закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к общественным объединениям по защите прав потребителей при проверках торговых точек - источники и ссылки.
398₽ VIP
Подлежит ли в силу пункта 1 статьи 6 ГК РФ применению аналогия Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ к общественными объединениями по защите прав потребителей (ст.45 Закона РФ «ОЗПП») при проведении проверок торговых точек. Если да, то можно ссылку на какой-нибудь источник.
В своих рассуждениях об аналогии закона пункт 1 статьи 6 ГК РФ применительно к гражданскому законодательству вы допускаете существенную ошибку. Ошибка кроется в том, что федеральный закон " от 26.12.2008 N 294-ФЗ не относится к гражданскому законодательству
Согласно статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство основано на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Федеральный закон " от 26.12.2008 N 294-ФЗ основан же на властных требованиях в области контроля (надзора) к юридическим лицам и ИП со стороны государственных и муниципальных органов
Что касается статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) "О защите прав потребителей,"то общественные объединения по защите прав потребителей согласно данной статьи могут осуществлять только
общественный контроль В этой статье сказано: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. Как видите осуществляют общественный контроль и направляют информацию о нарушениях в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов -то есть направляют информацию в органы обладающие властными полномочиями
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод что никакой аналогии закона в вашем случае нет
Надеюсь я вам понятно объяснил, почему нет.
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);
СпроситьЗдравствуйте Виктор
Не подлежит конечно применение закона по аналогии к проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Применяется ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора)
в силу п.7 ст. 3
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Согласно ст. 19.6.1 КоАП - Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей[b][/b].
Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроляконтролю; Спросить
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по
ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ не подлежит применению по аналогии к общественным объединениям, занимающимися защитой прав потребителей. Ведь в п. 2 ст. 6 ГК РФ указано, что аналогия закона - это применение к гражданским правоотношениям, которые не урегулированы какой-либо законодательной нормой, норм гражданского законодательства, регламентирующих сходные по существу отношения.
Однако права общественных объединений в сфере защиты прав потребителей законом установлены и установлены они ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей:
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.
Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).
СпроситьЗдравствуйте, уважаемый Виктор!
Аналогии как таковой в данном случае нет и не может быть.
Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ не относится к гражданскому законодательству.
У общественных организаций есть право на общественный контроль в сфере защиты прав потребителей.
То есть как таковых прав по 294-ФЗ у них нет.
могут только увидеть нарушения и направить информацию в соответствующие контролирующие организации (Роспотребнадзор, прокуратуру). ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей:
СпроситьЗдравствуйте.
Нет в данном случае никакой аналогии закона. И проверки никакие общественные организации проводить не вправе - в том формате, в каком зачастую они их проводят, подменяя собой контролирующие органы.
Закон 294-фз не распространяется на общественные организации, а только на государственные и муниципальные контролирующие органы. Это прямо указано в ст.1 данного Закона:
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);
В соответствии со ст.45 Закона о защите прав потребителей у общественных организацией в этом смысле имеется только одно полномочие:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.
То есть, фактически это функция, как у потребителя - при нарушении прав обращение с жалобой в контролирующий орган. Хоть и оформлено это неким актом проверки. Такой акт направляется (как и жалоба потребителя) в контролирующий орган, а последний проводит на этом основании внеплановую проверку (которая также согласовывается с прокуратурой)
И даже документы при этом они никакие не вправе требовать (кроме тех, что может потребовать потребитель, совершая покупку):
При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом
Часто правоохранительные органы привлекают сотрудников общественных организаций к проведению совместных проверок, в части, например, осуществления контрольной закупки (в таких случаях нет нарушения, поскольку проверка организована контролирующим органом). Но самостоятельно общественные организации такие действия проводить не вправе. Они могут приобрести товар в качестве потребителя, но это не является контрольной закупкой по смыслу закона и должно расцениваться гос. органами как одно из доказательств, приложенных к информации о нарушении прав потребителя.
Все остальное является нарушением закона и может служить основанием для обращения уже организаций торговли с жалобой на незаконные действия таких лиц в прокуратуру.
СпроситьРечь идет о защите от произвола и безнаказанности общественных объединений при проведении проверок.
СпроситьВ соответствии со статьей 10 закона РФ номер 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации" напишите мотивированную жалобу прокурору района на необоснованные поверки общественной организации.
К сожалению никакую аналогию закона в вашем случае не применишь.
СпроситьРечь идет о защите от произвола и безнаказанности общественных объединений при проведении проверок.
СпроситьНи какой аналогии закона здесь нет Общественные объединения могут действовать исключительно в рамках статьи 45 Закона РФ О защите прав потребителей и не могут подменять в своей деятельности государственные и муниципальные органы если имеются факты такой подмены, то речь идет о произволе и безнаказанности общественных объединений при проведении проверок. Тогда следует писать грамотную жалобу в прокуратуру.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 96 из 47 430 Поиск Регистрация