На работе завелись тараканы.. не общепит... ОАО РЖД, должен ли работодатель на это повлиять и принять меры?
На работе завелись тараканы.. не общепит... ОАО РЖД, должен ли работодатель на это повлиять и принять меры?
Конечно, должен. Работодатель должен обеспечить выполнение санитарных норм на рабочих местах.
Спросить"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017)СпроситьСтатья 368. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Здравствуйте, Ирина. Вы можете самостоятельно обратиться в СЭС по вопросу уничтожения насекомых, а также потребовать о работодателя обеспечить нормальные условия труда, что предусмотрено ст. 163 ТК РФ, пригрозив обращением в трудовую инспекцию.
СпроситьУ нас в офисе бухгалтерии бегают тараканы. Мы не являемся предприятием питания или торговли продовольственных или непродовольственных товаров. Обязаны ли мы работать в таких условиях или можем прекратить работу до устранения тараканов в офисе с сохранениям среднего заработка?
Здравствуйте, Виктория.
Факт наличия у Вас тараканов означает скорее всего нарушение санитарных норм в помещениях, где расположено Ваше рабочее место. В соответствии с ТК РФ работодатель обязан обеспечивать санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи. Для фиксации данных нарушений необходимо направить заявку в Росподтребнадзор. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Спросить"Спасибо, буду знать." Это не мой ответ! Прошу опубликовать мой! "Большое спасибо за ответ! Мы были в отчаянии от безысходности нашего положения! Теперь знаем, как действовать дальше!"
СпроситьЖелаю Вам удачи и скорейшего разрешения всех трудностей. Если проблема не будет разрешаться и понадобится дополнительная помощь - обращайтесь, буду рада помочь.
СпроситьКоАП РФ Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населенияСпроситьНарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Вопрос самый обычный. Кто должен платить за травлю тараканов, хозяин или арендатор, если в договоре ничего не прописано? При этом поставили перед фактом уже после. Спасибо.
Все расходы по содержанию имущества на период аренды несет арендатор, если иное не предусмотрено договором. См. статью 616 ГК РФ.
СпроситьЗдравствуйте в договоре аренды должно быть указано кто несет ответственность за сохранность и обслуживание имущества Скорее всего будет указано что арендатор на период действия договора аренды Травля тараканов вполне возможно и логично относится к надлежащему обслуживанию и сохранности имущества.
СпроситьЗапрещают выходить за территорию завода в свой обеденный перерыв 30 минут. Необходима помощь со ссылками на нормативки, чем помимо Конституции РФ, (ограничение прав человека) и трактовки ТК РФ что обед-это личное время неоплачиваемое.
Анна, порядок нахождение на территории предприятия, в т.ч. и работников, регламентируется внутренним локальным актом.
СпроситьАнна,
ТК РФ Статья 106. Понятие времени отдыхаВремя отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
ТК РФ Статья 107. Виды времени отдыха
Видами времени отдыха являются:
перерывы в течение рабочего дня (смены);
ежедневный (междусменный) отдых;
выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
нерабочие праздничные дни;
отпуска.
ТК РФ Статья 108. Перерывы для отдыха и питания
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
(в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 125-ФЗ)
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Таким образом, обеденный перерыв работник может использовать по своему усмотрению.
СпроситьЗдравствуйте!
В действующем законодательстве отсутствуют прямые нормы, положения которых разрешают работнику находится в обеденный перерыв вне пределов территории работодателя.
Но есть нормы, которые обязывают работника находится на своем рабочем месте в рабочее время, к которому обеденные перерыв не относится.
Для любого здравомыслящего человека будет очевиден вывод, что в обеденный перерыв работник имеет право находится где угодно (ст. 107 ТК РФ), а действия работодателя (приказы) по запрещению этого, будут входить в противоречие с законом.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ).
СпроситьЕсли работодатель запрещает перекуры как можно на это повлиять. В правилах внутреннего трудового распорядка об этом не прописано. И обязан ли работодатель предоставить место для курения если в коллективе имеются курящие?
Нет у работодателя такой обязанности. Работодатель обязан обеспечить работнику время на отдых и питание и соответствующие условия или в отсутствие таких условий - обеспечить выход работников для питания в иные помещения. Согласно ТК РФ:
Статья 108. Перерывы для отдыха и питанияСпроситьВ течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
ЗДравствуйте, нет, место для курения предоставлять не обязан и если время на перекуры не отведено, то курить можете только во внерабочее время (обед и после работы).
ТК РФ, Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени
Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 91 ТК РФ
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
ТК РФ, Статья 108. Перерывы для отдыха и питания
Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 108 ТК РФ
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
СпроситьДа обязан выделять место для курения и должны быть предусморотрены технологические перерывы, в противном случае ущемляются права работников, которые употребляют табачные изделия, которые не запрещены законом. В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ одним из видов времени отдыха признаются перерывы в процессе рабочего дня.
Как следует из статьи 109 Трудового кодекса РФ, отдельные виды работ подразумевают необходимость предоставления сотрудникам возможности отдохнуть в течение рабочего дня. Это обусловлено спецификой технологии, производства и условий работы. Конкретный перечень таких работ и порядок предоставления соответствующих перерывов закрепляются в правилах внутреннего распорядка.
Такими перерывами, к примеру, могут быть:
технологический перерыв на проветривание помещения ввиду концентрации в воздухе вредных веществ;
перерыв на уборку помещения по причине регулярного загрязнения отходами, образующимися в процессе производства или переработки;
перерыв на обновление информации из внешних источников, получаемой в режиме «онлайн», и т.п.
По мнению Роструда, технологические перерывы в рабочее время к этому (рабочему) времени и относятся (Письмо Роструда от 11 апреля 2012 года N ПГ/2181-6-1). Другими словами, такие перерывы не увеличивают продолжительность рабочего дня, а включаются в него.
СпроситьРаботодатель обязан
В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:
соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);
осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;
обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.
Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):
территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
территории и помещения, предназначенные для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
поезда дальнего следования, суда, находящиеся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
воздушные суда, все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе суда при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), места на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также станции метрополитенов, помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенные для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
помещения, предназначенные для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещения рынков, нестационарные торговые объекты (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
помещения социальных служб;
помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления;
рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях;
лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов;
детские площадки и границы территорий, занятых пляжами;
пассажирские платформы, используемые исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
автозаправочные станции.
Означает ли новый Закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?
Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:
в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.
Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: «Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?». Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.
Отметим, что в Законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много, и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и в случае, если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.
Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?
Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.
Пример 1. Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.
Работодатель имеет право
Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.
Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.
Варианты реализации положений Закона
Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового Закона.
Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение
Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании работодатель должен:
издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;
ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);
провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;
обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);
при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).
В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:
в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должны быть предусмотрены порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);
чтобы соблюсти баланс «кнута и пряника», при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.
В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?
Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники Закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю, и все еще на его территории (прилегающей к зданию территории), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.
Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако, даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить
Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:
испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);
после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;
издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;
ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;
применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно-распорядительными документами работодателя (а именно приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).
Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?
Анализ норм Закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного Закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива таким местом может оказаться, например, территория в 10 — 15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).
Ответственность
Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового Закона об ограничении курения:
дисциплинарная;
гражданско-правовая;
административная.
Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.
Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.
Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машиниста, проводника, капитана судна, пилота, стюардессы и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 руб., такая ответственность мало кого пугает.
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:
должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);
предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в разд. 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований Закона о запрете курения все же есть.
Учитывая «молодость» рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.
Нельзя не отметить, что сейчас наступило время «безответственности», как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).
Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.
Мы не рассматриваем санитарные или противопожарные нормы (ст. ст. 6.3 и 20.4 КоАП РФ).
КоАП РФ, Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)
7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000 — 3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 руб. или даже выше.
Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового Закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усиления санкций в сфере действия нового Закона о запрете курения.
Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.
Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место, оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.
Пока меры ответственности за нарушение нового Закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного Закона.
Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.
Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового Закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.
Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии. Статья 108. Перерывы для отдыха и питания
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
ТК РФ, Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени
Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 91 ТК РФ
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
СпроситьЕсли не указано в документах место курения, можете курить где угодно.
Поскольку не за что привлекать по ст. 192 ТК РФ.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Работодатель не обязан предоставлять место для курения - это не гигиена.
СпроситьДля начала нужно определиться с понятием перекуров. Если в прямом смысле, то запретить вообще курить работодатель не вправе.
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" запрещает курение табака в некоторых местах, в том числе, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях.
При этом п.2 ст.12 указанного Закона допускает курение табака на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
«Перекуры» как перерывы в течение рабочего дня для отдыха и питания (ст.ст.107, 108 ТК РФ), специальные оплачиваемые перерывы для отдельных категорий работников или работающих в особых условиях (ст.109 ТК РФ) должны предоставляться в соответствии с трудовым распорядком и определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Во время этих перерывов (перекуров) никто работнику запретить курить не вправе, кроме как существуют запреты по курению в некоторых местах.
Таким образом, прямой обязанности предоставить и организовать место для курения законодательство не устанавливает. Только по решению собственника или уполномоченного лица (как правило, работодателя).
Думаю, что вопрос о перерывах на курение, времени и месте курения и его оборудования нужно решать при заключении коллективного договора и принятии правил внутреннего трудового распорядка (ст.ст.189, 190 ТК РФ) и других локальных нормативных актов, которые и должны регулировать эти отношения.
Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст.189 ТК РФ).СпроситьПравила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст.190 ТК РФ).
И обязан ли работодатель предоставить место для курения если в коллективе имеются курящие?
Нет такого нормативного документа, в котором черным по белому было бы написано "На работодателе лежит обязанность для курящих работников предоставлять места для курения"
В части 2 ст 12 нижеуказанного федерального закона сказано, что на основании решения собственника, допускается курение в специально отведенных местах для курения. То есть не сформулирована обязанность собсственика (работодатель также является собственником) по предоставлению мест для курения
Согласно ст 108 ТК РФ работодатель обязан предоставить работникам время для отдывха и питания Тогда работник самостоятельно распоряжается этим временем, может его употребить и на курение, но только не на своем рабочем месте. Так как, согласно пункту 9 части 1 ст 12 Федерального закона №15-ФЗ курение запрещается на-9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
Курить можно только выйдя на улицу
Если же так называемые перекуры просходят в период рабочего времени, то подобные перекуры являются нарушением трудовой дисциплины поэтому работодатель вправе запрещать перекуры работников рабочее время Он за такие перекуры вправе привлечь работников к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины стст 192 и 193 ТК РФ
Согласно пункту 9 части 1 ст 12 Федерального закона №15-ФЗ курение запрещается на-9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
А ответ, который вы уже выбрали в качестве лучше, он юридически не аргументирован. Кроме фразы "Да обязан выделять место для курения ",которую вы хотели услышать в нем ничего нет Не надо смешивать технологические перерывы в работе с так называемыми перекурами Это абсолютно разные вещи Нет нормы в законодательстве что работодатель обязан в течение рабочего времени предоставлять курящим работникам время именно на перекуры
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
СпроситьЗдравствуйте. Курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями т.е только в определенных и/или оборудованных местах и только при условии, что он является собственником помещения и, соответственно, прилегающей территории.
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
СпроситьНикак и обязанности нет.
Начнем с того, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" курить запрещается:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях.
И только собственники зданий (повторяю, собственники, а не работодатель), в которых размещается ваше рабочее место вправе разрешить курение табака:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Удачи!
Спросить