Может ли лицей проводить обучение в промежуточной и второй сменах - дискуссия и рекомендации администрации школы

• г. Владимир

Может ли МБОУ имеющее статус «лицей» сделать промежуточную и вторую смену?

Администрация школы комментирует это как рекомендации Роспотребнадзора (разделение учащихся на несколько потоков),

Переполненностью школы и недостаточным количество педагогов, но при этом многие учителя-предметники имеют методический день…

Подскажите, пожалуйста как нам быть, ведь школу выбирали с обязательным условием обучения только в первую смену.

Ответы на вопрос (6):

Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

Также регламентированы:

• продолжительность перемен: по 10 минут обычные перемены, 20 минут – перемена для приема пищи и 40 минут – динамическая пауза для 1-х классов;

• количество видов учебной деятельности на учебном занятии: для начальной школы – 3-7, для остальных – 5-7 видов;

• продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии: для младших школьников – 5-7 минут, для остальных – 7-10 минут;

• общий недельный объем внеурочной деятельности – не более 10 часов;

• продолжительность выполнения домашних заданий: для 1-х классов – 1 час, для 2-3-х классов – 1,5 часа; 4-5-х классов – 2 часа, 6-8-х классов – 2,5 часа, 9-11-х классов – 3,5 часа.

Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20

Спросить
Пожаловаться

Одна вода, такие ответы можно найти в интернете, никакой конкретики по нашему вопросу.

Спросить
Пожаловаться

Оплачивайте углубленный анализ вашей ситуации с документами и будет вам конкретика.

Спросить
Пожаловаться

Конкретно: школа вправе перейти на обучение в две смены. Законом запрещено обучение только в три смены. В две не запрещено. Переходить на двухсменны режим обучения или нет - решает администрация школы.

Спросить
Пожаловаться

Чтобы получить конкретику, нужно задать вам вопросы. Вопросов много и мы не ясновидящие. А вы в режиме смс-сообщений рассчитываете получить полноценную консультацию?

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте. Занятия во вторую смену возможны только в общеобразовательной школе. Согласно Пункту 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В настоящий момент изменения этого пункта не коснулись и он не утратил свою силу. Нужно обращаться с этим вопросом в департамент образования.

Спросить
Пожаловаться

Могут ли дети 3, 4 класса два года подряд учиться во вторую смену? Школа носит статус лицея.

Скажите пожалуйста имеет ли директор школы ставить учеников начальных классов второой год подряд учиться во вторую смену. В прошлом году мой ребёнок был во втором класс во вторую смену, сейчас перешёл в третий класс опять ставят во вторую смену.

У меня дочь учится в 7 классе и занимается спортом (художественной гимнастикой). Этот год мы учимся со второй смены. Ребёнку предложили выступать в групповой программе, такой шанс бывает не часто, но если мы соглашаемся, то тогда мы будем пропускать школу три дня в неделю. Нам надо потерпеть только до конца этого года, на следующий год будет учиться уже с первой смены. И в другую школу переходить не хочет. Подскажите, что можно сделать в этой ситуации, возможно получить разрешение законно на не посещение трех дней в неделю.

У нас в районе была построена школа и должно было учиться примерно 550 человек. Сейчас уже количество детей увеличилось до 800 примерно. С прошлого года была введена вторая смена. В новом учебном году наши дети 3 класс будут ходить во вторую смену. Что мы можем сделать, чтоб наши дети учились в первую смену.

Школу закрывают на ремонт детей распределяют по разным школам во вторую смену у меня ребенок 8 класс уроков по 7 в день и суббота тоже учебная так гимназия скажите по сан. нормам до которого часа дети могут вечером учиться у нас получаеться с 15 до 20-21 часа плюс дорога домой дома как минимум в 21-30.имеет ли право принимающая нас муниципальная школа вторую смену начинать так позно обьясняя тем что у них часть детей ходить на внеурочную деятельность есть ли нормативы по времени до которого часа дети во вторую смену могут находиться в школе. Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение