Дискриминация на основе пола - сотрудник МВД обжалует увольнение по статье 65 ФЗ РФ N 342-ФЗ.
199₽ VIP
Приветствую Вас и уважаемые коллеги!
Кто знает, практика есть или сталкивался, а именно обжаловался ли в судах часть 2.1 статья 65 ФЗ РФ N 342-ФЗ 30 ноября 2011 года О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Говориться, что статья 65. Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.
2.1. Сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем), освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью (нахождение ее в командировке, лишение ее родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам). (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ).
Сотрудника МВД уволили по этой статье и ФЗ и считает, что его уволили не законно т.к., это дискриминация, пол право по уходу за больным ребенком для сотрудников полиции мужского пола, обусловленное отсутствием материнской заботы о своих детях, отсутствие разумной пропорциональности между законной целью поддержания оперативной эффективности полиции и различиями в обращении, отсутствие разумного и объективного обоснования. Нарушение родительских прав, любой родитель может находиться по уходу за больным ребенком.
Если обжаловался в судах данный ФЗ, то прошу Вас помочь найти, так как в интернете не могу найти, может я не там ищу.
Также, в каком суде можно обжаловать данный ФЗ.
В Конституционны Суд Рф нужно подавать запрос о проверке конституционности данной нормы федерального закона.
Спросить6 июля Европейский Суд по правам человека поставил точку в вопросе права мужчин-полицейских воспользоваться правом на отпуск по уходу за ребенком (см. Постановление по делу «Груба и другие против России», жалоба № 66180/09).
ЕСПЧ подчеркнул недопустимость половой дискриминации при предоставлении отпуска по уходу за ребенком
Суд также признал нарушением чрезмерное участие прокуроров в гражданском процессе, не обусловленным защитой интересов более слабой стороны
26 Июля 2021 Новости
Напомню, четверо сотрудников полиции обратились с жалобой в ЕСПЧ на нарушение властями в отношении них ст. 14 («Запрещение дискриминации») в совокупности со ст. 8 («Право на уважение частной и семейной жизни») Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция). Заявители указали, что были лишены возможности получить отпуск по уходу за ребенком на основании Положения о службе в органах внутренних дел РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (действовало до 1 января 2012 г.) – обстоятельства их дел связаны с периодом действия этого ведомственного нормативного акта.
При этом трое заявителей не только не получили право на отпуск и пособие по уходу за ребенком, но и были уволены ввиду регулярных прогулов, поскольку перестали выходить на службу, полагая свое право на заботу о собственном ребенке нарушенным (особо отмечу, что удовлетворению жалобы Европейским Судом во многом способствовало логичное и последовательное поведение заявителей).
Позиция национальных властей базировалась на ограничении, возложенном на сотрудников полиции при подписании служебного контракта, которое заявители приняли добровольно, полностью осознавая особую роль органов внутренних дел в деле охраны правопорядка. В отзыве на жалобу государство-ответчик подчеркивало, что должность сотрудника полиции требует от служащего оперативности и эффективности, а возможность получения мужчинами права на отпуск по уходу за ребенком может напрямую подорвать работоспособность ведомства, особенно в чрезвычайных ситуациях.
Оценивая обстоятельства дела и доводы жалобы, ЕСПЧ в очередной раз подтвердил необходимость поиска разумного баланса между восприятием роли мужчины исключительно как кормильца семьи и его возможностью заботиться о своем ребенке. Если в России создан механизм получения отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой соответствующих пособий, данный механизм не должен иметь признаков дискриминации, подчеркнул Европейский Суд.
В делах подобного рода ЕСПЧ всегда в первую очередь оценивает, наблюдается ли неравенство с позиции ст. 14 Конвенции (при прочих равных условиях), его причину и – уже впоследствии – допустимость дискриминационных ограничений в демократическом обществе в конкретных обстоятельствах.
Интересно, что во всех последних постановлениях Европейский Cуд оценивал также доказанность обстоятельств, на которые ссылалась каждая сторона, по сути, указывая на ошибки и «провалы» в позиции как заявителей жалобы, так и государства-ответчика. Один из таких промахов, который будет рассмотрен далее, был допущен государством-ответчиком.
Позиция ЕСПЧ по данному делу строилась в первую очередь на наличии в обществе гендерных стереотипов, из-за которых женщина воспринимается как основной опекун малолетних детей, а мужчина – как основной кормилец-добытчик. Но даже сложившиеся и устоявшиеся на сегодняшний день ролевые позиции, полагаю, не могут являться основанием для дискриминации по принципу пола.
Для российских сотрудниц правоохранительных органов право уйти в отпуск по уходу за ребенком – безоговорочное. Для мужчин, в свою очередь, установлены весомые жесткие ограничения: воспользоваться правом на отпуск по уходу за ребенком они могут только в случае невозможности опеки ребенка его матерью вследствие тяжелого состояния здоровья либо отсутствия матери.
Важно отметить, что ЕСПЧ допускает такое ограничение прав мужчин, но только в случае, если реализация данного права может навредить важным общественным интересам.
На данном этапе самым разумным со стороны госорганов, на мой взгляд, было бы представить доказательства необходимости ограничения мужчин в таком праве, а именно: конкретные показатели (сколько мужчин, работающих в правоохранительных структурах, сейчас желает уйти в отпуск по уходу за ребенком), какова потребность у мужчин-силовиков воспользоваться правом на отпуск по уходу за ребенком в прогнозируемом будущем (с учетом сокращающегося числа женщин, желающих уйти в декрет), какие должности они занимают, насколько сократится штат действующих сотрудников – в подтверждение, что эффективность полиции по части поддержания общественного порядка и задержания правонарушителей снизится. Однако этого фактически сделано не было.
Если проанализировать Положение № 4202-1, то право на отпуск по уходу за ребенком зависит исключительно от пола сотрудников полиции, а не от их должности в полиции, наличия замены или любых других обстоятельств, связанных с оперативной эффективностью правоохранительного органа. Тем более что ограничений на занятие конкретных должностей по части половой принадлежности данным документом изначально предусмотрено не было. Это означает, что если бы аналогичную должность в органах полиции занимала женщина, она без проблем ушла бы в декретный отпуск.
Итак, в обсуждаемом деле ЕСПЧ признал факт дискриминации по признаку пола и, как следствие, – нарушение ст. 14 Конвенции.
Немаловажный аргумент государства-ответчика заключался в том, что сотрудники полиции при приеме на работу подписывают служебный контракт, предусматривающий подобные ограничения. Следовательно, при трудоустройстве указанные лица четко понимали правила, а впоследствии решили от них отойти.
В соответствии с нормами ст. 9 ТК РФ, если трудовой договор содержит положения, ущемляющие права работника либо противоречащие Кодексу, такие положения априори признаются недействительными и не подлежат применению.
В деле «Груба и другие против России» ЕСПЧ применил довольно широкую трактовку положений ст. 14 и 8 Конвенции, оценивая данное обстоятельство. Несмотря на то, что с позиции норм российского законодательства действия властей были законны, с точки зрения конвенционных гарантий, «ввиду фундаментальной важности запрещения дискриминации по признаку пола, отказ от права не подвергаться дискриминации по таким признакам не может быть принят, поскольку это противоречило бы важным общественным интересам».
Аналогично и с документальным обоснованием: Европейский Суд более широко, нежели российское суды, истолковал документы, представленные в подтверждение того, что матери детей заявителей не имеют возможности ухаживать за малышами по состоянию здоровья. Так, супруга заявителя Михайлова не была признана инвалидом: ее справки однозначно не свидетельствовали, что уход за ребенком с ее стороны «совершенно невозможен», поскольку она не находилась в больнице и не потеряла трудоспособность. Для ЕСПЧ это стало еще одним свидетельством жесткой позиции государства-ответчика в части ограничения прав мужчин-полицейских на отпуск по уходу за ребенком.
Напомню, что трое из четырех заявителей жалобы были уволены со службы за систематические прогулы. Обжалование факта увольнения (помимо отказа в предоставлении отпуска) также ни к чему не привело. Однако ЕСПЧ отказался рассматривать этот вопрос с точки зрения компенсационных гарантий, предлагая перейти в плоскость скрупулезного рассмотрения данного аспекта дела на уровне национальных судов. Предположу, что названные дела будут вновь открыты по инициативе заявителей для рассмотрения по новым обстоятельствам.
Глобальные изменения в действующем законодательстве РФ в связи с позицией Европейского Суда, полагаю, вряд ли произойдут, поскольку для соблюдения гарантий запрета дискриминации по принципу пола, на мой взгляд, достаточно внесения дополнений в ведомственные нормативные акты, в том числе в части дифференцированного подхода к списку должностей, получение отпуска по уходу за ребенком на которых невозможно в силу необходимости поддержания эффективности и оперативности работы правоохранительных органов.
СпроситьВам следует обратиться в КС РФ -
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
и
Статья 37. Общие требования к обращению
КС РФ может установить противоречие норм ФЗ Конституции РФ с соответствующими выводами - Ваше дело будет пересмотрено, норма изменена.
СпроситьЗдравствуйте!
Сотрудника МВД уволили по этой статье
То есть сотрудник ушел в отпуск по уходу за ребенком, а его уволили, потому что у него есть жена, которая может осуществлять уход за ребенком?
Нужно больше подробностей. Почему мать ребенка не осуществляла уход?
Если сотрудника уволили, обжаловался ли в суде приказ об увольнении? Если обжаловался - сколько было жалоб (апелляционная, кассационная, надзорная)?
СпроситьЗдравствуйте Вадим Владимирович
Вы вправе обжаловать приказ об увольнении, не саму статью (только вы не указали в вопросе основание к увольнению (причину п. статьи) , а искать шило в мешке не возможно) . При этом требуется куча времени, чтобы найти практику именно такую, чтобы подпадала под ваш случай. (наймите юриста индивидуально)
Как указано в п. 2.1 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (с изменениями на 30 апреля 2021 года) Сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем), освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью (нахождение ее в командировке, лишение ее родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам).
В вашем случае Вы не найдете судебный акт Конституционного Суда РФ о признании не конституционного положения данного пункта статьи закона
Если касаемо обжалования решения органа о не законном увольнении в силу не применения ст. 65 п. 2.1 в той мере в которой мог применить, то возможно обжаловатьСпроситьТо есть имеет значение для оспаривание увольнения - основание увольнения и
разъяснения, содержащиеся в подпункте "д" пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"
