Остановлен за ношение медицинской маски неправильно - может ли работодатель лишить премии?
Меня остановил сотрудник неведомсвеной охраны предприятия и составил акт за ношение медицинской маски не надлежащим образом имеет ли право работодатель лишить меня премии.
Проблема в том, что выплата премии - это право работодателя, а не его обязанность.
С уважением.
СпроситьЗдравствуйте!
Не может лишать премии
Это не относится к вашим трудовым обязанностям
-------------
И потом- охранник не уполномочен следить за масками, это не его дело
Пишите жалобу в прокуратуру.
СпроситьНарушение трудовой дисциплины, выражающейся в неисполнении обязательных правил поведения является основанием для депремирования.
СпроситьРуслан, вероятно и скорей всего это бесполезно... Я имею ввиду бомбить юристов с этим вопросом о справедливости и законности введенных мер с масками и перчатками.. Им нужно самостоятельно прийти и додумать то, что творится безумие и жутчайшая несправедливость и обьединяться с народом и выводить ВС на чистую воду... там все напихано деньгами и коррумпировано. То, что необходимо обьединение и совместная работа сообща это факт и от юристов (если бы было больше тех, кого это волнует) и от врачей очень многое зависит!
СпроситьВам, как юристу, должно быть лучше меня известно, что ношение маски не является нарушением трудовой дисциплины. Или что, именно, работник нарушает, не одевая маску? Трудовой договор? Трудовой кодекс?
СпроситьВероятно, нарушает приказ или распоряжение организации. То есть локальный нормативный акт. За то и лишение премии или её снижение.
СпроситьЕсли обязанность носить маски установлена локальным нормативным актом работодателя и работник был ознакомлен с этим приказом под роспись, то работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение данной обязанности с учетом процедур и принципов привлечения к такой ответственности.
Изучите.
Вопрос: Как работодателю оформить обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавируса? Правомерно ли привлечь к дисциплинарной ответственности за несоблюдение данных требований?
Предусмотрена ли административная ответственность для работодателя и (или) работников, если они не носили маски и перчатки, которыми были обеспечены?
Ответ: Обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавирусной инфекции может быть установлена приказом или внутренними локальными актами организации (правилами внутреннего трудового распорядка). При оформлении обязанности работников носить маски и перчатки работодателю следует указать основание выдачи масок и перчаток, необходимое количество масок (перчаток), ответственных лиц за выдачу масок и перчаток, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и перчаток.
По нашему мнению, данную обязанность работодатель вправе закрепить и после того, как она будет отменена на основании регионального нормативно-правового акта, соблюдая при этом критерии разумности и обоснованности.
Привлечение работника к дисциплинарной ответственности будет правомерно только в том случае, если соответствующая обязанность закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором и работник ознакомлен с ней под подпись.
За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения работодатель и (или) работник могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Обоснование: С 12 мая 2020 г. единый период нерабочих дней, связанных с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, завершился. Согласно Указу Президента РФ от 11.05.2020 N 316 регионы исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции на территории субъекта РФ обязаны определить территории, где могут продлить действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Большинство регионов продлили режим самоизоляции и определили дополнительные условия, которые необходимо соблюдать при работе в этот период.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Руководителями организаций и предприятий должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятиях торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями должно обеспечиваться выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ (п. п. 9.8, 9.9 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 N 63).
Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Для профилактики коронавируса на рабочих местах, а также организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 Роспотребнадзор подготовил для работодателей ряд рекомендаций, приведенных в Письмах от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15, от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27, от 03.03.2020 N 02/3401-2020-27.
В рекомендациях приводится перечень профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников организаций. В частности, работодателю рекомендуется обеспечить работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток, а также обеспечить контроль за использованием указанных средств (п. 4.10 Приложения к Письму Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24).
Следует отметить, что Роструд указал, что защитные маски не относятся к категории средств индивидуальной защиты. В законодательстве нет установленной нормы выдачи. Выдача защитных масок работникам в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ является инициативой работодателя и не является обязательной процедурой (Приложение к Письму Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5).
При этом отдельные работодатели обязаны обеспечить:
- марлевыми повязками работников аптек в периоды распространения острых респираторных заболеваний (п. 6.4.2 Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) (утв. Приказом Минздрава России от 21.10.1997 N 309));
- респираторами медицинский персонал, оказывающий помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, и водителей специализированного медицинского автотранспорта (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 25.01.2020 N 02/847-2020-27, также см. Приложение к Письму Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6509-2020-32);
- масками и респираторами персонал транспортно-пересадочных узлов и любых общественных транспортных средств (пп. 1.3 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9);
- масками и респираторами работников мест с массовым пребыванием людей (пп. 1.3 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 9).
Определенные требования могут быть установлены на региональном уровне. Например, в соответствии с п. 2.2.1 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ предусмотрено использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц. Ограничения, установленные данным Указом, действуют в части, не противоречащей Указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ, в котором про отмену ношения масок на рабочих местах не говорится.
Обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавируса работодатель вправе установить приказом или внутренними локальными актами организации (правилами внутреннего трудового распорядка) (ст. ст. 8, 22 ТК РФ). Указанная обязанность направлена на снижение рисков распространения инфекции на рабочих местах, соответственно, не будет ухудшать положение работников (ст. 8 ТК РФ).
При оформлении обязанности работников носить маски и перчатки работодателю следует указать основание выдачи масок и перчаток, необходимое количество масок (перчаток), ответственных лиц за выдачу масок и перчаток, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и перчаток. С данным документом необходимо ознакомить работников под подпись (ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Кроме того, работодатель дополнительно может подготовить памятки и инструкции по профилактическим действиям работников во время эпидемии.
Следует иметь в виду, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях либо ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, в случае если указанные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека.
Правительство Российской Федерации включило коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Ношение медицинской маски и перчаток является одной из профилактических мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции. При несоблюдении указанной профилактической меры работодатель и (или) работник могут быть привлечены к административной ответственности по вышеуказанной статье.
Вопрос об установлении обязанности работников носить маски и перчатки на работе по инициативе работодателя в целях профилактики даже после отмены региональных требований законодательством в настоящее время не урегулирован. Законодательство о труде прямо не предусматривает возможность установления работодателем определенных правил профилактики вирусных заболеваний, а именно обязанности работников по ношению масок и перчаток, но и не запрещает. И если указанная обязанность будет закреплена в правилах внутреннего трудового распорядка, то работник обязан ее соблюдать (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). В свою очередь, работодатель вправе требовать от работников соблюдения дисциплины труда (ст. 22 ТК РФ). Рекомендуем работодателю при установлении такой обязанности учесть обоснованность своих требований и применить общий критерий разумности.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ). Наказывая работника за неношение маски и перчаток на рабочем месте, работодатель обязан соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный ст. 193 ТК РФ.
При этом привлечение работника к дисциплинарной ответственности будет обоснованным только в том случае, если соответствующая обязанность закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором и работник ознакомлен с ней под подпись (Письмо Роструда от 20.11.2015 N 2628-6-1).
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
11.06.2020
{Вопрос: Как работодателю оформить обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавируса? Правомерно ли привлечь к дисциплинарной ответственности за несоблюдение данных требований? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2020) {КонсультантПлюс}}
СпроситьТ. е. неисполнение устного требования непосредственного начальника носить маску не может являться причиной и основанием для лешения или сокращения премии? А работодатель может, ненарушив закон, обязывать носить работника маску?
СпроситьНеисполнение любого, в том числе устного, требования непосредственного начальника, относящегося к Вашим трудовым обязанностям (не только касаемо масок), может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 193 ТК.
И Вы сильно уверены, что, предъявляя Вам требование о ношении маски на рабочем месте в период действия противоэпидемических ограничений, работодатель нарушает закон?
СпроситьТ. е. верховный суд решил, что биология и физика, а так же медицина, являются лженауками и маски являются средством противовирусной защиты, а не провоцирующим обострение инфекционных и аллергических заболеваний?
СпроситьВаше мнение не имеет значения и никому не интересно (Вы обычный обыватель, а не учёный и не юрист и можете только высказывать свое субъективное мнение по этому вопросу, конкретными результатами исследований Вы не обладаете), поскольку государство в лице ВС РФ выразило свою правовую позицию относительно необходимости использования масок и иных СИЗ в настоящее время.
СпроситьЯ не ученый и не юрист. Но моя "субьективная", как Вы назвали, позиция основана на образовании, которое мне дало государство (Правда, не это госудаоство!) и которое, в свою очередь, основано на достижениях ни одного и ни двух ученых, а целого человечества, как вида. Так что, на лицо противоречие между государственным образованием и, как Вы выразились государственной позицией, выраженной в решении ВС РФ!
СпроситьВы можете стать правозащитником и броситься на амбразуру, если у вас много свободного времени.
Если вы думаете, что это кому-то нравится, то ошибаетесь. Но может стоит проявить терпение?
Увы, не все от наших с вами мнений зависит.
СпроситьВы можете рассуждать по данному поводу сколько угодно, однако данное обстоятельство не меняет отношения государства к вопросу необходимости использования гражданами масок и СИЗ.
Обращайтесь в суд, он поставит точки над "И".
СпроситьЧто каксается правовой оценке, как раз, у вас в статусе указанно: юрист. И становится не понятным Ваше к этому, как юриста, отношение.
СпроситьВы можете рассуждать по данному поводу сколько угодно, однако данное обстоятельство не меняет отношения государства к вопросу необходимости использования гражданами масок и СИЗ.
Обращайтесь в суд, он поставит точки над "И".
СпроситьЭто медицинский вопрос. Вы же зачем-то устроили полемику с юристами. Уже с юридической стороны всё подтверждено по поводу законности. Так что обращайтесь к врачам.
СпроситьЭто не полемика и не рассуждения, а я обратился за профессиональным мнением!.. а в ответ получил необьяснимое безупречное соглашетельство даже в вопросах, специалистами в которых вы являетесь, казалось бы, которые больше моего должны вас волновать, больше, кого бы то ни было!.. Ан нет!..
СпроситьА Почему нас больше должно это волновать? По вашему юрист это затычка в каждой бочке? К сожалению политика государства такова. Мы же не занимаемся политикой. Юрист такой же человек и вы. Есть у вас время, оспаривайте нормы, которые считаете нужным оспаривать.
Спроситья обратился за профессиональным мнением!..
Вы это профессиональное мнение получили! Просто оно Вас не устраивает, и Вы хотите услышать что-то другое. Это весьма характерно для многих вопрошающих на этом форуме (не только по вопросам ковид-ограничений).
Но реальность такова. Распространенное в интернете мнение, что "противоэпидемические ограничения не законны", "никто не вправе требовать надеть маску", "штрафы легко отменяются в суде" не соответствует действительности!
Указанные ограничения и требования, вводимые Роспотребнадзором, местными и региональными властями и даже локальными нормативными актами на предприятиях вполне законны и обязательны к исполнению.
Лица, уклоняющиеся от их исполнения, законно могут быть подвергнуты различным санкциям и мерам принуждения.
Подчеркиваю, что я говорю сейчас исключительно о юридическом аспекте проблемы, не касаясь дискуссии, насколько все эти меры оправданы и целесообразны с эпидемиологической точки зрения.
СпроситьВы правы, мнение меня не устроило. Но не устиоило по причине своей не состоятельности и необоснованности. Оно противоречиво! Что, даже в моем обывательском представлении, в юриспруденции недопустимо. А тут ВС РФ!.. И все довольны.. Юристы довольны!.. А следующее решение ВС РФ будет прыгать с 9-го этажа, в целях увиличения продолжительности жизни? Пойдете прыгать?!
СпроситьТак это как раз вы похожи на того, кто пойдет прыгать с 9-го этажа, если об этом напишут в интернете. Мы руководствуемся логикой и законами. А для вас: "об этом написала в интернете, пойду и я так сделаю".
СпроситьУважаемый диванный критик, если Вы уверены в своей правоте и разбираетесь в указанном вопросе лучше чем юристы, ВС РФ иные компетентные органы, то идите в суд и отстаивайте там свою позицию в рамках правового поля, если одержите в судебных баталиях победу, то тогда у Вас появится моральное право "бросить камень в огород" юристов. А до этого момента прошу воздержаться от подобных комментариев в адрес юристов.
СпроситьНеправомерно, должны другие меры воздействия, если на то пошло.
Да и такое закрепление в "Положении о премировании" противоречило бы правм человека и гражданина.
СпроситьАнастасия, это неправомерно, так как лишение заработка и премии законом запрещено за любые дисциплинарные нарушения!
Закон дает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
ТК РФ Статья 192. Дисциплинарные взыскания
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
СпроситьЕсли у Вас в организации введен масочный режим соответствующим приказом, то за его нарушение Вас могут привлечь к дисциплинарной ответственности, что может служить основанием для снижения премии согласно Положения о премировании.
Условиями премирования, установленными в соответствующих локальных нормативных актах, коллективном договоре или трудовом договоре, может предусматриваться уменьшение премии или отсутствие ее выплаты при наличии дисциплинарного взыскания.
СпроситьНет, незаконно, работодатель не вправе штрафовать работников.
Обращайтесь в ГИТ с жалобой.
- см. ст. 192 и 352 ТК РФ.
СпроситьМожет ли директор завода лишить премии за неправильное ношение маски (т.е. маска была одета но находилась на шее)? Пришла охрана труда, записали фамилию. Через некоторое время пришел начальник цеха и сказал что будет распоряжение о лишении меня и мастера на 20 и 5%% соответственно. Нормативный акт о ношении маски на заводе есть.
Условия премирования и депремирования устанавливаются локальным нормативным актом организации. У Вас в любом случае работодатель обязан взять пояснения. Приказ о лишении премии Вы можете обжаловать в суд.
СпроситьДа, имеет на это право, поскольку Вы нарушили дисциплину труда. Маска должна была находиться не на шее, а на лице и закрывать рот и нос.
СпроситьЗдравствуйте. При наличии локального акта о ношении маски, факт нарушения вами правил должны зафиксировать актом, взять у вас объяснительную, только после этого при наличии соразмерности наказания лишить премии по приказу. Сам локальный акт необходимо конечно изучить и Положение о премировании. С актом вы вправе не согласиться. А снятие маски в данный конкретный момент мотивировать временным ухудшением состояния здоровья.
СпроситьА есть нормативный акт о том, что за отсутствие маски и неправильное ее ношение налагается дисциплинарное взыскание? Что гласит этот Акт?
СпроситьНа работе выдают маску в связи с короновирусом на 12 часов, заставляют носить если снял лишают премии законно ли это?
Уважаемая Галина! Во-первых, в вашей организации должно быть положение об оплате труда, где устанавливается за какие нарушения работника лишают премии; во-вторых, факт нарушения должен быть зафиксирован; в-третьих, по организации должен быть издан соответствующий приказ о карантинных мерах, с которым каждого работника должны ознакомить под роспись.
Если ничего этого не сделано, то это явное нарушение со стороны руководства и премии лишают незаконно. В таком случае можете обратиться в трудовую инспекцию с жалобой (устно или письменно).
Спросить1. Надо разобраться на основании, какого нормативного акта работодатель установил требование обязательное ношение медицинской маски, возможно, руководство субъекта Федерации издало приказ, где это является обязанностью;
2. Надо изучить ЛНА работодателя о выплате зп и\или премии, какие условия для лишения или снижения премии.
Хотя, я могу предложить, что таким условием может быть, не соблюдение требований или рекомендаций проверяющих инстанций, или создание угрозы жизни и здоровью коллегам, тогда лишение премии будет законным.
С другой стороны специалисты Роструда отмечают, что наказанием сотрудника, не соблюдающего масочный режим, не может выступить лишение премии, т. к. ТК РФ предусматривает только 3 вида дисциплинарных взысканий:
замечание,
выговор,
увольнение по соответствующему основанию.
Поэтому, однозначного ответа в вашей ситуации нет.
СпроситьУважаемая Юлия Николаевна!
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Лишение премии мерой дисциплинарного взыскания не является.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и(или) в судебном порядке.
СпроситьУважаемая Юлия Николаевна !
Сообщите более подробно информацию и основание расторжения трудового договора, если это уже произошло.
Удачи Вам.
СпроситьСм.
Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2020 г. “О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования”
Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования.
В связи с поступающими в Роспотребнадзор запросами торговых организаций относительно правомерности/неправомерности отказа в обслуживании гражданам, посещающим торговые предприятия без масок в условиях их обязательного использования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на нижеследующее.
В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты "барьерного" типа.
Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпидемиологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).
Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.
Соответственно в том случае, когда введен так называемый "масочный режим", любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
СПРАВОЧНО: В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Обзор документа
Если на той или иной территории введен "масочный режим" в связи с распространением коронавируса, то любое появление гражданина в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия). Создается угроза жизни и здоровью не только самого гражданина, но и других людей.
В таких условиях запрет субъектов торговой деятельности на посещение гражданами магазинов без масок не нарушает права потребителей.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2020 г. “О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования”
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Полная версия сайта.
Спросить