Как провести собрание членов Правления ТСЖ для выбора нового Председателя и регистрации его полномочий?
У нас ситуация такая. Мы провели общее собрание собственников МКД, документы и протокол сдали в ГЖИ. На собрании был избран новый состав членов Правления и прекращение полномочий действующего Председателя. При обращении к Председателю за учредительными документам ТСЖ, так как она хочет оспорить наше собрание и протокол и ничего нам не передаст. Что нам делать? Нужно проводить собрание членов Правления по избранию нового Председателя ТСЖ и его регистрацию.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/09/30x30/2ccff50e7f83ee0b1c88d3dde401f640.png)
Здравствуйте Ирина!
Отзовите ее подпись в ФНС и в банке
Кроме того любой собственник имеет право знакомиться с документами.
При отказе обращайтесь в ГЖИ, так как в действиях б.председателя усматривается ряд нарушений Жилищного кодекса РФ.
СпроситьВ ТСЖ есть председатель, но отсутствует правление. Председателя просто выбрали на общем собрании. Вопрос - насколько это корректно с точки зрения ЖК? Может ли нормально функционировать ТСЖ без правления, с одним только председателем?
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/30/30x30/96ad73eaad0b5822b5112f3d3985bdae.jpg)
Здравствуйте!
ЖК РФ обязывает правление товарищества вести бухгалтерию. По закону выполнение данных трудовых функций руководитель возлагает на главного бухгалтера или заключает от его имени договор на оказание услуг такого рода со специалистом сторонней фирмы (ст.7 ФЗ N 402 от 6 декабря 2011 года). Следовательно, создание ТСЖ подразумевает наличие в составе: председателя правления; его заместителя; финансиста; делопроизводителя (либо лица, совмещающего обе последних должности). Количество членов не регламентируется законодательством и определяется исходя из потребностей по обслуживанию объекта недвижимости или прочими условиями, отраженными в Уставе. В любом случае число руководителей товарищества должно быть нечётным для принятия решений большинством голосов (п.6 ст.147 ЖК РФ).
Более подробно вы сможете ознакомиться на этом сайте
Источник: Подробнее ➤ СВОЁ © интернет-журнал для собственников.
СпроситьСпасибо за ответ, но сам по себе председатель правления, согласно ЖК подразумевается, что избирается из числа членов правления. Да и сама фраза "председатель правления" подразумевает правление.
По факту, есть председатель, есть бухгалтер, сторож, уборщица, электрик - по трудовым договорам все. Правления нет. все собрания ведет председатель лично.
СпроситьЗдравствуйте! Посмотрите 147 статью ЖК РФ. Правление обязательно должно быть, именно Правление избирает председателя. Также посмотрите устав Вашего ТСЖ, скорее всего, там прописано так же.
Рекомендую Вам созвать общее собрание и провести процедуру выбора правления, а сразу после этого - заседание правления с целью выбора председателя. Не забудьте подать данные в ЕГРЮЛ.
Несоблюдение этого порядка чревато тем, что решения, принятые председателем, или сделки, которые он заключит, можно признать недействительными, так как председатель не имел полномочий.
Спросить
Выбор неквалифицированного председателя собрания собственников МКД - возможно ли оспорить решение?
В протоколе собрания собственников МКД инициатором а также председателем собрания и членом совета дома выбран не собственник помещения (есть просто регистрация), доверенности нет. Можно ли оспорить это решение? Спасибо!
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
Можно оспорить общее собрание собственников дома. Так как председателем собрания и членом Совета дома может быть только собственник жилого помещения, ст.44,46,48 ЖК РФ.Одной лишь регистрации в доме недостаточно.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
ЖК РФ Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202010/07/30x30/e886ba7a806ebd474dbb5eb062501899.jpg)
Вряд ли Вы сможете обжаловать решение именно только на том основании, что инициатором собрания был неполномочный председатель. Согласно ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Согласно ч. 1 статьи 161.1. ЖК РФ, в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
В приведенной норме четко указано на то, что совет МКД избирается строго из числа собственников помещений дома. При этом, отметим, что в совет дома может быть избран не только собственник жилого помещения (квартиры, комнаты), но собственник нежилого помещения.
Поэтому решение МКД можно оспорить.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202306/30/30x30/890b60aff690a3d4e3ea3e7cf66f5d47.jpg)
ДА ОСПОРИТЬ СМОЖЕТЕ т.к не собственник председателем собрания и членом совета дома не может быть выбран
Если это уже произошло, то это является нарушением, но ответственности за это не предусмотрено. Ст 44,46 ЖК РФ
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202406/03/30x30/de398560efa3af2e2af3d72a719efe20.jpg)
Конечно, но только по основаниям, предусмотренным законом. .Это предусмотрено п.6 ст.46 ЖК РФ: "Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику". Как видите. Законом предусмотрен довольно узкий круг оснований для обжалования.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202402/14/30x30/f9c6f7f432663712745f877f1b745dec.jpg)
Да, можно оспорить это решение. Так согласно статье 161.1. "Совет многоквартирного дома" Жилищного кодекса РФ п. 1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется. Таким образом, в совет МКД может быть избран только собственник, также не собственник не имеет право принимать участие в организации общего собрания и тем более председательствовать на нем.
СпроситьУ нас ЖСК. Срок председателя истек. Есть кандидатуры другие. В уставе сказано, что
"Правление открытым голосованием избирает Председателя правления на срок 2 года. Для принятия решения по данному вопросу требуется больше половины голосов членов Правления."
У нас собралось правление и проголосовали за продление полномочий старого председателя ещё на месяц. Потом начался карантин и официальных собраний запрещено было делать и старый председатель продолжал выполнять свои обязанности, хотя срок полномочий, установленный правлением как бы истёк. Но старый председатель на том заседании членов правлении был против продления полномочий и заявил что если вы не переизбираете нового председателя, то другая трактовка в пользу старого председателя - это фактически голосование за переизбрание старого председателя. Потому что в уставе только два решения или новый или оставить старого. Так как нового не избрали, то остаётся старый. Скажите пожалуйста как вообще трактовать это действие? Заранее благодарен за ответ.
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Вообще пока данные о том, что он не председатель не внесены в реестр он и будет числиться председателем.
Но против его воли вы его заставлять работать в любом случае не можете.
Поэтому надо избирать нового.
Ст.149 ЖК РФ.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/26/30x30/4f450d4fdd978b123d7481a1e6300ddf.jpg)
1. ФЗ-217 устанавливает максимальный срок, на который избирается любой орган Товарищества, в т.ч. Председатель, - 5 лет.
2. ТАКЖЕ установлено общее требование о том, что внеочередного общее собрание должно быть проведено по требование членов Товарищества в количестве более, чем 1/5 членов Товарищества.
3. Внеочередное собрание проводится по требованию: правления;
В таком требовании надо обязательно указать список вопросов, которые планируется вынести на голосование, а также можно написать предлагаемые решения по каждому из них.
Правление не позднее 30 дней со дня получения требования, обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания.
В случае нарушения правлением срока и порядка проведения внеочередного собрания, ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления, инициирующие собрание, могут провести его самостоятельно.
- Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202309/25/30x30/4ca7dafb5f12d3f1a05828912caa7c33.jpg)
Здравствуйте, Александр!
если вы не переизбираете нового председателя, то другая трактовка в пользу старого председателя - это фактически голосование за переизбрание старого председателя
Это не так!
Несмотря на то, что срок полномочий старого председателя закончился, он будет числиться до тех пор, пока вы не выберете нового, так как необходимо вносить документальные изменения.
Проводите внеочередное собрание и избирайте нового председателя. Тем более, что есть кандидатуры.
Ст. 45 ЖК РФ,
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Успехов Вам!
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
Здравствуйте, Александр! Согласно ст.149 Жилищного кодекса РФ (Председатель правления товарищества собственников жилья) председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В данном случае срок, установленный уставом товарищества, истек. И продолжать свои полномочия председатель не вправе. И хотя формально в реестре о числится председателем, работать при этом дальше в этом статус не желает, тем более нет соответствующей лигитимизации его полномочий согласно действующему уставу и решениями Правления. Вам стоит избрать нового председателя.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202305/02/30x30/6be28b473a32056c9032eaa588f4d0ca.jpg)
Александр, здравствуйте!
На основании устоявшейся судебной практики, при прекращении полномочий руководителя вновь избранный руководитель приобретает полномочия единоличного исполнительного органа с момента его избрания. При этом, юридическим фактом, влекущим прекращение полномочий председателя правления, является соответствующее решение уполномоченного органа управления товарищества (п. 2 ст. 145, п. 1 ст. 149 ЖК РФ).
Полномочия прежнего руководителя прекращаются в связи с принятием решения об избрании нового руководителя и прежний руководитель уже не вправе выступать от имени юридического лица в отношениях с третьими лицами.
На основании изложенного:
Необходимо провести внеочередное собрание и избрать нового председателя правления, согласно ст.45 ЖК РФ.
Удачи Вам в решении вопроса!
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202102/08/30x30/7a5d94740e7971a09afa845b461ea8e6.jpg)
Здравствуйте, Александр, интересующий Вас вопрос регламентирует Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О жилищных накопительных кооперативах", согласно его положениям каков порядок избрания председателя установлен уставом так и должно происходить избрание председателя, Статья 42. Правление кооператива
1. Правление кооператива осуществляет руководство деятельностью кооператива в периоды между общими собраниями членов кооператива. Количественный состав правления кооператива определяется уставом кооператива или решением общего собрания членов кооператива, но не может быть менее трех человек. Лица, избранные в состав правления кооператива, могут переизбираться неограниченное число раз, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Члены правления кооператива избирают из своего состава председателя правления кооператива, если иной порядок избрания председателя правления кооператива не предусмотрен уставом кооператива.Поскольку в условиях самоизоляции нельзя проводить собрание, можно провести заочное голосование и избрать председателя.Спросить
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202311/10/30x30/b09de2882525583da88b8e3920e8c06c.jpg)
Здравствуйте Александр!
Согласно ст.118 Конституции РФ, - правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Суд из практики подобных дел и категории, - трактует ваш вопрос так: просит выписку из ЕГРЮЛ (свежую из ФНС) и смотрит в нее, кто там записан последним в председателях (руководитель) тот значит и председатель. Так что, пока вы не внесете изменения в ЕГРЮЛ, числиться будет председателем, кто в выписке ЕГРЮЛ. Это нужно для других юрлиц, которые работают с вами и отождествляют руководителя вашего ЖСК, в том числе ФНС, ПФР, ФСС, ФОМС, ресурсники и т.п. имеется преюдиция в вопросе вашем.
Вам нужно провести собрание ст.45 ЖК РФ и избрать председателя и внести изменения в ЕГРЮЛ.
Всего доброго решить вам ваш вопрос!
Ответ полезен?
СпроситьВ соответствии с протоколом голосования собственников МКД, срок полномочий председателя МКД истек в 2015 г. Новых голосований по выбору председателя МКД в доме не проводилось. В протоколе о пролонгации срока полномочий председателя МКД ни чего не указывается. Управляющая компания и Мосжилинспекция сново назначили этого председателя МКД опять на новый срок в настоящее время. Законны ли действия УК и ЖИ?
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Не законно. Т.к. есть протокол собрания, проведенного в установленном порядке. Оно обязательно для всех (ст. 44-46 ЖК РФ). Поскольку никем не было оспорено. А решений о назначении другого председателя не принималось.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
Незаконны. УК не может решать за собственников. Согласно ст.44-46 Жилищного кодекса РФ именно собственники решением общего собрания решают этот вопрос о выборе председателя. Если в нарушение закона назначили старого председателя, срок полномочий которого истек, то это можно оспорить в суде (ст.131-132 ГПК РФ).
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252561.jpg)
Если есть протокол собрания о продлении полномочий, то всё законно, если решения общего собрания о продлении полномочий нет, то незаконно (44 ЖК РФ). Жалоба в ГЖИ подаётся.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202306/22/30x30/ddb1d8ed96e649bcf3c319bcd57d2041.png)
Возможно. Но он до избрания им председателем Совета МКД общим собранием будет только исполнять обязанности — не более того. Его решения не будут иметь правовой силы, поскольку избрание председателя Совета МКД — это прерогатива общего собрания МКД. Чтобы этот ИО получил надлежащие правомочия, нужно ускорить общее собрание и решить вопрос об избрании председателя. ЖК РФ Статья 161.1. Совет многоквартирного дома
(введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)
1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.
3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.
4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.
5. Совет многоквартирного дома:
1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;
7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
(п. 7 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
8. Председатель совета многоквартирного дома:
1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;
3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;
4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;
5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;
6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.
10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.
12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.
13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.
(часть 13 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202008/03/30x30/56c2bb0b79d5d2dd07ecd73bdd7bf151.jpg)
Здравствуйте! У ук и жилинсппекции нет таких полномочий. Только собственниками на общем собрании избирается председатель, ст 44 ЖК РФ. Данное решение ук не имеет силы, собственники сами выносят решение и назначают председателя, проводите собрание.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202010/07/30x30/e886ba7a806ebd474dbb5eb062501899.jpg)
Действия ЖИ законны. Согласно ст. 161.1 ЖК РФ в случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. Вместе с председателем.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201609/22/30x30/249830.jpg)
Спорный момент, если собрание по выбору нового председателя даже не назначалось. Ладно, когда из-за отсутствия кворума у них еще выхода нет.. Однако в законе вообще отсутствует такая должность с непонятными полномочиями, поэтому можете их считать его должностным лицом УК или МЖИ, это их право. Есть понятие председатель совета МКД в ЖК РФ, и, возможно, кто-то ими умело манипулирует:
Статья 161.1. Совет многоквартирного домаСпросить8. Председатель совета многоквартирного дома:
13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Ответ отключен модератором
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/09/30x30/eeaf29b1a266d9c49a30384e686dbed2.jpg)
Добрый день!
Нет, незаконны, так как согласно ст. 161.1 ЖК председатель совета дома выбирается советом дома.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202102/08/30x30/7a5d94740e7971a09afa845b461ea8e6.jpg)
Здравствуйте, назначение председателя совета собственников помещений МКД не входит в полномочия управляющей организации и ГЖИ. Это полномочие предоставлено общему собранию собственников помещений МКД ЖК РФ Статья 161.1. Совет многоквартирного дома
...у Вас закончился срок полномочий председателя и, возможно, он в настоящее время находится в статусе И.О. обязанностей до избрания нового председателя, узнайте ответ на этот вопрос, хотя, учитывая сроки, давно должны были переизбрать, поднимите этот вопрос на собрании.Спросить5. Совет многоквартирного дома:
...
6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Вопрос вам: что нужно делать председателю МКД, если собственникам жилья всё равно и они не выходят на собрание? Я гражданка Российской Федерации и этим горжусь. Очень принципиальна и исполнительна в вопросах законодательства, а именно в вопросах ЖКХ. Но мне очень обидно, что они не выполнимы. Хотелось бы задать вопросы законодателям для какой страны населения они принимали законы по ЖКХ? Например: собственники МКД (многоквартирного дома, 3-х этажный дом) меня избрали председателем совета дома, полномочным представителем собственников. По закону РФ денежными средствами с лицевого счета дома мы имеем право распорядиться только по согласию собственников дома т.е. собранием с подписанием протокола решения. Но у нас собственники дома не выходят на собрание, говорят что им всё равно. Управляющая компания нашего дома пользуясь этим, распоряжается нашими деньгами как им хочется. Без нашего ведома т.е. без заявки, без согласия собственников поставили входные двери подъезда со стеклом, зачем? Когда у нас в подъездах ужасное состояние: грязные стены, выбитые окна, пол в ямах ноги можно сломать. Деньги на лицевом счете дома есть, но ремонт не возможно сделать т.к. собственники не выходят на собрания. Что мне делать?
![](https://u.9111s.ru/uploads/200112/29/30x30/40692.jpg)
Ст. 47 не пробовали воспользоваться?
ЖК РФ.
"Статья 47. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования
1. В случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
2. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
3. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/200112/29/30x30/40692.jpg)
В этой части - нет выхода, решение собственников должно быть принято собственниками.
СпроситьВ ГЖИ поступил протокол ОСС МКД спустя 3 месяца после его проведения, но и в доме его никто не видел не на информационных щитах, ни на сайте УК,где он появился ещё позже, т е,был нарушен весь регламент времени по ознакомлению жильцов с данным документом. Одним из вопросов повестки дня стоял вопрос об оставлении тарифа на вывоз ТКО в общей статье на «Содержание, ремонт…..и.т.д.» при том, что нас будет обслуживать региональный оператор по вывозке ТКО и разумеется за отдельную плату.\r\nСобрание проходило (якобы) в очно-заочной форме. Инициативную группу заинтересовал данный протокол собрания со всеми его решениям По трём заявлениям его предоставить, со стороны руководства УК был полный отказ и совет пойти в ГЖИ и там ознакмиться. В ГЖИ оказался один «голый»протокол без решений (бюллетений заочного голосования), несмотря, что мы уже полгода оплачиваем двойной тариф. Один УК,другой — региональному оператору. В ГЖИ на запрос предоставить востребованные документы, кроме месяца на ответ по регламенту запросили ещё 30 дней на основании пр №294 ФЗ «О защите прав юрид. Лиц…….. 20.11.2019 г. ГЖИ было выдано предписание УК о нарушении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, а именно: нарушение порядка изменения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества. Задачами настоящей проверки являлись: выявление, пресечение и устранение нарушений лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению МКД. Также ГЖИ было указано на ничтожность данного ОСС. В феврале месяце, вдруг откуда ни возмись, появляются решения к протоколу (якобы) проведенного собрания ОСС. И мы (ГЖИ) должны взять это во внимание, хороша постановка вопроса. Прошло 10 месяцев со дня проведения собрания и теперь ГЖИ считает, что она неправильно поступила. А двойная оплата продолжает взиматься. Сначала инспекция приняла документы с полным нарушеним приказа Минстроя от 28.02 2019 г. №44 пр, где чётко указано как и что принимать от УК. И сама УК не торопилась истребовать протокол в полном объёме у инициатора ОСС. Посоветуйте как нам поступить в данной ситуации, что предпринять? Спасибо.
![](https://u.9111s.ru/uploads/201305/23/30x30/43891.jpg)
Думаю, что в описанной ситуации вам придется на основании ст 10 ФЗ О прокуратуре РФ обращаться в прокуратуру с жалобой на незаконность действий ГЖИ Укажите что ГЖИ нарушила приказ Минстроя от 28.02 2019 г. №44 пр,
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202006/22/30x30/1eb4c106aea1972c440fd569a02c077a.jpg)
Добрый день, во-первых вы можете написать заявление в прокуратуру на бездействие ГЖИ, во-вторых вам необходимо оспорить сам протокол ОСС, признать его недействительным, это возможно в порядке ст. 181.3-181.5 ГК РФ через суд.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201511/17/30x30/127546.jpg)
Добрый день. Выход один. Оспаривать протокол в судебном порядке - ст ст 131-132 ГПК РФ, В прокуратуру одновременно.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Обратитесь в прокуратуру для устранения нарушений ваших прав
Письмом от 26 января 2018 г. № 2486-ЕС/04 Минстрой России разъяснил вопрос о представлении собственникам помещений многоквартирного дома копий протоколов общих собраний собственников помещений такого дома.
В частности, в статье 46 ЖК РФ установлена обязанность управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения от лица, по инициативе которого было созвано общее собрание, направить подлинники (а не копии) решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
СпроситьВсех собственников следует уведомлять о готовящемся собрании, так как они имеют право голоса и должны участвовать в принятии решений. Если определенные вопросы планируется провести быстро и без лишней огласки, то инициаторы этим правилом могут пренебречь. При фиксации таких нарушений можно смело готовить иск о признании протокола общего собрания собственников недействительным – судебная практика оспаривания показывает, что и здесь у нарушителей шансов практически нет.
Отсутствие должных уведомлений является прямым нарушением прав кого-то из жильцов. При подтверждении таких обстоятельств протокол будет отменен.
Ууведомить собственников о проведении собрания можно с использованием ГИС ЖКХ.
В судебных разбирательствах большой проблемой зачастую становится именно соблюдение процедуры подготовки к подаче иска. Даже при наличии твердых доказательств нарушения правил проведения ОСС споткнуться можно на упоминавшихся уже уведомлениях собственников.
ФЗ-100 от 7 мая 2013 года внес в ГК РФ изменения, описывающие правила проведения общих собраний и оспаривание их протоколов. В некоторых аспектах процедура стала более понятной, но одновременно также она осложнилась необходимостью письменного уведомления всех собственников. Делается это двумя способами: заказным письмом или при личной встрече.
Судебная практика показывает, что при отсутствии подтверждения уведомления собственников (в том числе, несогласных с действиями истца) заявление оставляется без движения.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 февраля 2015 г. N 33-3179/15
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от _.. г. отменить.
Признать недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: _. , проведенного в форме заочного голосования в период с _. г. по _. г., оформленные протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: _., в форме заочного голосования от _. г.
В остальной части исковых требований Матвееву М.Ю. отказать.
Председательствующий
Судьи.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
На бездействие ГЖИ надо в прокуратуру писать на основании ст.10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1.или обжаловать в суд, Ст.218,219 КАС РФ.
Что касается решения общего собрания собственников - то его надо оспаривать в суд, ст. 181.3-181.5 ГК РФ.Но нужно будет доказывать все нарушения, ст.55,56 ГПК РФ.
СпроситьУв.ЮрийСаитгареевич, немного поясню. ОСС МКД было назначено на 04.04.2020 г. Но так как была нехватка кворума (из 176 квартир присутствовало 14 чел.) собрание перенесли в очно-заочную форму (началом 08.05.2020 г.) и вот тут начались все фокусы. В положенное время, протокол собрания ни появился на инф. щитах в каждом подъезде, ни на сайте УК. Как оказалось позже, уже под осень, он наконец проявился на сайте, принятый УК 25.07.2020 г. ну затем попадает в ГЖИ. Которое, как оказалось приняло его без всяких претензий. УК на требования жильцов предъявить решения давала полный отказ, потом руководство УК начало говорить, что инициатор нам их не предоставил, ну а ГЖИ-то,что их не предоставила УК. И вот волшебным способом в марте м-це (по прошествии 10 месяцев) оригиналы решений ОСС всплывают в ГЖИ. С нормальным кворумом для принятия решения по пунктам Повестки дня ОСС. Однако в заявлении, которое жильцами было отправлено и в ГЖИ и в прокуратуру, был приложен список собственников, которые не голосовали или голосовали против. И он гараздо больше, чем тот, которым они организовали "Кворум".Так, что всё это до лампочки и ГЖИ и прокуратуре.
СпроситьОтменять можно по нескольким основаниям, в том числе и ссылаясь на Указ президента насчет пандемии, где с учетом самоизоляции, должны были перенести собрание на более поздний срок и,а не проводить в заочной форме, если обратитесь в суд, точно отменят. Что то у Вас с датами какая то путаница.
Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Спросить
Как и по каким основаниям возможно оспорить проведение внеочередного общего собрания членов ТСЖ?
Инициативная группа, состоящая из 5 членов ТСЖ пытается провести общее собрание членов ТСЖ в многоквартирном доме. Форма собрания очно-заочная. На очной части собрания присутствовало около 10% от общего числа членов ТСЖ. На очной части члены инициативной группы утвердили протокол собрания, содержащий вопросы по выборам нового состава Правления (все члены инициативной группы) и Председателя ТСЖ. Сейчас инициативная группа ведёт сбор подписей за новый состав Правления. Жителям говорится все что угодно, лишь бы поставили свои подписи. Правление ТСЖ объясняет жителям суть происходящего. Заинтересованность инициативной группы очень велика. Для смены Правления по уставу требуется более 50% голосов членов ТСЖ. Скорее всего будут рисовать недостающие подписи. Очная часть собрания проводилась 28 июня 2020 года, в период когда массовые мероприятия разрешены только при согласовании с оперативных штабом по Ковид, которого не было. Распространение и сбор бюллетеней тоже сейчас под запретом. Но процесс голосования идёт и будет продолжаться до 28 июля. Вопросы внесённые в протокол очной части собрания отличаются от вопросов внесённых в бюллетени. Сбор и подсчёт бюллетеней ведётся в квартире одного из кандидатов в члены Правления. Уже понятно, что документы нарисуют и понесут на регистрацию нового Председателя Правления в ИФНС. Как и по каким основаниям возможно оспорить проведение внеочередного общего собрания членов ТСЖ?
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/17/30x30/44e318f67bdd6aaca311afbb5212408a.jpg)
Как-подайте исковое заявление в районный суд по месту вашего ТСЖ сразу после того как закончиться голосование.
Можно жалобу в госжилинспекцию по факту фальсификации голосования на ОС ТСЖ для проверки и принятия мер.
Вопросы внесённые в протокол очной части собрания отличаются от вопросов внесённых в бюллетени.-вот вам уже нарушение ст.45,46,47 ЖК РФ
Укажите, что было совершено не только существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания, но и нарушение равенства прав участников собрания при его проведении, что в силу требований п.1; п.3 ст.181.4 ЖК РФ является основанием для признания решений Собрания недействительным.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Можно оспорить по тем основаниям что документы были как вы указываете "нарисованы". Т.е решение было принято незаконно.
Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Это решение оспоримое. Надо доказывать будет фальсификацию подписей, назначать экспертизу (ст. 79 ГПК РФ)
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/С.png)
Здравствуйте, Александр! Недействительность собрания можно оспорить по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в частности, согласно ст.181.3 ГК РФ, т.к. имеют место фальсификации, а это уже само по себе основание для подачи иска в суд:
Статья 181.3. Недействительность решения собранияСпросить1. Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
2. Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Здравствуйте Александр
Проведение внеочередного собрания возможно путем признания его не действительным по основаниям нарушения порядка проведения в части принятия решения меньшим голосов чем положено исходя из протокола собрания, фальсификации протокола голосования.
Для этого следует обратиться в суд с иском о признании внеочередного голосования не законным и заявить ходатайство о наложение обременительных мер по дальнейшему движению до вынесения решения суда в порядке ст.140 ГПК
К компетенции общего собрания относится согласно ч.2 п.4 ст.44 ЖК
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
В соответствии со ст.46 ЖК
решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме,
которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего КодексаСпросить
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202311/10/30x30/b09de2882525583da88b8e3920e8c06c.jpg)
Здравствуйте Александр!
Когда они закончат "рисовать" протокол собрания, вы вправе обжаловать решение собрания согласно ст.ст.181.3-181.4 ГК РФ.
В обосновании следует указать нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания, в чем это выразилось и предоставить доказательства суду.
Так как обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, ст.60 ГПК РФ.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, согласно ст.56 ГПК РФ.
Для решения своего вопроса вы имеете право обратиться в суд, так как заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, ст.3 ГПК РФ.
Всего вам доброго решить ваш вопрос!
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
Здравствуйте!
Любой собственник вправе оспорить в судебном порядке решение общего собрания, если считает, что им нарушены его права и законные интересы. В Вашем случае лучше подать коллективный иск в суд
ст.131,132 ГПК РФ.В суде предоставить доказательства незаконности решения (процедуры уведомления, голосования и проведения собрания). ст.55,56 ГПК РФ.В суде заявить ходатайства о подложности доказательств и фальсификации протокола собрания. Ст.181.3 ГК РФ.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202305/02/30x30/6be28b473a32056c9032eaa588f4d0ca.jpg)
Александр, здравствуйте!
В данном случае явная фальсификацая, которая является основанием для признания недействительным решения общего собрания в судебном порядке.
Статья 181.3. Недействительность решения собрания
1. Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
2. Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.
Статья 181.4. Оспоримость решения собрания
1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
2. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
4. Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
5. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
6. Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
7. Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
СпроситьГК РФ Статья 181.3. Недействительность решения собрания
Перспективы и риски судебных споров. Ситуации, связанные со ст. 181.3 ГК РФ
1. Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
2. Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.
ГК РФ Статья 181.4. Оспоримость решения собрания
Перспективы и риски судебных споров. Ситуации, связанные со ст. 181.4 ГК РФ
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 1 ст. 181.4 см. Постановление КС РФ от 29.01.2018 N 5-П.
1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
2. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ст. 181.4 см. Постановление КС РФ от 29.01.2018 N 5-П.
3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
4. Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
5. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
6. Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 7 ст. 181.4 см. Постановление КС РФ от 29.01.2018 N 5-П.
7. Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
СпроситьЯвляется ли обязательным при проведении общего собрания собственников в МКД в очно-заочной форме включение в повестку дня вопросов о выборе председателя и секретаря собрания?
Или их может назначить инициатор собрания?
Если это обязательно, подскажите, пожалуйста, нормативный документ, где это указано.
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/18/30x30/f7444cc03e6d2527b8efff138ff066af.jpg)
Нет, не является обязательным, закон не предписывает это. Но на практике обычно таки делается. Вопросы назначаются инициатором собрания. Ст.44,46,48 ЖК РФ.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Все вопросы должны быть отражены, чтобы у людей согласно установленному порядку была информация о том, за что они голосуют согласно ст. 44-46 ЖК РФ.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202311/16/30x30/6ddb0353937d5232cad95a56fa4ce1fa.jpg)
Повестка дня определяется исключительно собранием. Это установлено ч.5 ст.45 ЖК РФ. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения с указанием повестки.
Нет никаких вопросов, которые обязательно должны быть включены в повестку конкретного собрания. Повестка разрабатывается в зависимости от тех или иных нужд.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252394.jpg)
Только те вопросы, которые были указаны в повестке дня, которую разослали участникам собрания могут буть обсуждены и приняты на общем собрании (ст.ст 44-48 ЖК РФ)
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/09/30x30/eeaf29b1a266d9c49a30384e686dbed2.jpg)
Добрый день!
Нет, не обязательно.
Выборы ведущего собрания и записывающего результаты происходязего являются процедурными вопросами. Закон (ГК, ЖК) не устанавливает обязательность включения этих вопросов в повестку.
[/quote]Спросить2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
3. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
1) дата, время и место проведения собрания;
2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, подписавших протокол.
Ст. 181.2, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) {КонсультантПлюс}
[quote]
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/15/30x30/e28156ef5ce1bac27ca9037bebc57a20.jpg)
Выбор председателя и секретаря происходит на общем собрании собственников жилья
Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):
очного голосования - в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;
заочного голосования - посредством опросного листа, если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ).
очно-заочного голосования - с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201305/23/30x30/43891.jpg)
Вообще в части 5 статьи 45 ЖК РФ сказано: В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
4) повестка дня данного собрания;
Инициатор собрания исходя из части 4 ст 45 ЖК РФ не обладает полномочиями по назначению председателя и секретаря собрания В полномочия инициатора собрания входит только направление сообщения собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
Соответственно в повестку дня должны быть поставлены вопросы о выборе председателя и секретаря собрания-что является компетенцией только общего собрания
Статья 45 ЖК РФ. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2017 г. N 35851-ЕС/04
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.
Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 - 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть - юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.
Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.
Необходимо особо отметить, что количество голосов, которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ. Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества голосов, которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества голосов ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.
Количество голосов собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.
Следовательно, и количество голосов, которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного голосования одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью голосов.
В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника. Голосование частью голосов из общего числа голосов, которыми обладает собственник (в том числе - от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.
Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю голосов, отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам - от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме). Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.
Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение ("за", "против" или "воздержался") по каждому вопросу повестки дня, и количество голосов, отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.
2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома. При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность, площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений. Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество голосов собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.
Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные - все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему, либо частично встроены, частично пристроены.
3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ. В случае выполнения установленных указанными нормами требований, порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.
Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - такие действия не противоречат действующему законодательству. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.
4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование. Подпись - это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.
5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании. Сведения об участнике голосования, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника. В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).
6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью "исправленному верить".
7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.
Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников. Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете голосов участников собрания.
В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.), указанное решение допустимо учитывать при подсчете голосов исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.
Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу ("за", "против" или "воздержался") определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете голосов именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
И.о. директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П.СОЛНЦЕВА.
Спросить