Как защитить себя от поддельного сливочного масла - наказание для фальсификаторов и советы для покупателей
Как наказать фальсификаторов сливочного масла и его продавцов? Как защитить себя от его покупки, если даже дорогое масло не гарантирует его натуральность. Анализы Роспотребнадзора датируются 2015, 2016 годами, редко 2020
Последствия фальсификации и меры по ее предупреждению
Согласно Закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" изготовление и реализация фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними, влечет административную ответственность в форме наложения штрафов: на граждан, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц или на юридических лиц с конфискацией товаров или без таковой.
В 146 ст. УК РФ предусмотрено наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности путем выпуска контрафактной продукции и тюремный срок до 5 лет.
Фальсификация продовольственных товаров делается с корыстной целью и всегда направлена на получение незаконных доходов. Для потребителя и производителя реализации фальсификата будут разными, но все они связаны с определенным риском и потерями. Безусловно, потребители подвергаются большему риску и несут самые большие потери. Последствия фальсификации делятся на группы:
· Экономические последствия (большие расходы за меньшее количество товара, покупка непригодного к употреблению продукта)
· Причинение физиологического вреда организму (отравления разной степени тяжести, появление новых заболеваний, обострение уже имеющихся заболеваний, развитие онкологических заболеваний, смерть).
· Моральный вред (подавленное состояние, стресс, потеря веры в закон, государство, в честность людей).
Значительные потери вследствие фальсификации несет не только потребитель, но и общество в целом:
· риск утраты здоровья многими членами общества;
· снижение продолжительности жизни;
· увеличение смертности от болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.).
· ухудшение структуры питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что в конечном счете влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.
· моральная деградация, как отдельных людей, так и общества в целом.
· снижение уровня доверия других государств и народов к обществу, где процветает фальсификация.
При фальсификации товаров в государстве нерационально используются природные, сырьевые и трудовые ресурсы, так как на производство некачественных продуктов также затрачиваются сырье, топливно-энергетические ресурсы, природные материалы и труд людей. Широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи является свидетельством падения морально-нравственных устоев как отдельных граждан, так и общества в целом.
В отличие от потребителя и общества фальсификаторы-продавцы имеют незаконную прибыль, ради которой и совершается это противоправное действие. Конечно, они также подвергаются риску, так как при выявлении фальсифицированного товара на них налагаются соответствующие штрафы, выдаются предписания о перемаркировке или снижении цен, но все это не приводит к прекращению выпуска подобных товаров. Наоборот, зная о небольших штрафах и огромных доходов от этой деятельности, фальсификатор никогда не бросит свое прибыльное дело.
Для предупреждения незаконной деятельности фальсификаторов разработан комплекс меры предупредительного и наказывающего характера.
Предупредительные меры могут быть социальными и административными. Их цель - профилактика правонарушений, связанных с обманом покупателей с помощью разного вида фальсификации товаров.
Социальные меры: подготовка высококвалифицированных компетентных товароведов-специалистов, экспертов, повышение их информационного обеспечения; доведение информации о возможных способах и средствах фальсификации и методах ее обнаружения в конкретных товарах до потребителей. Сегодня ряд средств массовой информации публикуют материалы по данному вопросу, но нередко делают это не специалисты (товароведы-эксперты, технологи), а далёкие от этой проблемы люди. В результате формируется дезинформация потребителей.
Административные меры: создание независимой экспертизы, что позволяет проводить идентификацию товаров, когда у получателя или потребителя появляется сомнение в их ассортиментной принадлежности и качестве. Необходимость в этом возникает у торговых организаций при поступлении товаров, фальсификацию которых обнаружить доступными в торговле метода невозможно или трудно.
И если раньше на нашем рынке встречались фальсификаторы только отечественные или из стран СНГ, то теперь даже многие зарубежные фирмы предпочитают выпускать фальсифицированную пищевую продукцию и продавать ее на наших рынках.
И все это сваливается на нашего потребителя. Многие из них, кто хоть немного разбирается в продуктах питания, приходят в ужас от нынешнего состояния продовольственного рынка. Если раньше он заходил в магазин и искал, что же купить, то теперь возникает такая же проблема при кажущемся изобилии, но фальсифицированных продуктов питания.
Что же делать? Нужно, чтобы и потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения фальсификации при покупке, и высококвалифицированный товаровед-эксперт стояли на страже нашего продовольственного рынка. Знание средств и способов фальсификации тех или иных товаров, а также возможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, как у случайных продавцов и на неорганизованных рынках, так и в фешенебельных магазинах.
Спросить