Имеет ли право учитель заставлять ученика дежурить в классе?
Имеет ли право учитель заставлять ученика дежурить в классе?
Здравствуйте!
Учитель не имеет такого права.
Закон на стороне ученика, принудительный труд запрещен.
Вы можете обратиться с жалобой в районную прокуратуру. На основании статьи 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 по Вашему обращению обязаны будут провести проверку и дать Вам ответ с указанием результатов проведенной проверки. Если будут выявлены нарушения действующего законодательства, то прокурор обязан принять меры прокурорского реагирования. Жалобу можете составить в произвольной форме и направить по почте, либо подать лично дежурному прокурору.
СпроситьЭто прямой экран нарушение конституционных прав детей от чего могут получить душевную травму и дождаться психологической помощи. Надо подавать на учителя в суд.
СпроситьЗдравствуйте, Ника!
1) Согласно п.4 ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
2) Согласно Письму Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32 "О ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОРУЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ МОБИЛЬНОЙ ПРИЕМНОЙ 31 МАЯ 2013 ГОДА",
важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
3) Согласно ст.4 Трудового Кодекса РФ,
принудительный труд запрещен.Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
4) Так же согласно ч.2 ст. 37 Конституции РФ,
принудительный труд запрещен
В данной ситуации сначала следует поговорить с родителями/законными представителями и им написать заявление на имя директора школы об отказе от дежурства на основании перечисленных нормативно-правовых актов.
СпроситьИмеют ли право учителя принуждать дежурить (подметать, мыть) в кабинетах, говоря что ученики обязаны это делать? Они говорят, что это закреплено в учебных планах и программе, хотя причем здесь образование и бесплатная работа уборщиком? Цитирую устав школы: 4.5. Привлечение обучающихся без их согласия, согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному учебной программой и планами, запрещается.
Добрый день! Имеют ли право учителя принуждать дежурить (подметать, мыть) в кабинетах, говоря что ученики обязаны это делать? - нет, не имеют такого права.
СпроситьПравомерно ли классный руководитель заставляет убираться в классе после уроков? После уроков заставляет дежурить в классе двух учеников, в порядке очереди. Если не продежурить угрожает вызвать родителей в школу, чтобы убирались или сдавать по 150 рублей на уборщицу. Еще говорит, что в школе у нас самообслуживание.
Здравствуйте, уважаемый Павел.
Нет, это не законно и потому имеете право обратиться в прокуратуру с жалобой.
Вот прокуратура опять привлекла к ответственности за подобное
Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга опротестовала правила школ, по которым учащиеся должны были убирать классы и ходить на субботники. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Впрочем, директора школ считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.Уральские школьники со спокойной совестью могут плевать в потолок. Причем в буквальном смысле – решением прокуратуры Верх-Исетского района Екатеринбурга убирать за собой в школе они не обязаны. В ходе плановой проверки прокуратурой выявилось пять школ, во внутренних документах которых говорилось, что дежурный помогает педагогу подготовить класс к следующему уроку, следит за санитарным состоянием классов, проводит уборку помещений. Там же были прописаны санкции, применяемые к «ослушникам»: условное исключение из школы, отстранение от занятий сроком до одной недели и выполнение трудовых заданий. «Однако пункт 14 статьи 50 закона «Об образовании» запрещает привлекать учащихся к труду без их согласия и согласия их родителей, если эта работа не предусмотрена образовательной программой. А применять какие-то наказания запрещено тем более, – рассказала «НИ» старший помощник прокурора Верх-Исетского района Екатеринбурга Светлана Ермилова. – Противоречащие федеральному законодательству пункты из школьных документов были убраны, так что школьник может заступать на дежурство добровольно».
Подумаешь – мел с доски стереть, нашли, из-за чего беспокоиться, считают родители. Намного больше их возмущает то, что чада вынуждены дежурить целый день, например, в столовой или у входа в школу. В некоторых классах идет даже драка за «лакомые» дни дежурства в столовой, на которые намечена, к примеру, контрольная. «Каким, интересно, образом ученики потом будут наверстывать пропущенный материал? – возмущается Людмила, мама старшеклассника одной из школ Зеленограда. – Директор просто хочет сэкономить на персонале столовой, а дети вместо уроков обязаны расставлять тарелки».
Однако руководство школ, да и большинство родителей, все же поддерживают идею облагораживающего труда. «У нас в школе дети дежурят, как, на мой взгляд, и положено в любом нормальном образовательном учреждении, – рассказал «НИ» директор столичного Центра образования № 109 Евгений Ямбург. – Но практически всегда ребята задействованы на время перемены, хотя бывают и форс-мажорные ситуации, которые требуют привлечения «летучих отрядов» на целый день. Самообслуживание – необходимый элемент воспитания. И за все 30 лет моей работы ни разу не возникло проблем с родителями, которым бы не нравилось, что ребенок работает. Нечего воспитывать белоручек».
Мытье школьных полов и дежурство на входе – это еще не пыльная работенка. В городе Южноуральске учащиеся седьмых классов на целый день превратились в грузчиков: им пришлось перетаскивать тяжелые парты с третьего этажа на первый. Директора школы обязали наказать виновных и пообещать, что такого больше не повторится. В апреле прошлого года в городе Трехгорном Челябинской области школьников незаконно заставляли выходить на субботники без согласия родителей. Причем убирать ребятам приходилось не только территорию alma mater, но и закрепленный за ними участок в городе. В такую же ситуацию, но только на пять дней, попали школьники в Омской области. А учеников школы в Воробьевском районе Воронежской области и вовсе в октябре 2007 года сняли с занятий на пять дней и отправили на уборку сахарной свеклы. Ни медосмотра перед началом работ, ни заключения трудового договора, ни даже инструктажа по технике безопасности не проводилось. После окончания работ каждому ученику выплатили по 50 рублей за трудодень. При этом часть заработанных денег ребятам пришлось сдать «на нужды школы».
Обязан ли школьник дежурить, какие работы он может выполнять и какое наказание ему грозит в случае отказа, регламентируется внутренними документами учебного заведения. Там может быть сказано, что ученик должен следить за дисциплиной во время уроков, мыть полы, стирать с доски мел и оттирать прилипшую к полу жвачку. «Пока родители с этим согласны, а у директора есть их письменное разрешение на привлечение ребенка к труду, проблем нет, – пояснила «НИ» юрист комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Ирина Лазарева. – Но если мама или папа протестуют, то они могут написать отказ. Вероятнее всего, руководство школы пойдет им навстречу. Но я думаю, что большинство родителей будут рады, если их ребенок немного потрудится на благо школы. Главное – нельзя перекладывать на учеников обязанности технического персонала или охранников полностью. Труд сделал из обезьяны человека, но он не должен превратить его в лошадь».
Источник - Подробнее ➤
Удачи Вам в решении Вашего вопроса.
СпроситьЗдравствуете.
Если считаете, что Ваши права нарушают пишите жалобы. Куда и как писать написано в теме сайта «Памятка гражданину – куда и в каких случаях надо жаловаться?»
Очень рекомендуем почитать. Материал по этой ссылке.
Всего Вам самого доброго и приятного. Счастья, добра и благополучия.
С уважением коллектив ООО "ОРИОН".
Спросить, коридоры...)?
СПАСИБО.
Скажите, имеет ли право учитель в качестве наказания заставлять ребенка (4 класс) ежедневно дежурить в классе (мыть доску, пол, пыль убирать)?
Наказание было за то, что пара детей в первый день дежурства не смогли между собой договориться, кто будет мыть пол, а кто доску и пыль. Учитель решила за них, но в наказание сказала, что будут дежурить 2-4 недели.
Нет, это дискриминация. Обращайтесь с жалобами в управление образования и прокуратуру.
СпроситьЗдравствуйте, Елизавета. Учителя не имеют право оставлять детей после уроков.
В соответствии с п. 10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса и компенсирующего класса, в которых продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Таким образом, учитель должен уложиться в отведенное время для урока и не вправе задерживать учеников после него.
Так же заставлять дежурить или оставлять после уроков за нарушения дисциплины учителя не могут.
Такие наказания расцениваются законом как нарушения прав учащихся на образование (часть 3 статьи 43 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
СпроситьИмеет ли право классный руководитель потребовать от ученика объяснительную за его уход с урока.
Доброго вам времени суток. Имеет такое право, но ученик не обязан писать такую объяснительную. Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.
СпроситьКлассный руководитель согласно требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" должен обеспечить учебный процесс. Если ученики прогуливают, то может потребовать объяснительную. Но у ученика нет обязанности ее писать. Статью 51 Конституции никто не отменял.
СпроситьМожет потребовать. Это не запрещено... пусть учится писать.. пусть учится отвечать за свои поступки... учитель собирает досье на ученика... в дальнейшем это будет против него использовано.
СпроситьЗдравствуйте. Конечно же, классный руководитель не имеет никакого права требовать, чтобы ребенок писал объяснительную. Даже, если бы ваш сын ил дочь совершила что-то серьезное, то за такие действия ответственность несли бы вы, как родитель, см. ст. 63 СК РФ.
СпроситьЗдравствуйте. Право то она имеет, но давать объяснения - это право, а не обязанность ученика. Кроме того, помните, что ст.51 Конституции РФ предоставляет это право всем гражданам Российской Федерации. Никто не обязан свидетельствовать против себя и близких родственников. Желаю удачи. В.
СпроситьЗдравствуйте! Данный вопрос регламентируется Законом "Об образовании в РФ" Глава 3 Статья 28, где указано, что школа обязана осуществлять текущий контроль успеваемости. Именно в рамках контроля учитель может спрашивать ученика за его знания.. Однако, из вашего вопроса видно, что ученик ушел с урока, и не стоит вопрос контроля за знаниями ученика.. Поэтому, пишите жалобу директору образовательного учреждения, пусть проводят служебное расследование
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организацииСпросить1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении";
18) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нет, не имеет право. Таких полномочий нет в ФЗ "Об образовании в РФ".
Учитель не имеет права требовать от ребенка писать объяснительную, независимо от возраста.
За любые действия несовершеннолетних детей несут ответственность их родители. Это установлено в ст.63 Семейного Кодекса РФ.
Образовательное учреждение в силу своей юридической природы является органом образования. Это его основная функция.
Если ученик совершил правонарушение, которое запрещено Уставом школы, то к нему могут применить меры дисциплинарного воздействия, но требовать какие либо объяснения не имеют права. Могут конечно предложить дать какое то объяснение, но исключительно в интересах самого ученика, а не как иначе.
СпроситьЗдравствуйте! Учитель обязан осуществлять учебный процесс. Учитель может для острастки "потребовать " у ученика объяснительную записку, однако, в обязанность ученика это не входит. У грамотного учителя одно это требование должно вызвать у ученика желание такого не повторять. Тем более, если это единичный случай. Ученик может отпроситься с урока (обычно это делается при предъявлении записки от родителей). Однако, в вопросе говорится об уходе (и скорее всего, о повторяющихся уходах с уроков без разрешения), раз учитель (классный руководитель) уже стал требовать объяснительную. Однако, во всей этой истории вина не ученика, а Учителя! Учитель, стало быть, не может организовать ни учебный процесс, ни наладить атмосферу в классе - отсюда результат - соответствующее поведение учеников. Объяснительную - с Учителя!
Спросить