Конфликт прав на фирменное наименование - причины и последствия

• г. Магнитогорск

В ст. 1474 ГК РФ говориться о том, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования... Почему тогда налоговые инспекции регистрируют новые ООО с наименованиями в точности совпадающими с наименованиями ранее зарегистрированных ООО? Например ООО Феникс - их десятки в стране. Как быть, если я зарегистрировал ООО, проработал 2 года. Вложил в раскрутку, рекламу много денег, и появляется учредитель другого ООО с таким же названием, но с датой регистрации раньше моего, и требует сменить название?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Уважаемый Алексей! Разъясняю Вам, что фирменное наименование – название фирмы, под которым она официально участвует в экономических операциях. В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Причем, в отношении некоммерческих организаций и унитарных предприятий используется термин «наименование», исключительных прав на зарегистрированное «наименование» у организации быть не может. Фирменное наименование обычно включает в себя указание на организационно-правовую форму предприятия, область его деятельности и собственное имя предприятия.

Фирменное наименование на данный момент не подлежит самостоятельной регистрации, поэтому фирменное наименование коммерческих организаций должно регистрироваться в составе их учредительных документов при регистрации самих организаций. С момента такой регистрации у юридического лица возникает исключительное право на использование своего фирменного наименования.

При регистрации фирмы в ее учредительных документах указывается полное фирменное наименование фирмы, которое включает в себя данные об организационно-правовой форме предприятия. Сокращенное фирменное наименование может включать специальное наименование или фирменный знак, который может быть зарегистрирован как товарный знак. К примеру, полным фирменным наименованием является Общество с ограниченной ответственностью «Пироги Веселые», сокращенное фирменное наименование – ООО «Пироги Веселые», где слово «Пироги Веселые» является зарегистрированным товарным знаком №123456.

Отличием фирменного наименования от товарного знака и знака обслуживания является то, что оно отличает предприятия друг от друга вне зависимости от того, какие товары или услуги предлагает, тогда как товарный знак и знак обслуживания регистрируются в отношении товаров и услуг соответственно.

В отличие от товарного знака срок действия фирменного наименования не ограничен по времени, оно действует в течение всего времени существования предприятия. В соответствии с законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации.

К вопросу защиты фирменного наименования от дублирования:

Дело в том, что закона о фирменных наименованиях не существует, и защититься от использования другими организациями аналогичных (но не одинаковых) фирменных наименований достаточно сложно и почти невозможно, не имея зарегистрированного товарного знака. Выбирая фирменное наименование либо же просто наименование для предприятия, необходимо предусмотреть, чтобы наименование могло быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении определенных товаров или услуг. Если такое наименование уже было ранее зарегистрировано в качестве товарного знака либо на него была подана заявка, новой заявке откажут в регистрации. Таким образом, защитить свои права на наименование в случае чего будет намного легче, ведь оно будет охраняться и как товарный знак, и как фирменное наименование.

Если компания все же не зарегистрирует такой же товарный знак, как ее фирменное наименование, – возможность другой компании зарегистрировать товарный знак, схожий с ним. Ведь, зачастую даже фирменные наименования, которые одновременно не зарегистрированы в качестве товарного знака, хорошо индивидуализируют выпускаемую продукцию.

Защитить фирменное наименование компании в таком случае будет сложно. Дело в том, что согласно ст.7 ФЗ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарные знаки, тождественные охраняемому в РФ фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров не могут быть зарегистрированы. Чего нельзя сказать о торговых знаках сходных до степени смешения с фирменным наименованием.

Получается, что при разборе такого спора Палата по патентным спорам не прекратит регистрацию товарного знака при схожести его до степени смешения с фирменным наименованием другой фирмы, а прекратит лишь в том случае, если они одинаковы. Говоря же о торговых знаках, стоит отметить, что имеет значение и их схожесть до степени смешения.

Защитить свои права на фирменное наименование компания можно в административном порядке – через антимонопольный орган и судебном порядке – через арбитражный либо третейский суд.

В случае, если продукция фирм не однородная, недобросовестной конкуренции в их деятельности нет, очень сложно (да и не имеет смысла) запрещать использование тождественного фирменного наименования в названии фирмы.

С 1 января 2008 года и в связи с вступлением в силу четвертой части ГК РФ запрещено использование сходных до степени смешения фирменных наименований юридическим лицам, которые осуществляют аналогичную деятельность. Так что им придется урегулировать этот вопрос, приведя наименования фирм в соответствие с новыми правилами.

Спросить

Магнитогорск - онлайн услуги юристов