Значение прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью и предварительным следствием в России - анализ нормативных положений
199₽ VIP
Опишите правовое и социальное значение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на основе глубокого анализа нормативно-правового содержания действующих положений законодательства Российской Федерации.
Здравствуйте
Выполнение заданий для студентов - платно.
Вы можете обратиться к любому юристу на сайте.
СпроситьЗдравствуйте,
качестве предмета надзора, в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 2.
Под понятием «предмет прокурорского надзора» понимается: 1) соблюдение законности. При этом понятие «законность» шире самого понятия «закон»; 2) исполнение законов министерствами (в том числе ведомствами и службами), организациями, должностными лицами и гражданами; 3) общественные отношения, регулирование которой направлена деятельность прокурора; 4) норма права, регламентирующая деятельность объектов надзора по направлениям его осуществления, и т.д.
Говоря, о прокурорском надзоре, нужно иметь ввиду, что надзор не только основная функция прокуратуры, но еще и системообразующая. Другие направления деятельности прокуратуры определены существованием прокурорского надзора и обеспечивают его эффективность [5, с. 34]
Осуществляя проверку в порядке надзора, прокурор имеет право требовать, находящиеся в производстве органов дознания, разрешенные заявления и сообщения о преступлениях, книги и журналы их регистрации и учета, переписку и прочие документы, связанные с работой по заявлениям и сообщениям о преступлениях для ознакомления.
В соответствии с п. 1.3. Приказа Генеральной прокуратуры РФ № 277 от 05.09.2011 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», для проверки полноты регистрации сообщений о преступлениях и выявления нарушений, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, прокуратура ежемесячно производит сверку регистрационно-учетных данных органов дознания с учетной документацией медицинских учреждениях, страховых компаний, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органов, а также других учреждений.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания характеризуют следующими признаками:
1. Реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора, соблюдение органами дознания конституционных прав.2. Обеспечение точного и безусловного исполнения органами дознания требований закона по принятию мер предупреждения и пресечения совершенных и готовящихся преступлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении преступных посягательств.
3. Обеспечение процессуального руководства за проведением дознания по конкретным уголовным делам.
Генеральный прокурор РФ придает большое значение защите прав и свобод человека и гражданина, в связи с этим издал ряд Приказов.
СпроситьСветлана, добрый день.
Согласно статьи 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
_______
Уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:
а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
10. Уполномоченным прокурорам пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
________
Основное значение надзора за исполнением законов заключается в наблюдении за правомерным состоянием (режимом законности) в сфере публичного управления и его оперативном восстановлении в случае нарушения.
С уважением
С уважением.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 60 из 47 429 Поиск Регистрация
Вопросы легитимности и прокурорского надзора в свете родственных связей с должностными лицами в областной думе
Прокуратура РФ контролирует исполнение законов и права человека - разъясняем, что входит в её надзорный периметр
Правовые средства прокурора при осуществлении надзора в различных сферах
