Оператор ТКО выставил счета за услуги, не заключенные с арендаторами-собственниками - как защитить собственника здания?
597₽ VIP

• г. Ижевск

На основании того, что в договорах аренды было указано то, что арендаторы обязаны заключить договора оказания услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в начале 2019 года собственник нежилого здания, сообщил оператору письмом об этих арендаторах-собственниках ТКО. В письме сообщалось, что собственник Здания сам не осуществляет деятельность по указанному адресу и что его ОКВЭД - сдача в аренду нежилых помещений, в связи с этим он просит заключить договора с указанными в письме собственниками ТКО-арендаторами. В письме так же были указаны ИНН и ОГРН арендаторов. В связи с тем, что ТКО с территории Здания своевременно вывозилось ТКО арендаторами, у собственника Здания не было сомнений в том, что договора по оказанию услуг по обращению с ТКО региональный оператор не заключил с указанными в письме арендаторами.

Но через три года, в 2022 году, когда указанные арендаторы уже как год назад съехали, оператор выставил собственнику Здания акты выполненных работа и счета на оплату за ТКО арендаторов. Предоставив письмо, в котором было указано, что с арендаторами договора не заключены, так как ими не были предоставлены Заявки, в письме так же было указано, что оно является ответом на обращения собственника от 2019 г.. Собственник Здания отказался подписывать акты выполненных работ, а так же типовой договор на оказания услуг по обращению с ТКО. Региональным оператор обратился в Арбитражный суд с иском о взыскании за ТКО арендаторов за 2019 и 2020 годы. Истец уверен, что суд будет на его стороне, что якобы есть судебная практика. В позиции судьи так же прослеживается такое же мнение, так как судья запросила у истца сведения Глонасс, следовательно данные сведения будут доказательствами оказания услуг собственнику Здания.

Как защитится собственнику Здания?

Читать ответы (9)
Ответы на вопрос (9):
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Флюра, считаю, что собственник (арендодатель) прав и должны отвечать арендаторы.

Вопрос решаемый.

По общему правилу в арендованном помещении договор на вывоз отходов заключает арендатор. Он собственник мусора, и заботы по вывозу лежат на нём — так сказано Федеральному закону № 89-ФЗ.

Возможны регрессные требования.

Спросить

Ответ отключен модератором

Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте, Флюра.

Да, судебная практика не в Вашу пользу. Суд должен взыскать с собственника здания.

Вот например

sudact.ru

_____

1) Напишите отзыв на иск, по правилам АПК РФ статья 131, попробуйте сослаться на то, что Вы ненадлежащий ответчик.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 N 17462/13

по общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Иное может быть предусмотрено законом или договором. Вследствие того, что пользование находящимся в аренде нежилым помещением предполагает потребление арендатором поставляемых энергоресурсов, на арендодателя как собственника помещения возлагается обязанность по обеспечению условий для доступа арендатора к коммунальным услугам и, следовательно, по их оплате поставщикам ресурсов.

Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ

арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды

Вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Данная позиция так же поддерживается в Письме от 25.05.2016 N РН-03-03-31/9771 Росприроднадзор разъяснял, что отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

______

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Следовательно, право собственности на отходы и обязанность по заключению договора на вывоз отходов могут быть определены в договоре аренды

_____

С уважением.

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте Флюра

Судебная практика на стороне регионального оператора. Обязательства по заключению договора арендаторами не исполнено. Вы несете ответственность перед региональным оператором как собственник здания. Ваше право взыскать расходы с арендаторов, если в договоре аренды были обязательства по оплате ТКО указаны. Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Следовательно, право собственности на отходы и обязанность по заключению договора на вывоз отходов могут быть определены в договоре аренды.

________

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 N 17462/13 по общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Иное может быть предусмотрено законом или договором. Вследствие того, что пользование находящимся в аренде нежилым помещением предполагает потребление арендатором поставляемых энергоресурсов, на арендодателя как собственника помещения возлагается обязанность по обеспечению условий для доступа арендатора к коммунальным услугам и, следовательно, по их оплате поставщикам ресурсов.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 июля 2020 г. N25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором" Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Пунктом "в" части 8 (1) Правил N1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156 (далее - типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Данная позиция так же поддерживается в Письме от 25.05.2016 N РН-03-03-31/9771 Росприроднадзор разъяснял, что отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму.

При отсутствии заключенного договора на оказание услуги по обращению с ТКО, такая услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.

Смотрите судебное решение sudact.ru

Вы же в свою очередь вправе обратиться в суд с иском к арендаторам о взыскании неосновательного обогащения в соответствии со ст.1102 ГК РФ и взыскать расходы по оплате вывоза ТКО. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение

Спросить

Ответ отключен модератором

Здравствуйте!

Договор на вывоз заключает арендатор. Обязанность по заключению договора с региональным оператором во всех случаях возлагается на собственника отходов. В свою очередь собственником отходов будет лицо, в деятельности которого отходы образуются (Письмо Минприроды России от 11.12.2018 № 12-50/10263-ОГ). Иное может быть предусмотрено в договоре аренды или в договоре на вывоз отходов. В Вашем случае условие о переходе права собственности законом не предусмотрено. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. 2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. 3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации. 4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. 5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. 6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.»

Спросить

На это и указывает региональный оператор.

Спросить

Читайте мой ответ и личные сообщения.

Вы задаёте вопрос, как защититься собственнику. Отвечает арендатор, а не собственник в Вашем случае.

В чем нелогичность?

Спросить

Здравствуйте.

Читайте мой ответ и под ответном авто подпись.

Спросить