Может ли экспедитор быть самозанятым?
199₽ VIP
Может ли экспедитор быть самозанятым?
Да может.
Специальных требований Законом нет.
Зависит от типа груза.
Есть опасные грузы например.
См
Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция)
СпроситьЗдравствуйте, Елена! Может зарегистрироваться как плательщик НПД (самозанятый) согласно требованиям Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Однако если по факту выполняет трудовые обязанности, то это могут посчитать нарушением, если будет отражать это как доход от НПД. А так статус плательщика НПД может получить.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход":
Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:Спросить1) получаемые в рамках трудовых отношений
Здравствуйте, Елена!
Да, может быть.
Однако, в данном случае он теряет в пенсии.
Поэтому не факт что согласится.
См. Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ.
СпроситьЗдравствуйте! Формально в рассматриваемой ситуации можно использовать услуги самозанятого гражданина, если с этим физическим лицом у организации не было трудовых отношений в последние два года.
При этом, есть риски переквалификации договора в трудовой.
НА самом деле грань очень тонкая.
Согласно ч. 4 ст. 11 ТК РФ что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в установленном порядке признаны трудовыми отношениями, к ним применяются положения трудового законодательства.
Соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые физическому лицу по Договору, будут подлежать обложению страховыми взносами, в том числе и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в общеустановленном порядке
Есть признаки, что отношения между сторонами по существу являются трудовыми и лишь прикрываются таким договором:
— выполнение работы в течение всего срока действия договора, отвечающего признакам трудовой функции (вместо определенной работы, результат которой сдается заказчику) — в данном случае как раз он может быть водителем.
— подчинение работника (формально именуемого Исполнителем/Грузоперевозчиком) распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка),
— получение вознаграждения за работу периодически и вне зависимости от объема и характера работы.
Безусловно, при составлении договора можно снизить риски. Необходимо, чтобы отсутствовали обязательные для включения в трудовой договор условия о месте работы, характере работы, о должности работника и его трудовой функции, режиме его рабочего времени и времени отдыха, перечень трудовых обязанностей, обязанности работодателя по обеспечению условий труда, предоставлению оплачиваемого отпуска, выплате заработной платы в установленные сроки в соответствии с требованиями трудового законодательства, условий, обязывающих исполнителя подчиняться распоряжениям заказчика, который вправе по условиям договора только оценивать ход исполнения договора и качество оказываемых исполнителем услуг. Кроме того, из электронной переписки и фактических обстоятельств аналогично, не должно следовать указанных признаков. Только в этом случае трудовые отношения могут не признать.
Все равно можно квалифицировать как трудовые отношения?
Риски в этом всегда есть.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 года № 597-О-О суды общей юрисдикции, разрешая споры о признании сложившихся отношений между работодателем и работником трудовыми либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ.
Т.е. суд будет исходить не только из того, что написано в договоре, но из фактических обстоятельств.
Каждая сторона при наличии судебного спора будет предоставлять доказательства. Суд их оценит. На этот счет (вопроса) есть как положительная практика, так и отрицательная практика. Отсюда следует, что да, экспедитор может быть самозанятым.
СпроситьЗдравствуйте.
Экспедитор занимается грузоперевозками, то есть он перевозчик. А перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который принимает на себя по договору обязательства по перевозке пассажиров или грузов и багажа. Так сказано в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Поэтому для того, чтобы экспедитор на вас работал не по трудовому договору, а как самозанятый, этому экспедитору придется стать индивидуальным предпринимателем с применением спецрежима «Налог на профессиональный доход».
СпроситьЗдравствуйте, Елена. Лицо, которое осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, багажа или грузов, является перевозчиком. А согласно ст. 2 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007, перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявший на себя обязанность по договору выполнить перевозку пассажиров, доставку багажа или груза в пункт назначения.
Таким образом, перевозчик может стать самозанятым и платить НПД, но в статусе индивидуального предпринимателя. При этом транспортное средство должно быть собственным, арендованным или полученным по договору лизинга. Для перевозки пассажиров также требуется лицензия. А лицензирование грузоперевозчиков проводится в отдельных случаях — разрешение требуется на перевозку опасных отходов и этилового спирта свыше 25 %.
Некоторые особенности сотрудничества компании с самозанятым могут натолкнуть налоговиков на мысль о подмене трудовых отношений. Что может стать аргументом в пользу подмены трудовых отношений, ФНС описала в письме № ЕА-4-15/4674@ от 15.04.2022. А мы составили список моментов, которые нужно учесть при составлении договора с самозанятым перевозчиком, чтобы у ФНС не возникло претензий:
Оплата. В договоре не следует указывать размер ежемесячной оплаты. Самозанятый получает не оклад или заработную плату, а вознаграждение за оказание услуги или выполнение работы. В договоре перевозки с самозанятым можно указать тариф за пройденный километраж или фиксированную сумму за перевозку.
Объём работы. В договоре не стоит прописывать минимальный или стандартный объём работы, скажем, в месяц. И никаких сверхурочных.
Внутренний распорядок. Самозанятый не может соблюдать внутренний трудовой распорядок, работать по графику, проходить инструктаж на рабочем месте и расписываться об этом в журнале. Он предоставляет услуги или выполняет работу разово.
Транспортное средство. Самозанятый для перевозок не может использовать транспортное средство компании, если только не арендует его для выполнения работы.
Пропуск на территорию заказчика. Если пропуск оформлен на длительное время, это расценивается как факт подмены трудовых отношений.
Другими словами, с самозанятым подписывают договор ГПХ, и в нём не должно быть элементов трудового договора.
СпроситьПри определённых условиях - да.
Но надо заключить договор и посмотреть - а не трудовые ли отношения таким образом скрываются? ИФНС может с ГИТ не согласиться и будут проверки и штрафы, возможно.
В целом - явного запрета нет при соблюдении требований закона-
Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ.
Про перевозчика - надо уточнять. Экспедитор всё же не перевозчик по сути,
СпроситьЛицо, которое осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, багажа или грузов, является перевозчиком. А согласно ст. 2 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007, перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявший на себя обязанность по договору выполнить перевозку пассажиров, доставку багажа или груза в пункт назначения.
Таким образом, перевозчик может стать самозанятым и платить НПД, но в статусе индивидуального предпринимателя. При этом транспортное средство должно быть собственным, арендованным или полученным по договору лизинга. Для перевозки пассажиров также требуется лицензия. А лицензирование грузоперевозчиков проводится в отдельных случаях — разрешение требуется на перевозку опасных отходов и этилового спирта свыше 25 %.
Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция)
СпроситьЗдравствуйте, Елена!
Может. Главное, чтобы не исполнял трудовые обязанности. Поскольку по 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы, получаемые в рамках трудовых отношений.
Но в пенсии может потерять.
Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"Спросить