Должна ли организация регистрировать этот офис в налоговой инспекции как обособленное подразделение?

• г. Вологда

Наша организация зарегистрирована, арендует помещение и ведет хозяйственную деятельность в г Сокол и дополнительно арендует помещение под офис в другом городе. Должна ли организация регистрировать этот офис в налоговой инспекции как обособленное подразделение?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Ст. 83 Налогового кодекса РФ п.1 «учет налогоплательщиков» говорит о о том, что: «В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению». (в ред. Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ).

То есть, случат постановки на налоговый учет определены достаточно ясно.

Из п. 4 ст.83 НК следует, что «при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения». Однако, сам закон четко не определяет, какой момент можно считать созданием обособленного подразделения: момент принятия решения или момент регистрации изменений в учредительные документы в связи с созданием филиалов и представительств.

Кроме того, есть сложности в понимании что такое «обособленное подразделение организации». В п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ сказано, что «обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

Таким образом, из всего вышеизложенного следует вывод, что как только организацией принято решение о создании своего обособленного подразделения, необходимо определиться, необходима или нет государственная регистрация такого обособленного подразделения.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и аналогично п. 6 ст. 5 Закона «Об акционерных обществах» «Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц». Из данной нормы вытекает, таким образом, вывод, что изменения в устав общества (юридического лица) о наличии филиалов и представительств обязаны быть зарегистрированы в регистрирующем органе, и что эти изменения обязательны для третьих лиц, в том числе и для налогового органа, с момента государственной регистрации таких изменений (это вытекает из смысла статьи). Однако, налоговые органы чаще всего не обращают внимания на данное требование закона. Это связано с тем, что работники налоговой службы ориентируются только на налоговое законодательство, не обращая внимания, зачастую, на требования других законодательных актов. Это связано и с «нестыковкой» законов. Примером такой «нестыковки» является вышеназванная ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Данные юридические замечания, однако, иногда трудны для понимания простых предпринимателей; им просто иногда некогда разбираться в «юридических тонкостях». В нашем случае: как быть? Сразу после принятия решения о создании филиала идти в налоговый орган и подавать сведения о филиалах и представительствах? А если такое решение организации по каким-то моментам незаконно, что, если в регистрирующем органе будет отказано в регистрации изменений в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства, а вы уже стали на учет в налоговом органе? То есть вы стали на учет в налоговой инспекции по месту создания обособленного подразделения, а изменения в устав не прошли государственной регистрации в регистрирующем органе, и вы работаете без государственной регистрации филиала (нарушена норма Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Или, наоборот, вы не стали на учет в налоговом органе и работаете без постановки на учет в качестве налогоплательщика, хотя и зарегистрировали изменения в устав (нарушена налоговая норма).

Что можно посоветовать ?

Во-первых, организация должна знать о сроках постановки на налоговый учет по месту расположения филиала или представительства (один месяц с момента принятия решения), поэтому, принимая решение о создании своего обособленного подразделения, очень ответственно подойти к вопросу оформления принятого решения;

Во-вторых, до принятия такого решения предприятие должно решить вопрос о помещении, которое будет указываться в качестве юридического адреса, так как такой адрес указывается и в положении о филиале, и в принятом решении, и в тексте изменений в устав общества. Таким образом, к моменту принятия решения уже необходимо заключить договор аренды помещения, или каким-то иным образом оформить помещение под филиал или представительство, так как сама процедура поиска и оформления аренды довольно продолжительная, а это может повлиять на нарушение сроков постановки на налоговый учет.

В-третьих, подготовить юридически все необходимые для регистрации изменений в устав организации документы, разработать положение о филиале или представительстве, решить вопрос о размещении этого филиала, так как регистрация в налоговом органе идет по месту его расположения (у вас должен быть к этому времени оформлены правоустанавливающие документы: свидетельство о собственности, договор купли-продажи недвижимого имущества, договор аренды и т.д.); продумать вопрос о назначении руководителя обособленного подразделения, а также, будет или нет филиал или представительство вести самостоятельный баланс и др.;

В-четвертых, зарегистрировать данные изменения в устав организации в регистрирующем органе, согласовать размещение филиала или представительства в регистрирующем органе по месту его расположения, и только после этого встать на учет в налоговом органе по месту расположения обособленного подразделения. При этом желательно решить все вопросы по юридическому оформлению в течение общего срока, указанного в п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ, то есть в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Спросить

Вологда - онлайн услуги юристов