
Лицензия на авторемонт
Хочу заняться авторемонтом, в центре занятости сказали, что требуется лицензия и что это очень сложно, помогите советом.
Сертификация услуг по техническому обслуживанию
транспортных средств
Деятельность по обслуживанию транспортных средств не подлежит лицензированию. Однако услуги автосервиса требуют обязательной сертификации.
Перечень услуг по техническому обслуживанию транспортных средств, подлежащих обязательной сертификации, содержится в главе 28 "Услуги и работы" перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60.
Все услуги подобного рода делятся на три группы:
1) техническое обслуживание (регламентные работы, смазочно-заправочные работы, контрольно-диагностические работы и т.д.);
2) ремонт (замена агрегатов, узлов, деталей, ремонт двигателей, коробок передач, подвесок, электрооборудования и т.д.);
3) прочие услуги по техническому обслуживанию (установка дополнительного оборудования, ремонт и установка стекол автомобилей, предпродажная подготовка).
Общие требования к порядку сертификации услуг по техническому обслуживанию транспортных средств изложены в ТКП 5.1.04-2004 "Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации услуг. Основные положения".
Сертификация - это одна из форм подтверждения соответствия (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" (далее - Закон N 269-З)). Согласно ст. 25 Закона N 269-З подтверждение соответствия (и, следовательно, сертификация) может носить обязательный или добровольный характер.
Применительно к техническому обслуживанию транспортных средств обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах обязательной сертификации или добровольной сертификации.
Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям следующих технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА):
ТКП 132-2009;
СТБ 1641-2006 "Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки";
ГОСТ 17.2.2.03-87 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности";
ГОСТ 21393-75 "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности".
Требования к помещениям для осуществления конкретных услуг по техническому обслуживанию транспортных средств согласовываются с территориальными органами гигиены и эпидемиологии, а также инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Перечень необходимого инструмента, технологического оборудования, средств измерения и диагностики должен соответствовать требованиям технической документации на выполнение конкретных видов услуг. При этом должна обеспечиваться возможность проверки соответствия транспортного средства требованиям безопасности для окружающей среды.
Добровольная сертификация услуг проводится по инициативе заявителя на подтверждение соответствия услуг, обязательная сертификация которых не предусмотрена. Заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА на данную услугу .
Сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации. Следовательно, для начала проведения работ по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств заявителю необходимо подать соответствующую заявку в аккредитованный орган по сертификации: РУП "БелГИМ" (г. Минск, Старовиленский тракт, 93) или РУП БелНИИТ "Транстехника" (г. Минск, ул. Платонова, 22).
Требования, предъявляемые к организациям автосервиса
Перечень данных требований установлен подразделом 4.14 ТКП 132-2009.
Организации автосервиса подразделяются на три категории: A, B и C.
К категории A относятся организации фирменного автосервиса.
Категория B - это организации автосервиса, имеющие полномочия от официальных представителей изготовителей транспортных средств (в том числе и от организаций автосервиса категории A), оказывающие отдельные виды услуг и (или) производящие работы по техническим регламентам изготовителей транспортных средств. К предприятиям категории В также относятся организации автосервиса, являющиеся уполномоченными представителями изготовителей составных частей транспортных средств.
Предприятия автосервиса категории C обслуживают модели транспортных средств или оказывают виды услуг, не требующие обязательного обслуживания по технологическим регламентам изготовителей.
Изготовители транспортных средств, реализуемых на территории Республики Беларусь, обязаны документально оформить свои обязательства по их обслуживанию. Как правило, права на обслуживание таких транспортных средств предоставляются на основе соответствующих договоров белорусским юридическим лицам - уполномоченным представителям изготовителей в Республике Беларусь.
Организация обслуживания транспортных средств на территории Беларуси налагает на их изготовителей ряд обязательств:
создание сети предприятий категории A (фирменного автосервиса);
обеспечение организаций фирменного автосервиса технической и технологической документацией на обслуживание транспортных средств, запасными частями, материалами, специализированным инструментом и приспособлениями;
проведение обучения персонала организаций автосервиса.
Организация автосервиса в обязательном порядке должна располагать следующей документацией:
ТНПА на транспортные средства, изделия, материалы, на оказание отдельных видов услуг, а также содержащими требования к охране труда и охране окружающей среды;
технологическими картами по видам проводимых при обслуживании работ, руководствами по ремонту, сервисными книжками, каталогами деталей, узлов, прейскурантами;
справочной документацией.
Пример. Хозяйственным судом было отказано в удовлетворении искового заявления о взыскании суммы убытков по договору о техническом обслуживании транспортного средства, поскольку в материалах дела отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждающие нарушения исполнителем порядка проведения диагностики и ремонта автомобиля данной марки, предусмотренного заводом-изготовителем, и то, что использованное ответчиком диагностическое оборудование и уровень подготовки специалистов ответчика не позволяли квалифицированно выявлять имеющиеся неисправности.
К персоналу организаций автосервиса также устанавливается ряд обязательных требований. Так, работники автосервиса должны иметь документально подтвержденную квалификацию, адекватную сложности выполняемых работ, обладать знаниями и навыками согласно действующим в Республике Беларусь квалификационным справочникам и (или) международным нормам.
Капитальный ремонт транспортных средств организации автосервиса осуществляют в соответствии с требованиями следующих ТНПА: СТБ 928-2004 "Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт. Общие технические требования и правила приемки"; СТБ 929-2004 "Автомобили, их составные части, выпускаемые из капитального ремонта. Общие технические требования"; СТБ 930-2004 "Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из капитального ремонта. Комплектность".
Порядок обслуживания транспортных средств
Порядок приема и оформления заказов, выдачи транспортных средств после проведения их технического обслуживания предусмотрен разделом 5 ТКП 132-2009.
Транспортное средство принимается к техническому обслуживанию на основании письменной заявки заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем. Заявка должна содержать следующие реквизиты:
информацию, идентифицирующую заказчика;
данные, идентифицирующие транспортное средство (марка, модель, год выпуска, VIN-код);
работы, которые заказчик просит произвести, или дефекты, подлежащие устранению;
дату подачи заявки, подпись заказчика (либо уполномоченного представителя юридического лица);
дату приемки на обслуживание, заключение и подпись уполномоченного представителя организации автосервиса.
Справочно. VIN-код (Vehicle Identification Number) - это 17-символьный буквенно-цифровой код, представляющий собой идентификационный номер каждого автомобиля, в котором зашифрована информация о производителе, характеристиках транспортного средства и годе выпуска.
Как уже говорилось, в заявке должны указываться дата подачи заявки и дата приемки на обслуживание.
Заказчик представляет гарантийное письмо с указанием объема работ, подписанное руководителем организации и главным бухгалтером. Представитель заказчика предъявляет доверенность на право сдачи транспортного средства на техническое обслуживание и его получение от исполнителя.
На основании заявки заказчику назначается дата и время его прибытия для технического обслуживания. Если заказчик не прибыл в назначенное время для проведения работ, то транспортное средство принимается к обслуживанию в порядке общей очереди.
Прием заявки к исполнению оформляется заказом-нарядом или иным документом, подтверждающим заказ. Заказ регистрируется в журнале учета заказов или электронной базе заказов. В заказе-наряде указываются:
реквизиты заказчика и исполнителя;
данные, идентифицирующие транспортное средство (марка, модель, год выпуска, VIN-код);
содержание, сроки и стоимость обслуживания, срок выполнения заказа.
В заказе-наряде проставляются отметки и подписи об ознакомлении заказчика с порядком и сроками предоставления услуг, о согласии с объемами работ и первоначальной стоимостью обслуживания, о полученных от заказчика запасных частях и материалах, о проверке объема и качества обслуживания, а также об отсутствии (наличии) претензий.
Без оформления заявки и заказа-наряда исполнителем в присутствии заказчика при условии соблюдения требований законодательства по расчетно-кассовому обслуживанию могут оказываться следующие услуги:
шиномонтажные;
шиноремонтные;
уборочно-моечные;
смазочно-заправочные;
регулировочные;
диагностические и некоторые другие.
При оказании данных услуг исполнителем оформляется номерной талон.
Факт передачи транспортного средства исполнителю оформляется приемо-сдаточным актом по одному экземпляру для каждой из сторон.
Исполнитель вправе отказаться от принятия транспортного средства на техническое обслуживание, если требования заказчика противоречат требованиям ТНПА или технической документации изготовителя.
Срок исполнения заказов устанавливается по согласованию сторон.
Если исполнитель не может выполнить техническое обслуживание к установленному сроку, заказчик вправе отказаться от договора, оплатив при этом стоимость фактически выполненных работ, запасных частей и расходных материалов.
Заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если услуга была оказана некачественно по причине предоставления недостоверной или неполной информации об услуге или исполнителе.
Указанное основание одностороннего отказа исполнителя от договора не предусмотрено нормами главы 39 ГК, регулирующими возмездное оказание услуг, и установлено исключительно нормами ТКП 132-2009.
Общее основание одностороннего отказа от договора на техническое обслуживание транспортных средств, установленное п. 1 ст. 736 ГК, дублируется и в нормах ТКП 132-2009: заказчик вправе отказаться от услуг исполнителя и получить транспортное средство, оплатив стоимость фактически выполненных работ, запасных частей и расходных материалов (т.е. фактически понесенных расходов исполнителя).
В случае выявления в процессе обслуживания дефектов, влияющих на безопасность эксплуатации транспортного средства, исполнитель обязан проинформировать о них заказчика и предложить устранение неисправностей.
При несогласии заказчика на проведение работ по устранению неисправностей, угрожающих безопасности движения, или при невозможности устранения данных неисправностей исполнитель при выдаче транспортного средства в заказе-наряде или номерном талоне производит отметку: "Транспортное средство имеет дефекты, угрожающие безопасности движения".
Транспортное средство выдается заказчику после полной оплаты оказанных услуг. Выдача транспортного средства производится только после контроля полноты и качества оказанных услуг. По требованию заказчика ему возвращаются все замененные за плату дефектные узлы, блоки и другие детали.
При получении транспортного средства заказчик обязан проверить его комплектность, объем выполненных работ, исправность узлов и агрегатов, подвергшихся обслуживанию.
Отсутствие претензий по объему, качеству и стоимости оказанных услуг заказчик подтверждает подписью в заказе-наряде, копию которого с отметкой об оплате он получает при выдаче транспортного средства.
СпроситьГомель - онлайн услуги юристов
