Как защитить свой смартфон от мошенников, которые подключаются через звонок через ватсап?
Заявление в полицию пишите о мошенничестве. Решение банка зависит от того, был ли вирус.
СпроситьДамир,
У меня была похожая ситуация, банк "Россельхозбанк" средства мне были возвращены.
Поэтому обратитесь в СБ банка.
С 25 июля 2024 года банки будут обязаны вернуть гражданам похищенные мошенниками деньги
Закон № 369-ФЗ направлен на совершенствование механизма противодействия незаконным переводам денежных средств (антифрод). Согласно изменениям, банк отправителя должен будет вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента-физлица в следующих случаях:
если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Для исключения из нее регулятор утвердил отдельный порядок, который начнет действовать с 27 июля 2024 года;
если кредитная организация не направила гражданину уведомление о совершении перевода без согласия клиента. Признаки такого перевода сейчас установлены в приказе Банка России от 27 сентября 2018 г. № ОД-2525. Однако, с 25 июля 2024 года в силу вступит приказ Банка России от 27 июня 2024 г. № ОД-1027, добавляющий три новых критерия мошеннического перевода;
если банковская карта была потеряна или ею воспользовались без согласия владельца и он уведомил банк об этих фактах (в этом случае срок для возврата международного перевода – 60 дней).
ВАЖНО
Теперь проверять денежные переводы будут не только в банке отправителя, но и в банке получателя средств. Для возврата денежных средств клиенту необходимо отправить уведомление в банк-отправитель денежных средств. Его форма предусматривается в договоре между клиентом и кредитной организацией. После его получения банк обязан в течение 30 дней вернуть клиенту всю сумму, переведенную без его добровольного согласия. Таким образом, получение денег от мошенников становится проблемой банка, а не его клиента.
"Грядущие изменения в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее – Закон № 161-ФЗ) являются значительным шагом в направлении улучшения защиты прав клиентов банков. Введение обязательного возврата украденных средств в течение 30 дней повышает ответственность банков и усиливает доверие населения к финансовой системе. Однако для успешной реализации этих изменений потребуется значительная работа по улучшению систем безопасности и совершенствованию внутренних процедур банков", – подчеркивает директор центра противодействия мошенничеству компании "Информзащита" Павел Коваленко.
Кроме того, банки и платежные системы обязали проверять подозрительные операции и приостанавливать явно мошеннические действия между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента. Кредитные организации смогут замораживать такие операции на 2 дня. Если клиент принял такое решение не под давлением мошенников и не изменил его через двое суток, деньги перечислят автоматически. "Закон дает гражданам два дня в качестве "периода охлаждения". Он выглядит достаточно разумным. Однако если речь о легальном переводе, ошибочно сочтенном подозрительным, – это довольно долго, поскольку деньги "нормальному" получателю могут требоваться немедленно. С другой стороны, мошенники могут держать свою жертву в состоянии измененного сознания гораздо дольше, чем два дня", – считает юрист по банкротству физлиц компании "Финансово-правовой альянс" Евгения Боднар.
Кредитные организации также должны будут отключать дистанционное обслуживание мошенника при наличии информации от МВД России о совершенных им противоправных действиях. "Опять же встает вопрос оперативности обмена информацией между Банком России и органами МВД России для целей наполнения соответствующей базы данных. В какой момент органы полиции будут направлять данные о получателях денежных средств и используемых ими устройствах? В момент возбуждения уголовного дела? Проведения доследственной проверки? После признания лица подозреваемым/обвиняемым? Или после вынесения приговора суда? Все эти действия в уголовном процессе очень растянуты во времени. А отсутствие таких сведений в базе данных регулятора при совершении проверки подозрительной операции со стороны банка плательщика исключает ответственность такого оператора и возможность для клиента обратиться за возвратом денежных средств", – обращает внимание управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы "Щеглов и Партнеры", адвокат Юлия Лялюцкая. Директор департамента правового сопровождения, комплаенс, финансового мониторинга и информационной безопасности Банки.ру Мария Князева считает, что было бы целесообразно предусмотреть упрощенный порядок возбуждения уголовных дел по признакам мошенничества для банков, чтобы уже они, а не физлица, могли обращаться в правоохранительные органы за взысканием сумм в связи с мошенническими действиями.
Возможный минус ожидаемых нововведений – ошибочная блокировка обычных денежных переводов, в результате которой могут пострадать добросовестные граждане. Например, банк отклонил платеж клиента за покупку авиабилета, так как посчитал операцию подозрительной. Клиент в то же время думал, что оплата прошла, но после обнаружения отклонения операции он не смог вылететь и купить билет по той же цене. В результате действий оператора клиент понес дополнительные расходы. Однако взыскать убытки он не сможет, поскольку это прописано в законе: "оператор не несет ответственности перед клиентом за убытки" (п. 3.14., ст. 1 Закона № 369-ФЗ), – считает руководитель налоговой практики юридической компании Bishenov&Partners Оксана Соболева.
Усиление контроля за сим-картами
13 июня 2024 года в Госдуму внесли законопроект1, который в случае принятия обяжет операторов оповещать российских абонентов обо всех зарегистрированных на них телефонных номерах. Информация будет приходить через госуслуги и посредством СМС-сообщений. Пользователь получит возможность отказаться от услуг связи в том случае, если он не заключал договор. 19 июня 2024 года законопроект был принят в I чтении.
В пояснительных материалах к законопроекту указано, что им предусматривается обязательное оповещение абонента по всем его номерам у оператора связи о заключении с ним нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. Пользователю предоставляется право приостановить оказание услуг связи по договорам, которые он не заключал. Данная норма позволит в значительной мере сократить количество абонентских номеров, полученных с использованием мошеннических схем.
Документ также вводит особые требования для иностранцев:
они смогут приобретать SIM-карты только при личном посещении официальных салонов связи или точек продаж;
в договоре обязательно будут указываться IMEI-код устройства (телефона, планшета, ноутбука) и сведения о трудовых отношениях абонента с юрлицами и ИП;
иностранный гражданин сможет зарегистрировать на себя не более 10 номеров.
"В случае принятия законопроекта полезная во всех отношениях возможность контроля за SIM-картами появится на "Госуслугах" с 1 августа следующего года. Рассчитываем, что Минцифры России и операторы связи успеют реализовать необходимый для этого функционал. Иностранные граждане будут должны перезаключить договоры на сотовую связь до 1 марта, о чем получат уведомления за месяц. Непереоформленные SIM-карты планируется отключать от обслуживания", – написал в своем telegram-канале один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Антон Горелкин.
В случае принятия закон вступит в силу 1 ноября 2024 года.
Новые меры Банка России по определению нелегальных переводов
С 25 июля 2024 года (одновременно с Законом № 369-ФЗ) в силу вступают поправки, предложенные регулятором, которые расширяют перечень признаков мошеннических операций. Речь идет о трех новых критериях, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения переводов злоумышленникам.
Теперь приостановка операций должна происходить также, если:
перечисления происходят на счета, по которым уже совершались мошеннические действия, – даже в случае, когда информации о мошенниках нет в соответствующей базе;
есть информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств;
имеются данные от сторонних организаций, свидетельствующие о мошеннических операциях. Это может быть информация от сотовых операторов о том, что перед денежным переводом клиент вел продолжительные телефонные разговоры с незнакомыми абонентами и (или) получал большое количество сообщений с неизвестных номеров, в том числе в мессенджерах и (или) по электронной почте.
Напомним, что сейчас таких признаков 3, их утвердили в 2018 году. Так, о переводе денег без согласия клиента можно говорить, если:
получатель средств числится в базе данных Банка России;
устройства, с использованием которого производится перевод, находится в указанной базе данных;
характер, параметры и объем проводимой операции не соответствуют обычным операциям клиента (например, не совпадает устройство, с помощью которого она выполняется).
Для получения подробной консультации по данному вопросу рекомендуется обратиться к адвокату\юристу специализирующемся на данной отрасли права, как вариант на данном сайте, остальные источники являются менее приоритетными
СпроситьУзнаете в банке, какое будет решение. Скорее всего, это решение вам не понравится.
Спросить