По вашему мнению, с какого класса ребёнок должен самостоятельно выполнять домашнее задание?
597₽ VIP
Все индивидуально. Этот навык надо прививать.
СпроситьЗдравствуйте, Олег! Слишком индивидуальный вопрос. В начальных классах детям еще сложно, в средних уже могут постепенно сами делать, а в старших классах уж точно родители вряд ли помогут, т.к. забыли уже школьную программу. Так что промежуточную аттестацию проходить (ст.58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") детям там приходится уже точно без помощи в подготовке со стороны родителей, - там нанимают уже репетиторов, если есть проблемы с успеваемостью.
СпроситьВ российском законодательстве нет прямого указания на возраст, с которого ребенок может самостоятельно выполнять домашнее задание.
Однако есть нормы, которые косвенно регулируют этот вопрос.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
Статья 44, часть 1: родители (законные представители) несут ответственность за получение детьми общего образования.
Статья 43, часть 1: обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, что включает выполнение домашних заданий.
Это означает, что выполнение домашней работы — обязанность ребенка, но родители должны контролировать образовательный процесс.
2. СанПиН 2.4.3648-20 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28) регулирует объем и продолжительность процесса обучения.
Домашнее задание дают детям со 2 класса, подразумевая, что ребенок способен выполнять домашнее задание самостоятельно, затрачивая на это до 1,5 часов в день, но родители могут помогать при необходимости.
Если Вы понимаете, что ребенок не может выполнять домашнее задание самостоятельно, то вы, как родитель, обязаны ему помочь, во исполнение своих родительских обязанностей.
СпроситьЗдравствуйте, Олег! Это во многом зависит от самого ребёнка, его уровня самостоятельности, привычек и требований школы. В идеале, с 1-2 класса ребёнок уже должен учиться делать уроки сам, хотя родителям всё равно придётся помогать, проверять и направлять. Полностью самостоятельная работа, без контроля взрослых, чаще всего возможна к 4-5 классу, когда у ребёнка формируются навыки организации времени и ответственности. Но даже в старших классах некоторым детям нужна помощь в планировании или объяснении сложных тем. Главное — не просто требовать самостоятельности, а помогать ребёнку постепенно к ней прийти: сначала вместе разбирать задания, учить его планировать время, а потом давать больше свободы и контролировать результа
СпроситьЭто явно не к юристам вопрос!
Родители следят за ребёнком и помогают ему во всём - ст. 63 СК РФ, при этом вмешиваются, когда права и интересы ребёнка нарушаются- ст. 64 СК РФ.
Школа в рамках ФЗ Об образовании выполняет свои функции.
Ребенок-вундеркинд школу в 13 лет заканчивает и в университет поступает, отсталый ребёнок может с трудом что-то закончить к 20 годам.
А в среднем всё устаканено - в третьем классе сам ребёнок в силах почти всё сам делать, если не ленится и в телефоне не сидит.
Ваш вопрос всё же в иной плоскости...
СпроситьОлег, здравствуйте.
Лично мое мнение - каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети вполне способны сами выполнять домашнее задание с первого класса. А некоторых следует контролировать и помогать им даже в седьмом классе.
В соответствии со ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому спросите мнение Вашего ребенка.
СпроситьКак установлено в пп.1 п.1 ст.43 закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
То есть ребёнок учиться самостоятельно, педагоги и родители оказывают только содействие. Отсюда вывод: все домашние задания ребенок должен выполнять сам. Иначе имеется риск, что ничему (или почти ничему) он не научится.
СпроситьОбщие рекомендации по классам:
1. Начальные классы (1-4 классы):
- В этих классах дети еще только начинают осваивать школьную программу, и им зачастую необходима помощь родителей в выполнении домашних заданий. Дети могут не понимать материал или испытывать затруднения в его усвоении, поэтому участие родителей является ключевым на этом этапе.
2. Средние классы (5-9 классы):
- В этом периоде дети начинают более уверенно осваивать учебный материал и могут выполнять домашнее задание самостоятельно. Однако, родительская поддержка и контроль остаются важными. Важно также, чтобы дети развивали навыки планирования и самостоятельного обучения.
3. Старшие классы (10-11 классы):
- В этом возрасте многие подростки способны полностью выполнять домашние задания самостоятельно, однако бывают случаи, когда им требуется помощь, особенно в сложных темах или при подготовке к экзаменам. На этом этапе важно развивать у них ответственность за собственное образование.
- В соответствии с статьей 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", у детей есть право на образование, и они должны осваивать учебный план в рамках данного права без посторонней помощи, что особенно актуально при промежуточной аттестации.
В целом, можно сказать, что с 5-6 класса дети могут постепенно переходить к выполнению домашних заданий самостоятельно, но поддержка родителей является важной на всех этапах обучения. Каждый ребенок индивидуален, и важно учитывать его способности и уровень подготовки.
СпроситьЗдравствуйте, Олег!
Вопрос очень оригинальный требует аналитики нормативно-правовых актов и творческого подхода одновременно.
В соответствие с ст.43 закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали:
- во 2 - 3 классах - 1,5 ч,
- в 4 - 5 классах - 2 ч,
- в 6 - 8 классах - 2,5 ч,
- в 9 - 11 классах - до 3,5.
Обращаясь к практике, хочу отметить, что время, которое тратит ученик, обучающийся, например, по программе Школа России в 2, 3 классе тратит не 1,5 часа, а около 2,5 - 3 часов.
Выполнять домашние задания самостоятельно - нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.
- У кого-то развиты физико-математические способности, у кого-то гуманитарные науки.
- Память тоже важный аспект. Отражается на времени выполнения ДЗ.
Самостоятельное выполнение дз с помощью родителей, по моему мнению, - 2 классе, в 3 классе помощь родителей минимизируется, родитель очень старается дистанцироваться от учебы ребенка.
Необходимо разграничивать полномочия: если в школе задали сложный проект 2-3 класс необходима помощь родителей, например, подготовить проект по окружающему миру тема: "Золотое кольцо России", проект (найти информацию выучить), подготовить презентацию, и презентовать в классе.
Русский язык 3 класс - знание всех разборов: синтаксический, фонетический, морфологический, по составу - очень много времени, сил и нервов, чтобы ребенок все понял и стал сам применять на практике.
Таким образом, Олег, гипотетически ребенок может самостоятельно выполнять ДЗ с 3 класса, а в реале с учетом школьной программы, требований учителя, бесконечных карточек, ВПР и тд. может и с 4 класса.
Надеюсь мой ответ станет для Вас полезным.
Желаю удачи Вам и Вашему ребенку: в покорении наук и получении новых знаний!
СпроситьК концу четвёртого класса ребёнок должен уметь выполнять домашнее задание полностью самостоятельно.
В пятом классе наступает период адаптации к новым условиям обучения, и в течение первой четверти помощь родителей снова становится востребована. Школьник должен знать, что он всегда может обратиться за помощью к взрослым.
У каждого ребёнка всё очень индивидуально, и нет универсальной инструкции, по которой можно точно определить, когда пора разделить с школьником это бремя.
ст. 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
СпроситьУважаемый Олег, здравствуйте!
Конституция РФ и законодательство об образовании, в частности, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устанавливают общее право на образование и обязательность основного общего образования. Однако они не содержат конкретных требований к самостоятельному выполнению домашних заданий.
--------
Приказ Министерства просвещения РФ от 7 октября 2022 г. № 888, который ввел понятие "домашнее задание", подчеркивает необходимость добросовестного освоения образовательной программы, включая выполнение домашних заданий. Важным аспектом приказа является то, что объем домашних заданий должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и учитывать возрастные, психофизические особенности, способности и интересы обучающихся.
-----------
Санитарные нормы и правила (СанПиН) устанавливают определенные рекомендации по нагрузке школьников разного возраста, что может косвенно влиять на то, как и когда учащиеся должны приступать к самостоятельному выполнению домашних заданий. Например, СанПиН ограничивает максимально допустимое время выполнения домашних заданий в зависимости от возраста ребенка.
----------
С учетом вышеперечисленного, конкретный класс, с которого ребенок должен полностью и самостоятельно выполнять домашнее задание, прямо не установлен законодательными актами. Вместо этого рассматриваются условия возрастных и психофизических особенностей детей. Поскольку индивидуальные способности детей различаются, четкое определение конкретного класса может быть не вполне корректным.
С уважением!
С практической точки зрения, дети на начальном этапе образования (начальная школа) выполняют домашние задания при поддержке взрослых, в то время как в среднем и старшем звене возможно требование более самостоятельного подхода
С уважением!
СпроситьПромежуточную аттестацию проходят в начальных классах с помощью родителей до 4 класса.
При этом родители обязаны участвовать в жизни своих детей, участвовать в их образовании, это предусмотрено законом.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
- см. ст. 43, 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 63, 64 СК РФ
СпроситьДобрый день, Олег.
С 1 класса, дабы привить самостоятельность, интерес и стремление к учебе,
законным представителям остается только наблюдать и направлять.
На законодательном уровне, не определен точный возраст с которого ребенок должен (может) выполнять домашнее задание самостоятельно, однако для ответа на Ваш вопрос, с точки зрения действующего законодательства, необходимо обратиться к Письму Минобрнауки России от 18.06.2015 N НТ-670/08 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"), в котором разъяснено, что:
1.2. Домашнее задание — специально отобранное или сконструированное педагогом учебное задание, предназначенное для самостоятельного, парного, группового, совместного с родителями (законными представителями) выполнения обучающимися во внеучебное время.3.5. В первом классе выполнение домашних заданий допустимо не более 1 (одного) часа; домашние задания вводятся постепенно с подробным объяснением обучающимся хода их выполнения (включая организацию процесса).
3.6. В начальной школе и в 5–6 классах основной школы домашние задания на выходные не задаются. В 7–11 классах допустимы домашние задания на выходные дни, направленные на повторение и систематизацию полученных знаний, в объеме, не превышающем 1⁄2 установленных СанПиНом норм (см. п. 3.10). На праздничные дни домашние задания не задаются.
3.7.Домашние задания на каникулярное время не задаются2; рекомендуется предоставление обучающимся списка литературы для самостоятельного чтения.
3.8.Объем домашних заданий не может превышать 1⁄2 от объема работы, выполненной на уроке.
3.9. При организации домашней работы к следующему учебному дню учитывается суммарный объем домашних заданий, их трудоемкость и временные затраты на выполнение.
ФЗ № 273 "Об образовании в РФ"Спросить
Здравствуйте, Олег! В соответствии с пп.1 п.1 ст.43 закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
"обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план".
Задача же родителей по мере сил и возможностей помочь своему ребенку в освоении этой учебной программы. Родители безусловно должны в 1, 2 классе помогать с уроками. А вот в 3- 4 классе нужно уже приучать ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий, соответственно с 5 класса ребенок должен полностью сам делать уроки.
Спросить