Как отличить связанное с выездом на встречку опережение и не связанное?

• г. Южно-Сахалинск
Суть спора водителей. Шедший сзади: "Я был в состоянии обгона! Я 20 км шёл с большей скоростью и есть факт выезда на встречку с целью обгона. Соответственно, мой обгон начался раньше, чем от включил поворотник и начал левый поворот". Шедший спереди: "Я включил поворотник, посмотрел в зеркало - никого не увидел. Начал поворот, а так он как выскочит, как выпрыгнет...?" И уверяет, что он не должен постоянно смотреть в зеркало, а тот самый миг, когда посмотрел, совпал с нахождением обгоняющего авто в его слепой зоне... в ПДД РФ не нашла нормы, обязывающей следить за событиями сзади не одним мгновением, хотя без этого ПДД РФ соблюдать было бы вообще невозможно. Но где обязывающая норма, на которую сослаться?
Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Прямой нормы, говорящей "непрерывно смотри в зеркала", в ПДД действительно нет. Однако обязанность убедиться в безопасности маневра вытекает из системного толкования нескольких статей ПДД и является длящейся, а не мгновенной.

Пункт 8.1 ПДД: "Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения."

· Ключевой момент: Обязанность "не создавать опасность и помехи" — это не разовое действие ("посмотрел один раз — и всё"), а условие, которое должно соблюдаться на протяжении всего маневра. Если водитель начал поворот, когда это было безопасно, но в процессе поворота появилось препятствие (обгоняющий автомобиль), он должен прекратить маневр или скорректировать его, чтобы не допустить ДТП. Маневр не заканчивается в момент включения поворотника.

2. Обязанность убедиться в безопасности маневра

Эта обязанность прямо следует из п. 8.1 и является его неотъемлемой частью. Суды и органы власти в подобных спорах исходят из того, что "убедиться" — это значит предпринять все разумные меры для оценки дорожной ситуации, а не просто формально бросить взгляд.

Аргументация против позиции "посмотрел один раз":

· Дорожная обстановка динамична и меняется ежесекундно.

· "Слепая зона" — это известный и учитываемый фактор. Опытный водитель знает о ее существовании и принимает меры: делает короткий поворот головы для контроля слепой зоны, особенно перед началом опасного маневра (поворот налево через встречную полосу).

· Если бы обязанность ограничивалась одним мгновенным взглядом, то выполнение п. 8.1 (не создавать помех) было бы невозможным, как вы и верно заметили.

3. Обгон и его приоритет

Пункт 11.2 ПДД. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

· "Транспортное средство, движущееся впереди, подало сигнал поворота налево;"

· "Следующее за ним транспортное средство начало обгон;"

· "По завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу."

Здесь важны оба абзаца:

· Для обгоняющего: Если он начал обгон уже после того, как впереди идущее ТС подало сигнал поворота налево, он нарушает п. 11.2. Его аргумент "я уже был в состоянии обгона" будет проверяться по показаниям видеорегистраторов, схемам и расчетам.

· Для поворачивающего: Подача сигнала поворота не дает ему права сразу начинать маневр, "освящая" его. Он лишь информирует других о своем намерении. Преимущество в движении у того, кто движется прямо по своей полосе (в данном случае — обгоняющий, если он начал маневр первым).

Сводный анализ и выводы для спора

1. Кто виноват? В 99% таких ДТП вину признают обоюдной, но с разной степенью.

· Поворачивающий (шел спереди): Нарушил п. 8.1 ПДД, так как не убедился в безопасности маневра в полной мере. Его ссылка на "слепую зону" обычно не принимается как оправдание, так как он должен был компенсировать этот фактор дополнительным вниманием (поворотом головы).

· Обгоняющий (шел сзади): Нарушил п. 11.2 ПДД, если он начал обгон после того, как был включен поворотник. Его аргумент "я шел с большей скоростью" не отменяет запрета на обгон при включенном левом поворотнике у впереди идущей машины.

2. На какую норму ссылаться поворачивающему водителю в споре?

· Основная норма — п. 8.1 ПДД. Требуется доказывать, что обгоняющий начал свой маневр после включения поворотника, тем самым создав аварийную ситуацию, которую поворачивающий не мог предвидеть при первоначальной проверке.

· Дополнительная норма — п. 11.2 ПДД. "Водителю запрещается выполнять обгон, если... транспортное средство, движущееся впереди, подало сигнал поворота налево".

3. На какую норму ссылаться обгоняющему водителю?

· Основная норма — п. 8.1 ПДД в отношении поворачивающего. Нужно доказывать, что он начал обгон до включения поворотника, и у него уже был приоритет. Поворачивающий же, включив поворотник, не убедился в завершении обгона и начал маневр, создав помеху и опасность.

Итогo: Прямой фразы "должен постоянно смотреть в зеркала" нет. Но есть толкуемая как длящаяся обязанность убедиться в безопасности маневра (п. 8.1 ПДД). В спорной ситуации решающим будет доказательство (чаще всего видео), кто начал свой маневр первым: обгоняющий — свой обгон, или поворачивающий — подачу сигнала и поворот. Если поворотник был включен до начала обгона — вина преимущественно на обгоняющем. Если обгон уже шел, а поворотник включили и начали поворот — вина преимущественно на поворачивающем.

Спросить