Можем ли мы получить освободившуюся комнату бесплатно, признавая себя малоимущими?

• г. Москва

Мы с мамой прописаны по договору соц. найма в одной комнате - трехкомнатной коммунальной квартиры. Кроме нас прописаны еще две семьи - в каждой из комнат. Обе эти семьи стояли долгое время на очереди по улучшению жилищных условий. Два или три года назад одна из семей получили помощь государства и приобрели квартиру, сохранив при этом комнату (проживают в ней до сих пор), вторая семья в настоящее время так же получила помощь и скоро уедут. Но их комната остается городу. Насколько мне известно, мы можем претендовать на эту комнату и в настоящий момент занимаемся вопросом о признании нас нуждающимися в улучшении жилищных условий (на двоих у нас 13,9 комната и 23,0 полезная площадь). Вопрос в том, что существует два варианта очереди - как малоимущие (на бесплатное жилье, как мне сказали по ней в данный момент получают жилье очередники 1992 года) и просто нуждающиеся в улучшении (где просто оказывают поддержку - субсидии или что-то). Пакет документов несколько отличается. Нужно ли нам признавать себя малоимущими, чтобы была возможность получить освободившуюся комнату бесплатно? И если да, не получится ли так, что нас просто поставят в эту дооолгую очередь? Другого жилья у нас нет.

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

(в ред. законов г. Москвы от 24.01.2007 "N 2",

от 18.06.2008 "N 24", от 24.09.2008 "N 45",

от 27.01.2010 "N 2", от 08.09.2010 "N 37", от 02.03.2011 "N 7",

от 05.10.2011 "N 44", от 27.06.2012 "N 30", от 14.11.2012 "N 57",

от 29.05.2013 "N 28", от 19.06.2013 "N 31")

Статья 9. Учетная норма площади жилого помещения

1. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

2. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений "статей 7" и "8" настоящего Закона.

(часть 5 в ред. "Закона" г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

(см. текст в предыдущей "редакции")

6. При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.

7. Граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются.

Статья 11. Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях

1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со "статьей 49" Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в "статье 7" настоящего Закона.

(в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). "Форма" заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

(в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

3. Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.

(часть 3 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

4. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.

(часть 4 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

5. Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

(часть 5 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

6. Гражданину, подавшему заявление, выдается расписка в получении от него документов, указанных в "частях 4" и "5" настоящей статьи, с указанием их перечня и даты получения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, а также с указанием перечня документов, которые будут получены указанным органом по межведомственным запросам. Уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается заявителю многофункциональным центром.

(часть 6 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.

(часть 7 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

8. Решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр срок принятия соответствующего решения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.

(часть 8 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

9. Решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом принимается в форме распоряжения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.

(часть 9 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

10. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдает или направляет заявителю, в том числе через многофункциональный центр, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие такого решения, направляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в многофункциональный центр для выдачи заявителю, если иной способ получения не указан заявителем.

(часть 10 в ред. "Закона" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

(см. текст в предыдущей "редакции")

11. Копию решения о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин, подавший заявление, может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.

(часть 11 введена "Законом" г. Москвы от 19.06.2013 N 31)

Спросить

Учётная норма жилого помещения на каждого проживающего в г. Москве установлена в 10 кв. м. во исполнение ст. 50 ЖК РФ ("...Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях...").

У Вас на двоих 13 кв. м. жилья.

Закон г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предоставляет Вам возможность получения жилья, но нужен ценз проживания в 10 лет минимум.

Для получения освободившейся комнаты не обязательно признавать себя малоимущими, достаточно признаться нуждающимся согласно ст. 8 Закона и на основании ст. 24 Закона ("Жилые помещения по договору найма предоставляются: ...жителям города Москвы, являющимся нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире и обеспеченным по нормам предоставления на каждого члена семьи, в случае освобождения изолированного жилого помещения в этой коммунальной квартире и при отсутствии проживающих в этой квартире жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий...") и ст. 59 ЖК РФ ("Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. 2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления") занять освобождающиеся комнаты в Вашей коммунальной квартире. Либо согласно ст. 31 Закона получить субсидию "Субсидия может быть использована жителями города Москвы: ...собственниками или нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, на покупку освобождаемого жилого помещения в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому жилому помещению в данной квартире, если в результате выкупа граждане будут обеспечены жилой площадью более учетной нормы. В случае освобождения комнаты, принадлежащей на праве собственности городу Москве, для предоставления в собственность гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с использованием средств субсидии, ее отчуждение осуществляется по рыночной стоимости").

Спросить

Статья 59 ЖК РФ регулирует порядок предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире Освободившиеся жилые помещения в коммунальной квартире согласно п. 1 данной статьи, предоставляются одному из нанимателей или собственников в указанной квартире. Предоставление этих помещений осуществляется на основании заявлений соответствующих граждан и при условии, что на момент освобождения жилого помещения данные граждане признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Если в коммунальной квартире отсутствуют граждане, которые признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, то освободившееся жилое помещение на основании п. 2 комментируемой статьи предоставляется гражданам, проживающим в коммунальной квартире, которые могут быть признаны малоимущими и обеспечены общей площадью жилого помещения менее нормы предоставления на одного человека. В этом случае освободившееся помещение предоставляется таким гражданам на основании их заявления.

В случае если в коммунальной квартире не проживают малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо граждане, обеспеченные общей площадью менее нормы предоставления на одного человека, то освободившееся помещение предоставляется гражданам по договору купли-продажи если они обеспечены общей площадью менее нормы предоставления. В этом случае также необходимо заявление таких граждан.

При отсутствии в коммунальной квартире всех перечисленных категорий граждан освободившееся жилое помещение предоставляется другим гражданам на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном комментируемой главой. "...Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище...

Спросить