Подрядчик по муниципальному контракту нарушил сроки выполнения работ, как отразить в формах КС-2,3 сумму пени?
Подрядчик по муниципальному контракту нарушил сроки выполнения работ, как отразить в формах КС-2,3 сумму пени?
Добрый день!
В случае нарушения сроков контракта, заключенного по итогам размещения заказа, его условиями может быть предусмотрена уплата неустойки, штрафа или пеней в установленном размере.
Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения такого обязательства начиная со следующего дня после даты истечения закрепленного в контракте срока исполнения.
Обратите внимание: размер неустойки не может быть ниже предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг...».
То есть в рассматриваемом случае ее объем устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты неустойки.
Позиция главного финансового ведомства относительно действий учреждения в такой ситуации отражена в письме Минфина России от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959.
Порядок взыскания зависит от типа учреждения
Порядок взыскания неустойки с поставщика (подрядчика, исполнителя) зависит от типа учреждения: бюджетного или казенного.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Принимая во внимание положения статей 125, 126 Гражданского кодекса РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, возникающих из госконтрактов, кредитором в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд. И кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров, заключенных ими по итогам размещения заказа, становятся сами бюджетные учреждения. При оплате гражданско-правовых договоров такое учреждение вправе руководствоваться положениями статьи 410 Гражданского кодекса РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил.
С казенными учреждениями все сложнее. При неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств, возникающих из контракта, их исполнение должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.
В отношении уплаты неустойки кредитору – публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что, согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, средства от применения мер гражданско-правовой ответственности признаются неналоговыми доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для распределения в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.
Отражение операций в бухгалтерском учете
Из анализа приведенных норм можно сделать вывод, что исполнение обязательства по перечислению неустойки, штрафа или пеней получателя бюджетных средств в доход бюджетной системы РФ по условиям государственного (муниципального) контракта возлагается на заказчика (ст. 313 Гражданского кодекса РФ). Эта статья регламентирует исполнение обязательства третьим лицом. В рассматриваемом нами случае государственный (муниципальный) заказчик за исполнителя удерживает и перечисляет в бюджет сумму неустойки по контракту.
В таком варианте начисление по исполнению денежного обязательства по госконтракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства подрядчиком (поставщиком), о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки.
Контракт также может быть оплачен исполнителю в размере суммы, уменьшенной на объем неустойки, пеней, штрафов, при условии перечисления в установленном порядке неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Перечисление производится на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого перечисляется неустойка по условиям контракта.
Исходя из пунктов 2 и 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, начисленные и поступившие в доход бюджета суммы неустойки, пеней, штрафов по госконтракту (на основании актов) учитывают подведомственные главному администратору доходов администраторы согласно соответствующему правовому акту.
СпроситьНаша организация (подрядчик) заключен контракт на ремонт крыльца с установкой пандусов в МБДОУ (заказчик). срок выполнения работ до 01.07.2021, срок контракта до 01.08.2021. По итогу работы сданы в октябре, контракт закрыт на меньшую сумму (не приняли светильники, домофон, пороги с установкой), пеня также списана с подрядчика. Возможно ли подрядчику подать заявление в суд на выплату твердой стоимости по контракту?
Никто не запрещает подрядчику предъявить иск стст 125-126 АПК РФ к МБДОУ Докажите в суде согласно ст 65 АПК РФ необходимость выплаты в твердой стоимости - значит суд будет на вашей стороне.
СпроситьДумаю вряд ли, ведь если работы сделаны некачественно (их не приняли), то оплатили только принятые работы, истребовать деньги за непринятую работу не станут. Хотя для более детального ответа конечно необходимо изучать документы.
СпроситьВ данной ситуации все будет зависеть от того, каким образом выполнены работы.
Если суд установит, что работы выполнены качественно и в полном объеме, суд взыщет всю сумму по контракту.
По таким спорам все упирается в заключение строительной экспертизы.
СпроситьОпределение размера пени.
Заключен контракт на выполнение работ. Подрядчик нарушил сроки выполнения работ. В контракте прописано, что за нарушение сроков он уплачивает Заказчику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Имеем ли мы право взыскать пени на основании Постановления Правительства РФ от 25.11.13 №1063
Можно ли это увеличение узаконить заключением дополнительного соглашения к муниципальному контракту?
Заключили муниципальный контракт с администрацией с/п на выполнение строительных работ. При выполнении работ, возникла необходимость выполнения работ не предусмотренных проектно-сметной документацией (иначе объект не сдать) Сумма контракта увеличивается. Можно ли это увеличение узаконить заключением дополнительного соглашения к муниципальному контракту?
Муниципальный подрядчик выполняет работы в соответствии с контрактом. Виды работ указаны в приложениях. Заказчик письмом просит выполнить виды работ, отсутствующих в контракте. Данные виды работ не имеют никакого отношения к выполнению контракта, совершенно иная область производства. Причем выполнение работ заказчиком предлагается оформить как работы по заключенному контракту. Какие риски в данном случае несет подрядчик в случае выполнения работ?
Здравствуйте. При выполнении работ, не предусмотренных договором или дополнительным соглашением подрядчик несет риск что эти работы не будут оплачены. Прежде чем выполнять эти работы рекомендую заключить дополнительное соглашение, составить документы об объеме и стоимости работ.
СпроситьСамый главный риск-оплату не получите, если не будет заключено дополнительное соглашение к контракту с указанием объемов работы и суммой оплаты.
СпроситьМы являемся заказчиком. Заключен контракт на капитальный ремонт здания. Срок выполнения работ 120 дней. Срок действия контракта до 31.12.21 г. Подрядчик не успевает выполнить работы в срок. Мы направляем подрядчику требование с расчетом пени до 31.12.2021 и продлением банковской гарантии, после оплаты пеней заключаем доп соглашение по п.9 ч.1 ст. 95 "по вине подрядчика" на срок выполнение работ 115 дней. Правильны ли наши действия? И скажите пожалуйста, расчет пени нужно делать до 31.12.21 или до окончания выполнения работ т.е. 31.03.2022? А так же от какой суммы рассчитывать пени, если частично приняты КС-2 и КС-3 в 2021 году.
Условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и после истечения предусмотренного контрактом срока выполнения работ.
Обоснование вывода:
Ни Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), ни Гражданским кодексом РФ, на нормах которого основывается этот закон, не установлены общие требования к сроку действия государственных (муниципальных) контрактов. Государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор (пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), который прекращается по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ). Одним из таких оснований является надлежащее исполнение (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. При этом условие о сроке действия контракта не является обязательным* (1). Само по себе истечение указанных сроков не прекращает возникшие из контракта обязательства (например, обязательство подрядчика выполнить предусмотренную контрактом работу и встречное обязательство заказчика по оплате выполненной работы). Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ при отсутствии в законе или договоре специального условия о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, такой договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, наступление конечного срока выполнения работы никак не влияет на судьбу возникших из контракта обязательств: по истечении указанного срока у подрядчика сохраняется обязанность выполнить работы, а у заказчика оплатить их. Возможность изменения условий контракта по основанию, предусмотренному ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не поставлена законом в зависимость от того, наступил ли предусмотренный контрактом конечный срок выполнения работ. Следовательно, в рассматриваемой ситуации контракт продолжает действовать и, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ и Законом N 44-ФЗ, может быть изменен при наличии оснований, указанных в ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в том числе на основании ч. 7 этой статьи)* (2).
При этом, разумеется, в случае нарушения подрядчиком срока выполнения работ заказчик обязан направить ему требование об уплате пеней (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
2. Если подрядчиком допущено нарушение промежуточных сроков выполнения работ, заказчик не только вправе, но и обязан выставить требование об уплате неустойки до подписания соглашения о продлении сроков исполнения контракта.
После подписания дополнительного соглашения основания для предъявления требований об уплате неустойки могут возникнуть только в будущем.
Обоснование вывода:
Пункт 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность однократного изменения срока исполнения контракта в случае невозможности выполнения работ на прежних условиях вследствие независящих от сторон обстоятельств или по вине подрядчика. В указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений. Для изменения контракта в случае его неисполнения в срок по вине подрядчика предусмотрено дополнительное условие: отсутствие неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с законом, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта.
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
Во-первых, Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные сроки для заключения соглашения о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Из буквального прочтения указаний п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заключение данного соглашения возможно, если контракт не исполнен в установленный им срок, причем при наличии вины подрядчика - только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, которые также могут быть предъявлены в полном объеме после окончания срока выполнения работ. То есть получается, что соглашение о продлении срока выполнения работ по вышеназванному контракту можно заключить только после окончания срока выполнения работ либо в последний день, когда станет очевидно, что контракт уже не исполнен в изначально установленный им срок.
Однако, по нашему мнению, буквальное прочтение приведенной нормы делает ее реализацию на практике чрезвычайно затруднительной, а в некоторых ситуациях противоречащей логике хозяйственной деятельности.
Дело в том, что п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливает условием изменения контракта, помимо прочего, невозможность исполнения контракта в установленный срок по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Как представляется очевидным, внесение изменений в проектную документацию практически всегда означает изменение видов (состава) и объемов работ по контракту, в то время как п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает изменение только срока исполнения контракта, но не видов и объемов работ. Изменение видов и объемов работ по контракту предусмотрено иными нормами - пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который может применяться, только если возможность его применения предусмотрена документацией о закупке, и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который применяется только к долгосрочным особо финансово значимым контрактам на выполнение строительных работ и сам по себе предусматривает возможность изменения и видов и объемов работ и срока исполнения контракта. Получается, что если при исполнении контракта выявляется необходимость внесения изменений в проектную документацию, влекущих невозможность исполнения работ по контракту в изначально установленный контрактом срок, стороны контракта должны сперва подписать соглашение об изменении видов и объемов работ на основании пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а затем уже - соглашение об изменении срока исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом если стороны не согласуют новые сроки выполнения работ на момент внесения изменений в проектную документацию в части видов и объемов работ, то подрядчик должен будет выполнять работы в ином составе, что с большой долей вероятности подразумевает и иные сроки их выполнения. В результате подрядчик формально будет выполнять работы с просрочками и заказчик должен будет требовать от него уплаты пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), хотя в данном случае подрядчик не должен нести ответственность в силу ст. 401, п. 1 ст. 716 ГК РФ, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
На наш взгляд, в данном случае возможно применение норм гражданского законодательства по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Полагаем, что логически должно быть верно и обратное - если в силу того, что выполнение работ, виды и объемы которых изменились по согласованию сторон, в изначально установленные сроки явно невозможно, а заказчик не согласовывает новые сроки их выполнения - подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта (по аналогии со ст. 719 ГК РФ).
Поэтому, на наш взгляд, стороны, руководствуясь логикой и положениями гражданского законодательства, вправе заключить соглашение о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в момент, когда станет очевидно, что работы, предусмотренные контрактом, не будут выполнены в срок и будет ясно, на какой срок в связи с этим требуется продлить срок исполнения контракта. При этом дожидаться истечения срока исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не обязательно.
Однако должны подчеркнуть, что сказанное является только нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют. Поэтому не исключено, что "досрочное" заключение соглашения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет признано неправомерным.
Во-вторых, и в том случае, если стороны "досрочно" заключают на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ соглашение о продлении срока исполнения работ по контракту, требование об уплате подрядчиком неустойки может быть не лишено смысла. Дело в том, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, но по согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1, п. 2 ст. 708 ГК РФ). Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (п. 1 ст. 708 ГК РФ).
Напомним, что в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исключить возникновение этой обязанности путем подписания какого-либо дополнительного соглашения к контракту (в том числе указанного в вопросе) стороны не могут.
Соответственно, если на момент принятия решения о продлении срока исполнения контракта подрядчиком допущены просрочки исполнения отдель
СпроситьФедеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
статья 95
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении Исходя из содержания пункта 9 ваши действия по продлению срока контракта являются правильными
Однако вам нужно учитывать и следующее требование пункта 9 части 1 статьи 95 этого закона: В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
Другими, словами, только при полной оплате пени подрядчиком возможно продление срока контракта на 115 дней Расчет пени нужно делать, конечно по состоянию на 31 декабря Сумму же для расчета пени нужно брать следующим образом: сумма по контракту минус суммы закрытые актами КС-2 и КС-3.
С полученной суммы делаете начисление пени.
СпроситьРазумно действуете!
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.04.2022 ст. 94 дополняется ч. 15 (ФЗ 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.07.2022 ст. 94 дополняется ч. 16 (ФЗ 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 95. Изменение, расторжение контракта
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
...
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
...
Норма говорит о том, что при продлении срока подрядчик должен оплатить неустойку (пени). Срок пени по 31.12.2021 правомерен. Тогда при уплате можете пролить срок.
Про пени-
Статья 34. Контракт
...7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
..
То есть цену контракта уменьшить на стоимость выполненным работ.
СпроситьПодрядчик исполнял контракт в рамках ФЗ-44. Срок выполнения работ 90 дней с момента заключения контракта. Срок действия контракта 170 дней. В срок выполнения работ Подрядчик не уложился, но работы продолжил. Заказчик претензий не присылал, ждал результат работ.
На 92 день у Подрядчика возникли обстоятельства, которые привели к невозможности дальнейшего выполнения работ по вине Заказчика. Подрядчик уведомил Заказчика об остановке работ по вине Заказчика. Заказчик думал и через 30 дней прислал письмо с указаниями как поступить. Подрядчик работы продолжил. Работы были выполнены и сданы Заказчику до окончания действия контракта на 168 день. Заказчик при расчете пени за просрочку считает срок от 90 дней и до 168, не вычитая время остановки работ, ссылаясь на то что остановка работ произошла после срока выполнения работ и не может быть остановкой, хотя причина остановки - вина Заказчика. Прав ли Заказчик при расчете пени за просрочку?
То есть вопрос, можно ли останавливать работу после истечения срока выполнения, но в пределах срока действия контракта? Работа ведь выполнялась, хоть уже и с нарушением по срокам.
Есть письменное уведомление об остановке и письменный ответ Заказчика с указаниями.
Добрый день!
Неужели вам кто-то бесплатно решает юридические задачки, этот сайт для этого не приспособлен, решение задач - на платной основе.
С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.
СпроситьЗдравствуйте.
1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
2. К договорам применяются правила о двух-и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
4. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
Необходимо детально проработать договор с подрядчиком.
СпроситьДобрый день, Надежда!
Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо изучить контракт. Если у вас были задержки по вине Заказчика, то он не прав, но опять, надо все смотреть в контексте договора.
СпроситьМожно ли Подрядчику останавливать работу по договору подряда по вине Заказчика после истечения срока выполнения работы, но в пределах срока действия контракта?
СпроситьДень добрый. Чтобы ответить на такой вопрос не голословно, юристу необходимо ознакомиться с имеющимися документами, Надежда.
СпроситьМожно ли Подрядчику останавливать работу по договору подряда по вине Заказчика после истечения срока выполнения работы, но в пределах срока действия контракта?Необходимо знать причину вины заказчика и пределы срока выполнения работ. Удачи.Спросить
Посоветуйте пожалуйста, как должен поступить заказчик (по муниципальному контракту), если подрядчик выполнил работы, но документы для оплаты не предоставляет, мотивируя тем, что в данном случае должен был быть заключен не муниципальный контракт на выполнение работ, а договор. При этом по контракту подрядчику была перечислена предоплата 30%. Заказчиком дважды направлялось уведомление о непредоставлении документации и начислении в связи с этим пени и штрафов. Но от подрядчика до сих пор не поступило ни одного документа. Что делать?
Вы себя подстраховали направив уведомления Подрядчику Более вы ничего не сможете сделать Это уже не ваши проблемы,что Подрядчик не хочет получать деньги
СпроситьПодрядчик нарушил срок выполнения капитального ремонта здания в учреждении это 3 декабря 2021 г. Срок действия контракта до 31 декабря. Какие действия нужно предпринять нашему учреждению. Выставить претензию со штрафом и начислять пени до выполнения работ или продлить срок выполнения работ и срок действия контракта. Или расторгнуть контракт по факту выполненных работ. Спасибо за ответ.
Анжелина, прежде чем предьявлять претензию, нужно видеть контракт, на руках у вас он?
СпроситьПродление сроков недопустимо, поскольку законом не предусмотрено изменение существенных условий контракта (ст. 95 44 ФЗ РФ). В данном случае капитальный ремонт будет являться договором подряда (исходя из норм ГК РФ, ст. 708), где одно из существенных условий является срок выполнения работ.
В Вашем случае я вижу следующие варианты развития событий:
1) Вы расторгаете контракт и обязательно заносите подрядчика в РНП с последующим заключением контракта с участником закупки, который занял второе место в конкурсной процедуре. Последовательность внесения подрядчика в РНП указана в законе № 44 ФЗ и при желании Вы можете задать отдельный вопрос. При расторжении госконтракта выставляете требование на оплату штрафа и пени.
2) Если все-таки работы движутся и подходят к логическому концу, не нужно переживать, что срок действия контракта означает конец самого контракта и в результате получится, что «никто никому ничего не должен». Важное в контракте-обязательство, которое до сих пор не выполнено. Оно не зависит от срока действия контракта. Можете подождать окончания выполнения работ с выставлением требования об уплате неустойки в момент выполнения работ. (учтите, это не право, а обязанность заказчика)
Обоснование вывода:
Частью 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Необходимо учитывать, что:
- пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Как видно из приведенных норм, за разные виды нарушений контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, Закон N 44-ФЗ предусматривает различные виды ответственности: пеня начисляется при просрочке исполнения обязательств, штрафы - за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, кроме просрочки.
В правоприменительной практике выработан подход, признающий принципиально возможным одновременное взыскание заказчиком суммы штрафа и пени в случае неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС 16-14360, п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017). Такая возможность имеется, например, в случаях, когда поставщик вообще не приступал к исполнению контракта либо контракт исполнен частично. На наш взгляд, данная позиция применима к любым контрактам, а не только к контрактам на поставку товара.
Если же все нарушения, допущенные контрагентом, сводятся к просрочке исполнения, то основания для взыскания штрафа отсутствуют. Это подтверждается и судебной практикой.
СпроситьНужно смотреть условия контракта. Можете претензию за нарушение договорных обязательств и штрафные санкции выставить.
Комментарий к ст. 708 ГК РФ
1. Поскольку момент заключения и момент исполнения договора подряда никогда не совпадают, срок выполнения работы является существенным условием договора. Вследствие этого комментируемая статья обязывает стороны указывать в договоре подряда начальный и конечный сроки выполнения работы. Кроме того, предусмотрена возможность указания промежуточных сроков.
При этом если стороны при подписании договора подряда согласовали сроки выполнения работ, а впоследствии дополнительным соглашением аннулировали соглашение о сроке выполнения работ и не установили нового срока, то сам договор признается незаключенным. Верно и обратное: если стороны не согласовали сроков выполнения работ при подписании договора подряда, но впоследствии установили их в дополнительном соглашении, договор является заключенным.
Смысл указания начального, промежуточного и конечного сроков производства работ состоит в том, что подрядчик несет ответственность за их нарушение, если иное не установлено правовыми актами или соглашением сторон. Поскольку норма сформулирована диспозитивно, подрядчик от этой ответственности может быть освобожден (например, если нарушение им начального срока не повлияет на соблюдение срока окончания работ).
В судебной практике сложилась позиция, согласно которой, если в договоре подряда условие о сроках выполнения работ не согласовано, определять такие сроки по правилам ст. 314 ГК РФ о разумном сроке нельзя.
2. Нарушение подрядчиком предусмотренных договором подряда сроков выполнения работы означает просрочку и может иметь разные последствия. При нарушении начального срока заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от него возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ); при нарушении любого срока заказчик вправе отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков, если такое исполнение утратило для него интерес (п. 3 комментируемой статьи).
Установленные начальный, конечный, а в соответствующих случаях - и промежуточный сроки могут быть изменены в случаях и в порядке, которые предусмотрены договором подряда. Отсутствие данного условия не влияет на действительность договора подряда, однако в этом случае сроки выполнения работы могут быть изменены только по правилам гл. 29 ГК РФ.
При нарушении подрядчиком любого срока заказчик может не сохранить заинтересованность в работе. Если вследствие допущенной подрядчиком просрочки на любом этапе выполнения работы (в начале или при ее завершении, в том числе при завершении отдельных ее этапов) работа еще не завершена, однако заказчик утратил интерес к дальнейшему ее выполнению, заказчик может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (п. 3 комментируемой статьи в связи с п. 2 ст. 405 ГК РФ), в этом случае подрядчик освобождается от исполнения обязательства в натуре (п. 3 ст. 396 ГК РФ).
3. Судебная практика:
- информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127;
- Определение ВАС РФ от 30.05.2012 N ВАС-6830/12 по делу N А 04-1367/2011;
- Определение ВАС РФ от 19.03.2012 N ВАС-2399/12 по делу N А 46-3334/2011;
- Определение ВАС РФ от 03.11.2011 N ВАС-14427/11 по делу N А 43-26318/2010-11-797;
- Определение ВАС РФ от 25.10.2011 N ВАС-13729/11 по делу N А 60-37320/2010-С 4;
- Определение ВАС РФ от 15.11.2010 N ВАС-14659/10 по делу N А 40-74163/09-136-554;
- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2013 по делу N А 28-1030/2013;
СпроситьЗдравствуйте Анжелина
В случае нарушения сроков выполнения работ по вине подрядчика заказчик обязан потребовать от него уплаты пеней
Вы выставляете претензию с начислением пени до истечения срока действия контракта.
Если в контракте не указано, что истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по нему, его условия могут быть изменены по соглашению сторон (в том числе в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Само по себе истечение указанных сроков не препятствует исполнению предусмотренных контрактом обязательств и принятию такого исполнения заказчиком.
Вы вправе расторгнуть контракт по факту исполнения
СпроситьВыбор за вами.
1. Претензия необходима, с указанием на нарушение сроков.
2. Насчет продления, надо смотреть сам контракт, и процедуру, по которой он заключён.
Согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была.
Вносить изменения в договор заказчик вправе, если это не противоречит положению о закупке и условиям самого договора (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Закон N 223-ФЗ позволяет сторонам при исполнении изменить количество (объем), цену закупаемых товаров, работ, услуг, а также сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если это не противоречит положению о закупке и договору, возможно продлить соглашение с контрагентом.
3. Расторжение, так же возможно.
Спросить