Проблема с неисправным мобильным телефоном - право на обмен и возврат
У меня такая ситуация. Купил в магазине мобильный телефон Sony Ericsson K750i за 8400 руб. с гарантией 12 месяцев. Через 10 дней он вышел из строя - не стал включаться. Я обратился в этот магазин с требованием обменять на новый. Сотрудники магазина, сославшись на Постановление Правительства от 19.01.1998 № 55, сказали мне, что мобильные телефоны обмену и возврату не подлежат. Кто прав и что мне делать?
Уважаемый Дмитрий,
Сотрудник не прав. Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55, в частности, утвержден ПЕРЕЧЕНЬ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ ИЛИ ОБМЕНУ НА АНАЛОГИЧНЫЙ
ТОВАР ДРУГИХ РАЗМЕРА, ФОРМЫ, ГАБАРИТА, ФАСОНА, РАСЦВЕТКИ ИЛИ КОМПЛЕКТАЦИИ, в котором упоминаются телефонные аппараты.
Но в Вашем слечае аппарат вышел из строя, т.е. является аппаратом НЕнадлежащего качества.
Взаимоотношения как продавца с покупателями регулируются положениями гл. 30 "Купля-продажа" (и особенно - ее параграф 2 "Розничная купля-продажа") Гражданского кодекса РФ, а также Закона РФ "О защите прав потребителей".
Понятие "технически сложный товар" предусмотрено п. 1 (ч. 2) ст. 503 ГК РФ. В п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что перечень таковых товаров утверждается Правительством РФ. Перечень технически сложных товаров был утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575. Телефонные аппараты вообще, а мобильные - в частности, в соответствии с названным перечнем технически сложными товарами не являются. Поэтому урегулирование претензий покупателей осуществляется предпринимателем на общих основаниях.
На основании п. п. 2 и 3 ст. 503 ГК РФ, а также п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель (в данном случае - покупатель), которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи (с возвратом ранее уплаченных денежных средств).
Согласно п. 2 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" таковые требования предъявляются потребителем продавцу (организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним). Следовательно, в данном случае потребитель (покупатель) вправе самостоятельно определить свои требования к продавцу товара ненадлежащего качества. Выбор между ремонтом товара, заменой его на другой аналогичный либо возвратом уплаченных за него денежных средств определяется сугубо волеизъявлением покупателя. В соответствии с п. 3 (ч. 3) ст. 503 Гражданского кодекса РФ при возврате покупателю уплаченных за товар денежных средств продавец не вправе удерживать ту сумму, на которую понизилась стоимость товара в связи с его использованием, а также потерей его товарного вида и иных потребительских качеств.
Исходя из изложенного следует, что "каких-либо постановлений" в пользу продавца мобильного телефона не существует. Однако продавец несет ответственность только в том случае, если вещь пришла в негодность при отсутствии вины покупателя. Существуют правила эксплуатации мобильных телефонных аппаратов. И если покупатель их нарушил, в результате чего вещь пришла в негодность, продавец не обязан удовлетворять его требования по замене (ремонту, возврату денежных средств) товара.
Если к продавцу поступает для дальнейшей купли-продажи товар ненадлежащего качества и это установлено положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", то на основании ст. ст. 15, 393, 394 ГК РФ он вправе требовать от своих поставщиков возмещения тех убытков, которые понес вследствие поставки таких товаров. Поэтому было бы целесообразно рекомендовать тщательным образом устанавливать факт ненадлежащего качества товара, удовлетворять претензии покупателей, а затем в порядке регрессного требования предъявлять претензии к своим поставщикам по компенсации и возмещению понесенных убытков.
Поэтому в случае, если после приведенной выше аргументации продавец вам еще раз откажет, вы можете провести независимую экспертизу и предъявить свои требования через суд, в.т. числе возмещение морального вреда.
Желаю Вам успешного разрешения сложившейся ситуации.
С уважением,
Елена Ханина.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 90 из 47 429 Поиск Регистрация